КАК ЖЕ МОЖНО ЗАБЫТЬ ДЕПОРТАЦИЮ ЦЕЛЫХ НАРОДОВ?!

Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Федор Тютчев. Август 1869

Язык солидарности, независимо от характера письма, оперирует положительными символами. Добродетель — это когда человек общественные цели ставит выше личных. Тогда человеку открывается путь к цивилизации, т.е. сдерживанию эмоций и страстей ради коллективных ценностей. Человечество движется от дикости через варварство к цивилизации, устанавливая правила игры, консолидирующие общество. Не существует субъекта, учреждающего правила игры. Никакой гениальный философ или мудрый правитель не может взять на себя подобную миссию. Правила игры — итог саморазвития самого общества. Если на сцене появляется Лжегерой, устанавливающий собственные законы, тогда в обществе начинается Смута.

В российских СМИ стремление к успеху, к победе любой ценой, уничтожению противника преподносится как самоценность. Это опасная игра с человеческими страстями. Возьмем, казалось бы, бесспорный пример — Победу в Великой Отечественной войне. Новый учебник истории России ориентируется на консолидацию страны вокруг величайшей Победы в человеческой истории, что само по себе весьма благородно и продуктивно. Однако одним из лозунгов того времени было: «За Родину! За Сталина!» Этот исторический факт становится камнем преткновения для интерпретаторов. В силу идеологической установки консолидировать россиян вокруг Победы начинается неумеренное превознесение Иосифа Сталина. На телеэкранах вокруг вождя постоянно толпятся генералы, разрабатывающие стратегические операции, спецслужбы обеспечивают разведывательной информацией, техника демонстрирует свое превосходство над вражеской военной машиной, а советский народ оказывается просто материалом для разгрома врага. При этом рефреном звучит: «Мы за ценой не постоим!» Роль вождя и его генералов многократно тиражируется, в итоге формируется стереотип Победы благодаря Сталину с волевым генералитетом. Военный стереотип становится формулой успеха и для мирного времени. Тем самым создается иллюзия, что сегодня именно генералы могут обеспечить любой успех.

С таким подходом можно было бы, в конце концов, согласиться, если бы Сталин не был редким злодеем, которого превращают в положительного Героя. В концепции единого учебника эпоха сталинизма заменена на нейтральную историю 20 - 30-х годов. Так будто 1937 год не стал вехой в смене режима власти. Кого этим можно обмануть? Ведь в каждой семье кто-то из старшего поколения пострадал от сталинских чисток. Как же можно забыть депортацию целых народов?! Кстати, пропаганда Сталина на телеэкранах давно затмила фигуру Владимира Ленина, изменившего течение мировой истории. Ленина сделали виновным в революции, а Сталина представили победителем Адольфа Гитлера. Но ведь сражались народы — и не за Сталина, а за свою страну, республику, город, родную деревню, семью, за будущее своих детей.

Не Победа сама по себе консолидирует общество, а историческая правда, какой бы горькой она ни была. Победа не нуждается в оправдании сталинизма. Замазывание злодейств Сталина ради торжества консенсуса вокруг интерпретации Победы в лучшем случае дезориентирует людей, а кое у кого пробуждает жажду новой диктатуры.

ТОТ, У КОГО НЕОГРАНИЧЕННАЯ ВЛАСТЬ,
САМ УСТАНАВЛИВАЕТ ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ ВСЕГДА ОКАЗЫВАЕТСЯ В ВЫИГРЫШЕ


Ныне ль, даве ль? — все одно и то же:

Волчьи морды, машкеры и рожи,
Спертый дух и одичалый мозг,
Сыск и кухня Тайных Канцелярий,

Пьяный гик осатанелых тварей,
Жгучий свист шпицрутенов и розг,
Дикий сон военных поселений,
Фаланстер, парадов и равнений,
Павлов, Аракчеевых, Петров,
Жутких Гатчин, страшных Петербургов,
Замыслы неистовых хирургов
И размах заплечных мастеров.

Сотни лет тупых и зверских пыток,
И еще не весь развернут свиток,
И не замкнут список палачей,
Бред Разведок, ужас Чрезвычаек —
Ни Москва, ни Астрахань, ни Яик
Не видали времени горчей.

Бей в лицо и режь нам грудь ножами,
Жги войной, усобьем, мятежами —
Сотни лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням, —
Не дойдем и в снежной вьюге сгинем
Иль найдем поруганным наш храм?

Нам ли весить замысел Господний,
Все поймем, все вынесем любя, —
Жгучий ветр полярной преисподней,
Божий бич, приветствую тебя!

Максимилиан Волошин. Северовосток

Есть расхожая фраза: «Победителей не судят». Победитель непогрешим, он оказывается вне суда Истории. Все же Никита Хрущев решился разоблачить культ личности. Независимо от личных мотивов, объективно он сделал исторический шаг, который останется в анналах как важнейшая веха в судьбе страны. Критика предыдущих руководителей ради оправдания собственной политики далеко не самая лучшая традиция, но Хрущев спасал страну от Смуты, которая неизбежно наступает после очередной диктатуры. Нельзя вождей ставить по ту сторону добра и зла, даже ради превознесения великой Победы. Историческая истина должна восторжествовать, так считал Хрущев, и в этом он был прав.

«Положим, мы хотим истины, — отчего же лучше не лжи? Сомнения? Даже неведения?» — спрашивал Фридрих Ницше. Почему нужно выбирать между добром и злом? В чем ценность истины, к которой мы так яростно стремимся? «При всей ценности, какая может подобать истинному, правдивому, бескорыстному, — продолжает Ницше — все же возможно, что иллюзии, воле к обману, своекорыстию и вожделению должна быть приписана более высокая и более неоспоримая ценность для всей жизни». Может ли человек жить без лжи, фальсификации? Отвергнуть ложь — значит отвергнуть реальную жизнь и переместиться в сферу фантазий, утопий. Ложь — условие нашей жизни. Признав это, мы оказываемся по ту сторону добра и зла.

До какой степени успешный руководитель страны ответственен за последствия своей политики? Может ли Победитель избежать критики? Суд над Аугусто Пиночетом показал, что мировое сообщество не признает срока давности, оно не может простить гибель людей, несмотря на явные антипатии США к социалисту Сальвадору Альенде и поддержку диктатора. Сталин ответственен за миллионы жизней, виноватых только в том, что они были талантливы. Более того, он разрушитель идеала социализма, к которому человечество стремилось на протяжении ХIХ и ХХ веков. Человеческая мысль, все политические движения были очарованы социалистическими идеями. Только правда о ГУЛАГе смогла дискредитировать мировое социалистическое движение и вновь вернуть к жизни либерализм. «Вина» Ленина перед мировым коммунистическим движением состоит в абсолютизации революционного пути к социализму. Сталин же вместо социализма построил концлагерь. Даже сегодня, после столь жестоких сталинских уроков, социал-демократы Европы сохраняют позиции одной из ведущих политических сил. В Европе существует неомарксизм, неоленинизм, маоизм, анархизм, даже остатки троцкизма, но не существует неосталинизма, поскольку человеческая жестокость в лице Сталина достигла предела, он пробуждал в людях звериное и стравливал друг с другом. Общий вектор развития человечества, несмотря на шатания и отступления, все же движется от дикости к цивилизации.

Во всех волшебных сказках добро побеждает зло. Наша жизнь начинается со сказок, проходит в надежде на победу добра, а заканчивается разочарованием. Как писал Габдулла Тукай:

На пути моем врагов было больше, чем собак,
Ибо с гнетом я вовек примириться бы не смог.
Я врагам не отомстил, вышли силы, сломан меч,
В битве с грязью сам погряз, мир очистить я не смог.

Историческая победа остается за тем, кто борется со злом, а не тем, кто первым прибежал на финиш. Истинный Герой может и не добраться до финиша, как Муса Джалиль, не увидевший Победы. Естественное стремление человека к успеху, быть первым сталкивается с властью, предопределяющей победителя. Тот, у кого неограниченная власть, сам устанавливает правила, по которым он всегда оказывается в выигрыше. Тогда создается иллюзия победы. Ему рукоплещут. Женщины мечтают именно о таком герое, мужчины просто завидуют. Кому, спрашивается, нужна истина, ведь «победителей не судят»?

ПРО ХОРОШЕГО НАЧАЛЬНИКА ГОВОРЯТ, ЧТО ОН КАК ОТЕЦ РОДНОЙ

«У черта открываются на Бога самые широкие перспективы,
оттого он и держится подальше от него —
черт ведь и есть закадычный друг познания».

Фридрих Ницше

Общество, в отличие от диктаторов, не может жить вне моральных принципов, вне поиска правды и справедливости. Поэтому дихотомия добра и зла сохранилась как основная сюжетная линия не только в сказках, легендах, мифах, но и во всех современных произведениях, будь то повесть, роман или блокбастер. Даже в «Звездных войнах» выступают те же персонажи: с одной стороны, Герой, с другой — всякая нечисть. Мир мало изменился в своих основных сюжетных линиях, а потому возможных вариантом нашего поведения не так уж много. Иоганн Вольфганг фон Гете в беседах с Иоганном Петером Эккерманом заметил, что, по-видимому, не существует более 36 возможных трагедийных ситуаций. Великий Фридрих Шиллер приложил немало усилий, пытаясь увеличить число сюжетов, но не смог этого добиться. Оказывается, что со временем вариантов человеческих судеб не становится больше, а потому и персонажи различных эпох оказываются в аналогичных ситуациях, меняются только имена. Наша жизнь гораздо традиционнее, чем кажется на первый взгляд.

Истоки древних символов уходят корнями в архетипы. Символ есть образ архетипа, посредник между сознательным и бессознательным, между явным и скрытым. Архетипы лежат в основе нашей психики, поскольку складываются из первоначальных человеческих отношений: ребенка с кормящей и защищающей от внешних угроз матерью; отцом как авторитетом в семье. Первичные отношения затем переносятся на все общество. Про хорошего начальника говорят, что он как отец родной, а уважаемого президента страны называют «царь-батюшка». На этой почве появляются и божественные персонажи: солнце — Тенгри у тюрков или «свет-батюшка» у славян. Луна у тюрков становится женой Тенгри по имени Умай и т.д.

Человеческая жизнь всегда зависела от воды и еды, которые человек добывал в лесу, реке, поле. Отсюда первоначальные архетипы, которые сопровождают нас всю последующую жизнь: лес как источник дичи, но лес таит и опасность, поскольку там водятся Шурале, лешие и другая нечисть; вода нас кормит, но также порождает зло — реки затапливают поля, сносят дома, а в прудах водятся водяные, Су анасы; земля-кормилица одновременно оказывается потусторонним миром, куда люди уходят после смерти. Земля и вода воспринимаются как живородящие, а потому ассоциируются с матерью, отсюда такие выражения, как «Мать Сыра Земля», «Волга-матушка». Архетипы нашли свое отражение в мифах, выполнявших функцию мировосприятия. На последующих этапах человеческой жизни вместе с замещением мифов философией и религией первичные архетипы трансформируются в понятие «Родина-Мать», «Идель-Йорт», божественное солнце превращается в Бога Отца или, по выражению Мухаммеда, становится глазом Аллаха.

В нашем цивилизованном обществе архетипы не исчезают, они продолжают существовать. Первобытные образы, тотемы, демоны становятся персонажами волшебных сказок, но структура отношений не меняется, хотя приобретает современный облик. Теперь мы говорим не «Мать-Земля», а средство производства агропромышленного сектора, не Тенгри, а гелиоцентрическая система Коперника. Лешие и домовые стали экономическими факторами, а злые демоны превратились в финансовый кризис...

Источник зла — человеческие инстинкты, а добро возникает из доминирования коллективных интересов, когда страсти сдерживаются правилами игры: обычаями, моралью, законами. Борьба добра и зла неистребима, она из волшебных сказок перекочевала в романы и блокбастеры. Образы Шурале и Дровосека как воплощение животных намерений и цивилизованного начала — вечные образы.

Сегодня мифы оказались в тени литературы и искусства, но они живут с нами, они не исчезли, просто персонажи поменяли имена. Именно поэтому древние мифы навязывают свой образец поведения нынешнему поколению, а мы оказываемся в плену прошлых символов, несмотря на бесконечное изобретение новых лозунгов и брендов.

Если вы придумали новый бренд, поищите его основу в архетипах, и там он обязательно обнаружится. Если все же его там не окажется, то ваш бренд ничего не стоит, но это тема для отдельного текста...

Где связанный и пригвожденный стон?
Где Прометей — скалы подспорье и пособье?
А коршун где — и желтоглазый гон
Его когтей, летящих исподлобья?

Тому не быть — трагедий не вернуть,
Но эти наступающие губы
Но эти губы вводят прямо в суть
Эсхила-грузчика, Софокла-лесоруба.

Он эхо и привет, он веха — нет, лемех...
Воздушно-каменный театр времен растущих
Встал на ноги, и все хотят увидеть всех —
Рожденных, гибельных и смерти не имущих.

Осип Мандельштам. 19 января — 4 февраля 1937

Продолжение следует.

Читайте также: