Следком возбудил уголовное дело в отношении Данияра Гумерова — начальника отдела администрации Центрального района исполкома Челнов

«...КОРРУПЦИОННЫЕ СВЯЗИ В АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА»

В громком «деле игровиков» появились сразу два новых фигуранта, и оба чиновники средней руки. Начнем с того, что сначала следком в конце прошлой недели сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении 29-летнего Данияра Гумерова — начальника отдела взаимодействия с организациями территории администрации Центрального района исполкома Набережных Челнов. Суд избрал ему меру пресечения в виде содержания под стражей до 3 августа.

Таким образом, следственные органы впервые, начиная с апреля, когда в Челнах и была проведена масштабная спецоперация по пресечению деятельности организаторов игорного бизнеса, пролили свет на загадочную формулировку первоначального сообщения о том, что «сотрудниками СК выявляются коррупционные связи задержанных в администрации города и правоохранительных органах». Теперь, по крайней мере, первые фигуранты из числа чиновников в громком и резонансном деле обозначены.

Тут также вспоминается громкое заявление, сделанное мэром города Василем Шайхразиевым в середине апреля на сессии горсовета.

«И сегодня они (арестованные организаторы подпольных казино прим. ред.) с удовольствием дают показания о тех, с кем они работали, кто их крышевал. Все уже прочитали в СМИ, какое количество руководителей с высокими погонами отстранено от должности, а один из руководителей арестован за злоупотребления и получение взятки. Это, наверное, не последнее задержание по делу об игорном бизнесе, еще будут, потому что задержанные лица очень активно сотрудничают, направо-налево всех сдают, в том числе и финансовые документы. Так что мы с вами станем свидетелями еще не одной громкой отставки или задержания. Дай Бог, чтобы это не коснулось тех, кто сидит в этом зале», — сказал тогда челнинский градоначальник.

Городской следком возбудил в отношении Гумерова уголовное дело по ст. 290 ч. 5 п. «в» УК РФ («Получение взятки в крупном размере»). Сообщение об этом распространила пресс-служба прокуратуры города, которая признала, что решение следователя является законным и обоснованным. По версии следствия, Гумеров, используя свое должностное положение, с целью личной наживы с января 2013 года по март 2014 года ежемесячно получал по 20 тыс. рублей от Ильнара Хайрутдинова, представляющего интересы Дениса Ульева, Василия Криворучко и Дмитрия Косинова, организовавших незаконную игорную деятельность в Набережных Челнах. За эти деньги Гумеров заблаговременно предоставлял Хайрутдинову информацию о предстоящих проверках игорных заведений со стороны сил общественности, органов МВД и прокуратуры, говорится в сообщении ведомства.

Поводом для возбуждения уголовного дела в отношении Гумерова стала явка с повинной Хайрутдинова, который и дал на него показания. Напомним, Хайрутдинов оказался в числе первых задержанных в ходе спецоперации проведенной правоохранителями 5 апреля. В дальнейшем судом было принято решение продлить в отношении него и других задержанных срок содержания под стражей на 72 часа, однако затем Хайрутдинов, по решению суда, был отпущен на свободу под подписку о невыезде.

«НАГЛОСТЬ — ВТОРОЕ СЧАСТЬЕ»

Обращает на себя внимание тот факт, что примерно в это же время, а именно 30 мая, на сайте следственного комитета РТ появилась информация о другом преступлении Гумерова, которое он, по версии следователей, совершил в декабре прошлого года. Ему так же, как и в этом случае, инкриминировали получение взятки (ч. 3.ст. 290 УК РФ). В частности, сообщалось, что чиновник получил взятку от одного из предпринимателей в виде двух топливных карт номиналом 5 тыс. рублей.

По версии следствия, в ноябре 2013 года Гумеровым в ходе проверки одного из кафе были выявлены нарушения муниципальных правил благоустройства, после чего он предложил владельцам заведения не составлять протокол об административной ответственности за «подарок» в виде топливных карт АЗС. Предприниматель обратился в правоохранительные органы, которые контролировали дальнейшее развитие событий. 9 декабря Гумеров в своем служебном кабинете получил две подарочные топливные карты номиналом 5 тыс. рублей каждая, которыми впоследствии воспользовался. Впрочем, здесь же сообщалось, что тогда Гумеров свою вину не признал и под стражу взят не был.

Пресс-служба Набережных Челнов отказалась комментировать информацию о возбуждении дела в отношении чиновника, однако с сайта администрации города фотография Гумерова была удалена. Можно предположить, что Гумеров был уволен, как только стало известно о возбуждении дела.

В Тwitter Гумеров выложил фото пустых игорных заведений

В микроблоге Тwitter последняя активность Гумерова зафиксирована 5 мая, когда он выложил фото пустых игорных заведений и сопроводил их подписями: «Интернет кафе 18/07А — 6 ноутбуков, столы, стулья, видеокамеры. Грузим на КАМАЗ, предоставленный МУП «ПАД». А 30 апреля, выложив аналогичное фото, он написал: «Пустое «Алиби», грузим на КАМАЗ, предоставленный Горзеленхозом».

Вызывает также интерес его последняя запись в социальной сети в «ВКонтакте», датированная 13 апреля, где он пишет: «Мой характер, как у автомобиля: BMW X5! Ты, как и этот автомобиль, сочетаешь в себе все самое хорошее и ценное от возможных черт характера. Ты вынослив при любом раскладе дел, быстро и шустро разбираешься с натиском текучих задач и наглость для тебя второе счастье. Самое главное, что ты подходишь ко всему с мозгами, рули в том же направлении и успех к тебе придет».

«НЕ ЗНАЮ, ЧТО СЕЙЧАС И ПРЕДПОЛАГАТЬ!»

Для Артема Толматова — главного общественного борца с игорным бизнесом в Набережных Челнах, с которым связался корреспондент «БИЗНЕС Online», известие об аресте Гумерова стало полной неожиданностью. По словам Артема, Гумеров в составе групп, занимающихся изъятием игорного оборудования, работал больше года и несколько раз в неделю выходил в рейды.

Артем Толматов
Артем Толматов: «У нас были, конечно, моменты, когда мы собираемся в какое-то заведение на изъятие, приезжаем туда, а там явно «подстава», но не думаю, что это мог делать Данияр»

«От кого-кого, но от Данияра я не ожидал! — воскликнул Толматов. — Он ходил с нами практически все время в рейды по изъятию игорного оборудования, по несколько раз в неделю, и показывал себя только с самой лучшей стороны. Он всегда, скажем так, настойчиво боролся с игорным бизнесом, помогал таскать нам эти аппараты. Он ведь был в составе комиссии по противодействию игорному бизнесу от исполкома, туда входили сотрудники прокуратуры, ОБЭП, исполкома, налоговой и пожарной инспекции. Я даже не знаю, что сейчас и предполагать после этой информации!» — сказал Толматов.

Он также отметил, что бывали случаи, когда информация о планируемых рейдах становилась известна игровикам. «У нас были, конечно, моменты, когда мы собираемся в какое-то заведение на изъятие, приезжаем туда, а там явно «подстава». Я даже писал об этом, но не думаю, что это мог делать Данияр. Из поля нашего зрения никто ведь никуда не пропадал, мы все вместе ездили, хотя иногда и на разных машинах», — сказал Толматов.

«ГУМЕРОВ — ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ФИГУРАНТОВ, РАБОТАЮЩИЙ В АДМИНИСТРАЦИИ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» также обратился за комментариями к заместителю прокурора Набережных Челнов Олегу Ульянченко. По его словам, инкриминировать Гумерову ст. 210 («Создание или участие в ОПС»), по которой привлекаются основные фигуранты дела, следствие, по всей видимости, не предполагает. «Думаю, его роль в этом деле была не такая значимая. Ему платили лишь за то, что он сообщал о предстоящих рейдах по изъятию игорного оборудования. У него ведь, по сути, никакой роли, направленной на организацию совершения преступлений, связанных с незаконной игорной деятельностью, не было. Следствие установило, что в течение 15 месяцев он получал по 20 тысяч рублей ежемесячно, то есть речь идет о 300 тысячах рублей. Мы согласны с тем, что есть достаточные данные, указывающие на признаки преступления в действиях Гумерова», — сказал Ульянченко.

Стоит отметить, что наказание за получение взятки в особо крупном размере довольно суровое. Виновного в этом преступлении суд может лишить свободы на срок от 7 до 12 лет и одновременно с этим назначить максимально возможный штраф — до 60-кратного размера суммы взятки и лишить возможности занимать определенные должности в течение трех лет. То есть по максимуму Гумерову в случае признания его вины может грозить штраф в размере 18 млн. рублей!

Интересно, что Ульянченко в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не исключил, что среди чиновников могут появиться и новые фигуранты дела. «Гумеров — это один из фигурантов дела, работающий в администрации», — многозначительно сказал зампрокурора, отказавшись развивать эту мысль дальше. И буквально уже когда, что называется, «материал сдавался в печать», поступило очередное сообщение следкома. В нем говорится, что в Челнах в рамках расследования «игорного дела» в поле зрения правоохранительных органов попал главный специалист отдела взаимодействия с организациями территории администрации Автозаводского района Ильмир Мингараев, который также подозревается в получении взятки в крупном размере.

222.jpg
Фото Мингараева было удалено

По предварительной версии, в октябре 2012 года к Нуретдинову, занимающемуся организацией и проведением незаконной игорной деятельности, обратился Мингараев с предложением о покровительстве. Он пообещал своевременно предупреждать о предстоящих проверках. На тот момент он входил в состав мобильной группы по проверке игорных заведений. За свои услуги Мингараев попросил ежемесячно передавать ему 30 тыс. рублей.

Нуретдинов согласился. С июня 2013 года по март 2014 года он ежемесячно передавал сотруднику администрации необходимую сумму. Осенью 2013 года Мингараев указал Нуретдинову на необходимость оплатить ремонт в его квартире и получил еще 100 тыс. рублей, сообщает пресс-служба следственного комитета. Вину Мингараев не признал. В ближайшее время следователь обратится в суд с ходатайством об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу.

«В ЭТОМ ДЕЛЕ МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ОДНО...»

При этом, на наш взгляд, крайне любопытно еще одно заявление Ульянченко, которое может говорить о том, что в деле игровиков все не так просто и однозначно. «В своей практике я расследовал много преступлений, совершенных организованными преступными группами, — отметил он (напомним, что Ульянченко до прокуратуры работал заместителем руководителя следкома автоградаприм. ред.). — В этом деле мне не нравится одно: кроме показаний там нет ничего. А когда расследуются подобные дела, показания должны быть подкреплены объективными доказательствами. Должны быть сведения, касающиеся движения денежных средств, подтверждение бухгалтерской экспертизы. Нужны соответствующие запросы на движения денежных средств по счетам, чтобы было видно, какие прибыли и в чем они ее получали. Они же эти виртуальные деньги обналичивали? Так покажите, как эти деньги становились материальными. Следователи должны показать, какими средствами они пользовались, какими интернет-ресурсами пользовались, где находятся эти сервера, куда направить запрос и получить соответствующий ответ. Повторюсь, показания фигурантов, того же самого Косинова, должны подтверждаться объективными доказательствами. То есть следствие должно указать, что игровики работали с таким-то интернет-провайдером, что у них были такие-то адреса, что средства с этих «электронных денег» перечислялись на такие-то счета в банках...»