ИРЛАНДСКАЯ СЕМЕРКА

Сейчас МакДонах известен как кинорежиссер. По собственным сценариям он снял фильмы «Полная обойма (Шестизарядник)» (за который получил «Оскар»), «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов». Он даже говорил, что ему больше по душе киносценарии, потому что у него больше уважения к истории кино и поменьше — театральной истории.

Однако зритель продолжает ценить его пьесы, полные черного ирландского юмора и жестких жизненных коллизий. Сейчас трудно представить афишу Москвы без постановок по его текстам. Собственно «У Моста», отмечающий в этом году 25-летие, и запустил эту моду на МакДонаха в России. В свое время основатель театра Сергей Федотов увидел спектакль в Праге и решил перенести этот опыт на родную почву. «Сиротливый запад» впервые был показан 13 февраля 2004 года. С тех пор в Перми были поставлены 6 спектаклей по МакДонаху. 7 - 14 октября они проведут первый Международный театральный фестиваль Мартина МакДонаха, сам виновник торжества обещал приехать. Там они покажут 7-й спектакль «Человек-подушка», его режиссером станет Леон Кейн, который профессионально занимается исследованием местных наречий и особенностей диалектов жителей Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. И тем самым «У Моста» станет единственным театром в мире, который показал все из ирландского портфолио.

Обыкновенно МакДонаха ставят именно как кинорежиссера. С эффектами, трюками, чуть ли не в 5D, чтобы сам Тарантино подивился. В версиях «У Моста» все строится на переосмысливании реальности, которым дышит оригинальный текст, напряженных вибрациях, молниях, проскакивающих между персонажами. И все это без нелепых криков в пустоту и заламывания рук. Здесь и реквизит всамделишний, побитый, потертый. Из раковины течет вода. Алкоголь, кажется, тоже настоящий...

МИЛЫЕ БРАНЯТСЯ — ПУЛИ СВИСТЯТ

В малом зале Качаловского свободных мест нет. На «Панночку» Нины Садур, шутит Федотов, пришло 40 родственников выпусника КГТИ, ныне — ведущего актера театра Сергея Мельникова. Вчера на «Женитьбу» Гоголя — около 20. А сегодня он даже не играет, но родственники все равно есть.

«Сиротливый запад» — часть линэнской трилогии вместе с «Королевой красоты из Линэна», «Черепа из Коннемары». Его ставили в «Сатириконе», театре им. Комиссаржевской, театре Наций. В Казани в 2010-м попробовал театр «На Булаке».

Действие происходит в небольшой деревушке, где слишком много нелепых убийств и самоубийств. Муж стукнул жену топором. Дочь проломила голову матери кочергой. Полицейский добровольно ушел в воду и утонул...

При этом даже сам режиссер предупреждает, что «Сиротливый запад» — это комедия. И она действительно смешная. Это прямолинейные сельские издевательства про мочу в пиве, безгубую из Норвегии, карандаш в глотке, в тексте, возможно, выглядящие излишне резкими, силами актеров превращается в прекрасный образец простого юмора. И забавно, и неловко порой.

Но это и трагикомедия. Здесь много смеются и жестко шутят, порой — до смерти. Два главных героя — братья Конноры. Оба — дети в обличьи взрослых. Они носят пиджаки и брюки, но живут детскими обидами и мелочными желаниями. Старший, Коулман, шепелявящий и заикающийся, то ли случайно, то ли нарочно застрелил из ружья отца. Потому что тот посмеялся над его прической. Младший — Вэлин — крохобор, который больше жизни ценит свою плиту и статуэтки святых, потому что думает, что с ними точно попадет в рай. Увидев произошедшее, он заставляет переписать на себя все имущество. И потому единокровный Коннор с удвоенной силой делает ему подлянки. Еще есть священник-пьяница, отец Уэлш, их совесть, человек с «кризисом веры», пытающаяся добиться того, чтобы родственники научились прощать друг друга и жили по-человечески. А также тайно влюбленная в него и бесконечно ерничающая девица Гелин Келлехер.

Почти все действо происходит в небольшой гостиной, и в действии, нет, как кажется, ничего великого. Персонажи пьют, дерутся и сквернословят, один ворует у другого виски и чипсы, другой постоянно указывает, что ему в доме принадлежит даже пол. Но акценты расставлены так, что эта бытовуха приковывает внимание — пряным лексиконом, жизненной болтовней и надмировыми темами.

И это — самопожертвование и умение прощать.

Уэлш — не просто страдающий от чужих трагедий пастор. Он Иисус, который добровольно идет на символический крест, становится их совестью, чтобы братья научились ценить друг друга.

А сами братья — это люди, которые в стремлении забыть все нанесенные за жизнь раны будут готовы друг друга порешить. Но потом все-таки вспомнят, как любят друг друга.

И получится в итоге уже совсем не Ирландия, и даже не какое-нибудь забытое село под Пермью. А получится спектакль про общезначимое. Наверное, за это и стоит ценить макдонаховские постановки «У Моста».