Павел Сигал был задержан 19 ноября 2013 года

«ДЕЛО, ПО КОТОРОМУ Я ОБВИНЯЮСЬ, БОЛЕЕ ЧЕМ СОМНИТЕЛЬНОЕ»

Исполнилось полгода, как я усилиями следственного департамента, ГУЭП и ПК МВД России нахожусь за решеткой. Правда, те, кто сфабриковал мое дело, подписывал документы и настаивал на моем аресте, либо сами арестованы, либо уволены из органов МВД, но дело их живет. Пока. Поэтому можно подвести некоторые итоги этого периода, сделать некоторые выводы.

Причины моего задержания, по-моему, очень точно прояснил депутат Госдумы России, заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции, известный общественный деятель и журналист Александр Хинштейн в программе Андрея Караулова «Момент истины», которая вышла в эфир в конце марта. По словам Хинштейна, дело, по которому я обвиняюсь, более чем сомнительное. На вопрос ведущего: «А что это давало Колесникову? Просто повышение по службе, премии?» — ответ Хинштейна был следующий: «Целый ряд мотиваций: во-первых, слава суперборцов с коррупцией, лучших сыщиков. Второе: я не могу исключить, что здесь была и иная, в том числе материальная, основа». Точнее и не скажешь.

«ДРУЗЬЯ, СОТРУДНИКИ И КОЛЛЕГИ РЕШИТЕЛЬНО ВЫСТУПИЛИ В МОЮ ЗАЩИТУ»

С первых дней после моего ареста многие мои друзья, сотрудники и коллеги по общественной деятельности решительно выступили в мою защиту. Не могу перечислить всех, за что приношу свои извинения. Их было очень много. Это и председатель комитета гражданских инициатив, бывший вице-премьер и министр финансов правительства РФ Алексей Кудрин, президент «ОПОРЫ России» Александр Бречалов, уполномоченный по правам предпринимателей РФ Борис Титов, тот же Хинштейн. В Татарстане это уполномоченный по правам предпринимателей РТ Тимур Нагуманов, ректор Казанского технического университета Альберт Гильмутдинов, президент ассоциации работодателей и промышленников РТ, бывший член Совета Федерации РФ Алексей Пахомов и многие другие. Причем все сначала просили моих адвокатов представить исчерпывающие материалы по делу и, только убедившись, что там ничего нет, начинали действовать. Тысячи людей уже поставили свои подписи под обращением к президенту РФ с просьбой о моем освобождении, и эта работа продолжается. Но особенно большие усилия прилагает в этом направлении самая крупная организация предпринимателей «ОПОРА России», которая объединяет более 400 тыс. предпринимателей. На настоящий момент около 50 региональных отделений «ОПОРЫ» (из 65) и свыше 40 федеральных и региональных профессиональных союзов и ассоциаций на своих конференциях и советах приняли резолюцию с требованием моего освобождения.

«СТАТЬЯ 159 УК НАСТОЛЬКО РЕЗИНОВАЯ, ЧТО ЛЮБОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ МОЖЕТ ПОД НЕЕ ПОПАСТЬ»

Но почему же пока ничего не изменилось? Причина в порочной системе принятия решений при задержании и арестах предпринимателей. Несмотря на действие законов и нормативных актов, прямо запрещающих содержание под стражей предпринимателей до признания судом их виновности в совершении экономических преступлений, следователи стали утверждать, что предприниматели — это не предприниматели. И несмотря на всю абсурдность таких заявлений, судьи, не вникая в существо дела (на стадии ареста, как говорят они, это не обязательно), арестовывают предпринимателей. По данным ряда экспертов, до 97% подобных случаев заканчиваются арестом. Других мер пресечения как будто не существует. Вот такая чудовищная ситуация. Причем статья 159 УК настолько резиновая, что любой предприниматель может под нее попасть.

Моя ситуация по сравнению со многими подобными еще более смешная или чудовищная, кому как больше нравится. С первого дня моего задержания на всех судебных заседаниях генпрокуратура выступала и выступает против моего ареста. А на последнем заседании генпрокуратура выступила и против продления ареста и других фигурантов дела. Но пока...

В центральном офисе ГК «Центр микрофинансирования» прошли обыски, санкционированные МВД РТ

НЕ ВИЖУ, ЧТО Я СДЕЛАЛ НЕ ТАК ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА

Меня часто спрашивают, что бы я изменил в своем бизнесе, если бы знал, что попаду за решетку. Я много думал об этом. Мне удалось создать крупнейшую небанковскую финансовую организацию, действующую почти в 300 городах России, которая успешно работает уже 13 лет. За это время только займов было выдано свыше 1,3 млн. штук. Платились налоги, белая зарплата, работали 1600 сотрудников. Я не вижу, что я сделал не так по крайней мере с точки зрения закона.

Дважды меня в СИЗО посещал уполномоченный по правам предпринимателей РФ Борис Титов. Нужно сказать, что Титов и его аппарат, так же как и уполномоченный по правам предпринимателей РТ Тимур Нагуманов, делают очень многое, чтобы справедливость восторжествовала.

И координационный совет при уполномоченном России, и межведомственная рабочая группа при генпрокуратуре РФ единогласно высказались за немедленное изменение выбранной меры пресечения и освобождение меня из-под ареста. Но опять, увы...

Но, безусловно, ситуация обязательно изменится. Именно об этом мы и говорили на встречах с Титовым. И оба грустно констатировали, что ситуация с малым и средним бизнесом в России, к сожалению, ухудшается. Но это отдельная большая тема, о которой я напишу позднее.

Еще раз хочу вернуться к позиции «ОПОРЫ России». Многие члены организации прекрасно понимают, что дело не столько в Сигале, дело в принципиальном вопросе, на который нужно дать ответ. Как у классика: «Тварь ли я дрожащая или право имею...» Право на безопасное ведение своего бизнеса. Право на защиту от рейдерского захвата или милицейского произвола. Право называться предпринимателем и знать, что государство в тебе заинтересовано.

Мое глубокое убеждение, что эти права нам никто просто так не даст. К сожалению, их нужно отстаивать непрерывно. Собственно для этого мы 13 лет назад и создавали «ОПОРУ России». И сейчас от ее наступательной позиции зависит очень многое.

Так победим!

Павел Сигал