3.jpg

ПОМЕСТЬЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРА

Выставка выезжает из Архангельского впервые. По сути, в этом подмосковном красивейшем имении, где много лет жили представители древнего рода, собраны уникальные предметы. Главным собирателем был Николай Борисович Юсупов-старший.

Обрусевший отчасти род, принявший в свое время крещение по известным политическим причинам, тем не менее сохранил и пронес через века тягу к тюркской культуре. И сам Юсупов-старший, будучи европейцем по образованию, сохранил и любовь, и интерес ко всему восточному. И потому с особой, неевропейской роскошью был отделан и обставлен дворец в Архангельском.

— Сочетание востока и запада, христианства и ислама дали такой необычайный сплав, и этот род стал одним из самых известных в России, — отметила на презентации выставки генеральный директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева. Действительно, в роду были и образованнейшие вельможи, и военные, служившие России, и почитатели «изящных искусств», собиравшие уникальные антикварные коллекции.

Когда входишь в выставочный зал, взор сразу же упирается в герб рода Юсуповых. Потемневший, но все-таки с «читаемым» полумесяцем — это непременный элемент гербов дворянских родов, перешедших из ислама в христианство. По преданию, за это род Юсуповых был наказан: в семье мог быть только один ребенок. Второй, причем любого пола, не доживал до 26 лет. Эта трагическая история повторялась из века в век, до начала прошлого века, когда на дуэли погиб Николай Юсупов.

Одна из фишек экспозиции — портрет Сююмбике, казанской опальной царицы, с сыном. Работа неизвестного художника ХVII века. Кто-то из Юсуповых решил хотя бы так увековечить память далекой родственницы. Неизвестно, позировал ли автору кто-то из женщин рода Юсуповых, но раз портрет заказали, значит родовая история почиталась.

2.jpg

Сююмбике попала в Казань в 1533 году, выйдя замуж за местного хана Джан-Али. С тех пор род связан с нашим городом. Из Казани в трагические для ханства и народа годы Сююмбике насильно с сыном вывезли в Москву. Жизнь так странно распорядилась, что выставка из имения потомков царицы расположилась в бывшей церкви, где сейчас музей, и эта экспозиция находится в десятке метров от башни — символа Казани. Башни царицы, которую помнит и чтит народ.

Второй замечательный портрет — это изображение одной из самых красивых и необычайно духовных женщин рода Юсуповых — Зинаиды Николаевны Юсуповой, по мужу Сумароковой-Эльстон. Опять-таки предание, коих много в роду Юсуповых, утверждает, что именно Зинаида Николаевна была необыкновенно похожа на свою прапрабабку. Сейчас уже не проверишь, но хочется верить, что это так, и что хотя бы таким образом мы можем представить, как выглядела легендарная казанская царица.

1.jpg

Из Архангельского в Казань приехал редчайший юсуповский фарфор, фотографии, картины, бювары последних Юсуповых, живших в России, милые безделушки, хранившиеся в имении. Дух дворянского гнезда, где живут одно за другим несколько поколений, витает в выставочном зале.

СИЯТЕЛЬНЫЙ ТАТАРИН

Пожалуй, одним из самых известных представителей рода был князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон. Человек, который 30 декабря (по новому стилю) 1916 года убил Распутина в своем дворце на Мойке. Для этого в подвале дома была оофрмлена специальная гостиная-ловушка, куда заманили бесноватого старца. Комната, как вспоминает сам князь, была оформлена с восточной роскошью.

Яркий, неординарный, красивый, неоднозначный, но, безусловно, благороднейший человек был потомком этого рода, идущего от пророка, чьи предки правили в Дамаске. Фотографии его с женой, Ириной Юсуповой, родной племянницей последнего императора, тоже есть в экспозиции.

Юсупов был блестяще образован (окончил Оксфорд), артистичен и, как бы мы сейчас выразились, абсолютно «безбашен». Его выходки становились поводом для сплетен в аристократических кругах Санкт-Петербурга, что чуть не расстроило его женитьбу на Ирине Романовой, племянницей императора Николая II. Но практически все, что семье удалось вывезти в 1919 году в эмиграцию сначала в Лондон, а потом в Париж, ушло на помощь русским эмигрантам, причем помощь анонимную. Многогранен был этот русский князь татарского происхождения.

5.jpg

Все, что имел в Париже Феликс Юсупов — это небольшой домик в отнюдь не престижном районе Парижа, не на богемном Левом берегу, а в центре, на улице Пьер Герен, и этот домик он практически самостоятельно перестроил из конюшни. Здесь до сих пор живет его единственная внучка Ксения Николаевна Сфири-Юсупова.

Выросший в традициях русской культуры, получивший образование на западе, Феликс Феликсович обычно подписывал свои частные письма так: «Сиятельный татарин». А свои мемуары князь начинает с истории рода, с рассказа о царице Сююмбике и первом из предков, который принял христианство, дав потомкам фамилию Юсуповых.

Несколько лет назад в Казань уже приезжала выставка, посвященная роду Юсуповых, ее привезли из дворца на Мойке. Выставку открывала внучка Феликса Феликсовича Ксения Николаевна, живущая сейчас в Париже. Когда ее спросили, кем она себя ощущает, она ответила, не раздумывая: «Татаркой». И, подойдя к башне Сююмбике, прижавшись щекой к шершавому кирпичу, заплакала.

7.jpg
6.jpg
4.jpg