ДЕНЬ, ДВА, МЕСЯЦ, ЖИЗНЬ

Мы заехали в городок Убуд на пару дней в рамках «культурной программы» — все знакомые экспаты горячо рекомендовали нам его посетить, чтобы проникнуться необычной творческой атмосферой. Я не совсем понимал, что же такое имеется в виду: это толпы уличных художников-музыкантов или какая-то особая архитектура, или большая хипповая коммуна, или просто туристический аттракцион с традиционными индонезийскими танцами?

Изначально планировалась одна ночевка в Убуде, потом задержались на две, а после этого решили вообще не улетать с Бали, а задержаться тут на месяц. За время жизни в Убуде мы неоднократно слышали рассказы о том, что люди приезжают сюда на недельку и остаются на месяцы и даже годы — недалеко от нас жила пара, снимающая один и тот же дом уже 20 лет. Я неоднократно встречал людей, которые живут тут по несколько лет и совершенно не собираются куда-то переезжать.

В Убуде нет моря — до него ехать не меньше часа, — нет дискотек и ночных клубов, как в туристической Куте, совсем немного ресторанов, относительно дорогие продукты и особенно фрукты, а центр Убуда в дневное время наполнен пакетными туристами так, что невозможно протолкнуться через орды шумных и любопытных китайцев. Чем же так привлекателен Убуд, и кому он интересен в первую очередь?

ubud024.jpg

ОРГАНИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Такого количества просветленных людей я не видел нигде. Иисусоподобные худосочные юноши с развевающимися волосами, одухотворенные дамы в цветастых свободных одеждах, седовласые джентльмены, в спокойных глазах которых читается вселенская мудрость, разношерстные и разновозрастные полуйоги-полухиппи, многие из них с малолетними и не очень детьми, явно рожденными здесь и растущими в условиях вечного лета, свободы и любви — настоящие цветы жизни.

bali140.jpg

Такие люди сразу и издалека заметны — они чаще всего худы и стройны, одеты в этнические свободные одежды, с их лица никогда не сходит улыбка, у некоторых она настолько блаженна, что начинаешь сомневаться в нормальности ее носителя, но такое состояние как раз нормально для Убуда.

Эти светлые люди увлекаются в лучшем случае йогой и другими подобными практиками, но нередко встречаются адепты совсем экзотических учений и эзотерики — холотропного дыхания, родов под пение и питания солнечным светом. При этом они продолжают жить в этом бренном и суетном мире, их здесь очень много и они составляют немалую часть той удивительной ауры Убуда, которая так притягивает к себе.

ubud040.jpg

Есть также большая прослойка «ищущих себя» людей, которые как раз притянуты этой аурой, они только стремятся к просветлению, рьяно перебирают учения и практики, и у них явно срывает крышу. Самые экзальтированные экземпляры непременно приковывают к себе внимание особо развевающимися одеждами и волосами, громким и радостным смехом и безудержной радостью каждой травинке в рисовых полях или кусочку фрукта в утреннем низкокалорийном завтраке.

Для таких людей в Убуде созданы все подходящие условия: помимо, несомненно, замечательных чисто природных красот, тут есть несколько крупных йога-центров с хорошими тренерами многих направлений со всего мира, различные школы духовного развития, ашрамы, спа-салоны с детокс-программами и практиками полного очищения. Я не вдавался особенно глубоко, но наслышан о существовании закрытых школ, уединенно расположенных в горах и джунглях, где учат особому просветлению.

bali135.jpg
ubud068.jpg

Духовно развитым людям нужна здоровая пища — с этим тут нет проблем. Тут много органик-кафе, самые знаменитые из которых это Sari Organic и Alchemy. Sari Organic находится на окраине Убуда, куда нужно идти по узенькой дорожке среди рисовых полей почти полчаса, рядом с ним находится ферма, на которой собственно и выращиваются ингредиенты меню. Alchemy — сыроедческий ресторан с очень разнообразным меню только из сырых продуктов, находится в Пенестанане, пригороде Убуда, основан нашими соотечественниками. Все известные мне сыроедческие рестораны в России обычно открываются на энтузиазме владельцев и вскоре закрываются, потому что в меню нет мяса и алкоголя, что отталкивает рядового посетителя, а настоящим сыроедам рестораны в принципе не нужны. Однако в Убуде подобные заведения процветают и имеют множество подражателей: по дороге в Sari Organic уже открылось несколько подобных кафе с похожими названиями, а в самом Убуде я не раз встречал лавочки с сыроедческими шняжками. Особенно удивляет успех сети магазинов Bali Buda, коих на острове несколько, — это большие продуктовые магазины с особым «органическим» ассортиментом: всяческими маслами холодного отжима, гранолами, крупами, травами, домашним мороженым, «правильной» выпечкой, овощами-фруктами и прочей здоровой пищей. Вместо полиэтиленовых пакетов кассиры выдают ресайклинг-сумочки из старых газет или холщовые мешки. При каждом магазине — соответствующей направленности кафе. И это все пользуется бешеной популярностью и процветает. Мало того, даже в обычных супермаркетах множество продуктов с наклейками «органик», и почти во всех кафешках можно найти вегетарианские блюда. И это не говоря о том, что на каждом шагу продаются очень вкусные балийские фрукты: бананы, папайя, рамбутаны, драгон фруты, арбузы, личи, манго, молодые кокосы по смешным, по нашим меркам, ценам — я именно так и завтракал.

Напротив, алкогольные отделы относительно скромны, выбор невелик (особенно пива), а цены кусаются. На самом деле, алкоголь лишь ненамного дороже, чем в России, но на фоне смешных цен на все остальное выглядит не особо уместным.

img_7002_[1000x667].jpg

ХУДОЖНИКИ: ДАЛИ С БАЛИ И ДРУГИЕ

Убуд — древняя столица Бали, сюда в прошлые века после распространения и укрепления ислама на ранее индуистской и мощной Яве бежала аристократия, не позабывшая взять с собой всю свою свиту из артистов, художников и мастеровых. На Бали они жили в относительном спокойствии и благоденствии, творили на радость себе и местным жителям, постепенно втягивая их в свои увлечения. Потом были кровавые колониальные войны, жестокое подавление «коммунистической заразы» — на Бали были вырезаны сотни тысяч людей (глобальная резня закончилась только в середине XX века), но артистичная прослойка, несмотря ни на что, выжила, Убуд приобрел особый статус, правительство способствовало развитию художественных ремесел и притока туристов.

Наслышанные об исключительности Убуда, в него начали стягиваться художники со всего мира, самый известный из которых — Антонио Бланко, еще при жизни ставший культовым «Дали с Бали». Ему были дарованы земля и особняк, на основе которого был построен экстравагантный и по-своему шикарный музей имени самого маэстро. Бланко воспевал в своих картинах красоту балийских женщин, славящихся высокой крепкой грудью, изображая их в самых беззастенчивых позах (многие картины в музее висят за стеклом, на которое в «срамных местах» нанесены аэрозольные цветные пятна в тон картины). Каждая из сотен его картин была оформлена оригинальной рамой, иногда кичливо «барочной», с золотом и резьбой, иногда скромной, как деревянный ящик, но всегда — уникальной и сделанной с большой изобретательностью. Несомненно, Бланко обеспечил работой кучу местных «краснодеревщиков», но большинство из них и без этого не скучало.

ubud050.jpg

Убуд окружают несколько деревень, многокилометровые улицы которых сплошь составляют «выставку достижений народного хозяйства» — это мастерские и магазины самых разнообразных мастеров и художественные галереи художников. Бали славится мебелью из тикового дерева, и посещение некоторых магазинов под простенькими навесами сродни походу в музей искусств — тут среди визга пилорам и стука топоров красуются огромные столы из цельного куска дерева, массивные резные шкафы, причудливые скамейки. Некоторые изделия уже покрыты мхом и изъедены временем — им десятки лет. Рядом — мастерские стеклодувов, каменотесов, резчиков по дереву. Удивительны огромные ландшафтные магазины, занимающие целые гектары, где помимо всевозможных растений можно приобрести готовые беседки, ванны из цельного куска камня и просто многотонные красивые валуны.

575x0$-_-$img_4090_[1600x1200].jpg

В самом Убуде каждый второй дом — это галерея. Некоторые настолько велики, что являются самостоятельными музеями, некоторые представляют собой небольшую комнату без фронтальной стены, они просто заставлены рядами картин. Каждое домохозяйство имеет свой небольшой храм с обязательными изображениями божеств и демонов — все это искусно выполнено из камня и украшено филигранной резьбой. Даже простая прогулка по улице доставляет огромное эстетическое наслаждение — дома простых горожан представляют собой настоящие произведения искусства. Многочисленные кафе и магазинчики соревнуются в оригинальности оформления, здесь нет неона и аляповатых вывесок, зато есть очень милые текстурки, статуэтки, заборчики. Все радует глаз даже очень предвзятого дизайнера.

ubud037.jpg

Есть несколько минусов, которые не позволяют восхищение Убудом довести до превосходнейшей степени. Во-первых, это безалаберность местных относительно мусора: все просто бросается под ноги — окурки, фантики, стаканчики. Во-вторых, это пренебрежительное отношение к пешеходам: в центре есть несколько тротуаров, по которым возможно передвигаться только гуськом, а вообще на острове они отсутствуют как класс. Ну и еще погодные условия — невыносимая жара днем и очень высокая влажность в сезон дождей. То есть это стопроцентная Азия со всеми ее «прелестями». Если бы не они, Убуд уже давно разросся бы на весь остров, едва ли уместив в себя всех желающих поселиться в нем.

bali127.jpg

ЭКСПАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕКОРА

Особый шарм Бали и в частности Убуду придают оставшиеся здесь жить иностранцы. Местные законы благосклонны к желающим организовать собственный бизнес, поэтому тут повсюду открываются кафе с национальной кухней: японской, итальянской, французской. Есть ирландские пабы с дорогим, но настоящим привозным пивом. Есть бильярдные клубы в среднеамериканском стиле (стены одного из них увешаны флагами всех государств мира, включая и автономные образования типа Техаса, Камчатки или Ингушетии, на каждом их них оставляют автографы жители соответствующих стран — российский флаг тоже немного исписан). Есть французские пекарни, где готовят настоящий прованский хлеб и популярные у дамочек нежнейшие круассаны и пирожные. Есть знаменитая конфитюрная, в которой продаются свежайшие джемы и конфитюры только из натуральных ягод и фруктов. Есть претендующие на шик рестораны с белоснежной мебелью, французскими винами, белым роялем и живым джазом. Мы слышали, как в одном из кафе живьем играли пинкфлойдовскую The Wall, заходили в латинский бар с сальсой, видели в клубе приглашение для русских поиграть в «Мафию».

bali129.jpg

Здесь очень много наших — конечно, не все они открывают кафе и магазины, многие просто работают удаленно дизайнерами или программистами, то есть приезжают на Бали не отдохнуть или найти просветление, а просто живут в тепле и свободе, благо, тут все значительно дешевле, чем в России и тем более в Москве. Мы сняли на месяц этаж в доме, наше жилище было эквивалентно обычной советской трешке — две спальни, кухня, открытая гостиная с небольшим садиком и хороший 10-метровый бассейн, которым почти не пользовались соседи, и он был практически в нашем полном распоряжении. Обходилось нам это почти вдвое дешевле, чем трешка на Ибрагимова в Казани.

img_5399_[1000x667].jpg

УБУДЦЫ КАК ТАКОВЫЕ

Ну и самое главное культурное богатство Убуда — это его жители. У них удивительно правильная социальная организация в общинах-банджарах, они искусные художники и ремесленники, они ненавязчивы и учтивы к иностранцам, они не воруют и не попадают в аварии, они чрезвычайно религиозны — почитают своих богов и задабривают демонов, все поголовно посещают храмы. Они не повышают голоса при разговоре, не бурогозят на улицах, не злятся на дорогах и всегда улыбаются, встретившись с вами глазами. Это самая улыбчивая и благожелательная нация, которую я встречал.

bali141.jpg

Убуд совершенно, ну никак не похож на Россию и сильно отличается от других мест и стран юго-восточной Азии. Я не буду всем поголовно рекомендовать непременно посетить Бали, хочу лишь сказать, что будь у меня несколько жизней, одну из них я, пожалуй, дожил бы на этом удивительном острове.

Читайте также: