На заседании Госсовета РТ, которое состоится 21 мая, парламентариям придется внести изменения в республиканское законодательство, так как был снижен барьер для прохождения в региональные законодательные органы с 7% до 5% (фото: www.gossov.tatarstan.ru)

«ТЕОРЕТИЧЕСКИ В ПАРЛАМЕНТЕ МОГУТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВСЕ 62 ПАРТИИ»

Сегодня председатель республиканского парламента, лидер единороссов Татарстана Фарид Мухаметшин прокомментировал «БИЗНЕС Online» изменения в федеральном законодательстве, которые снижают минимальный барьер для прохождения в региональные законодательные органы с 7% до 5%. Он назвал это «самообманом для новых политических партий» и «мнимой поддержкой».

«Я не очень радуюсь тому, что родившимся только вчера политическим партиям создают какие-то преференции, снижая порог прохождения, — заявил Мухаметшин нашей газете по окончании заседания президиума Госсовета. — Это самообман для этих политических партий, потому что только в политической борьбе на выборах разного уровня они могут окрепнуть, обрести свой электорат, свое лицо, крепких лидеров. Это мнимая поддержка, которая сослужит им недоброе дело. Сейчас федеральный законодатель ищет какой-то фильтр, но не надо никакого фильтра. Были 7 процентов, и если есть электорат, то партия получает поддержку, ее представители становятся депутатами. Сейчас это не служит реальной многопартийности».

Сегодня на президиуме была утверждена повестка заседания Госсовета, которое состоится 21 мая, среди прочих парламентариям придется внести изменения в республиканское законодательство, так как был изменен ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», снижающий проходной барьер в Госсовет РТ. Выборы депутатов в парламент РТ состоятся в сентябре (о том, как сами политические партии относятся к такому снижению перед выборами, газета «БИЗНЕС Online» писала сегодня в материале «Выборы-2014: избирательный барьер в РТ снижают, но увеличивают число подписей»).

Фарид Мухаметшин
Фарид Мухаметшин: «Реально, я думаю, будут участвовать партии, имеющие богатый политический стаж, поддержку у избирателей и хорошую программу. Реально влияющие на жизнь в республике» (фото: www.gossov.tatarstan.ru)

На президиуме Мухаметшин также рассказал, что 28 апреля в Карелии на встрече президента России Владимира Путина с членами совета законодателей при Федеральном Собрании РФ он поднял вопрос о чрезмерно простой регистрации новых партий — как заявил глава Госсовета, собрались «500 плюс один человек — уже партия». По состоянию на 13 мая в Татарстане зарегистрировано 62 отделения различных политических партий, 61 из них имеет право участвовать в выборах. Всего же в России сейчас действуют 77 различных партий — на любой вкус. Как рассказал Мухаметшин, Путин согласился с тем, что есть некий перебор, но отметил, что это была не его инициатива (а предыдущего президента РФ) и отменять ее сейчас было бы неправильно. Сейчас же, по мнению Путина, надо просто «этим переболеть».

Впрочем, как лидер «Единой России» в Татарстане Мухаметшин довольно уверенно оценивает свои партийные силы, хотя и оговаривается, что выборы будут «сложными». На вопрос «БИЗНЕС Online», стоит ли ожидать в сентябре не двухпартийного парламента, а, скажем, трехпартийного, Мухаметшин дипломатично ответил: «Теоретически в парламенте могут быть представлены все 62 партии. Но реально, я думаю, будут участвовать партии, имеющие богатый политический стаж, поддержку у избирателей и хорошую программу. Реально влияющие на жизнь в республике».

ЦИК В РТ ГОТОВИТСЯ К ОБУЧЕННОМУ ДЕСАНТУ ИЗ-ЗА РУБЕЖА

О том, что гегемонию «Единой России» на ближайших выборах в Госсовет будут пытаться разбавить не только КПРФ, но и другие партии, стало ясно из выступления председателя Центральной избирательной комиссии РТ Экзама Губайдуллина, который на президиуме представил новшества в федеральном законодательстве. Так, от традиционного сбора подписей избирателей освободили «Единую Россию», КПРФ, «Справедливую Россию», ЛДПР и «Яблоко». Остальные политические партии будут собирать подписи в количестве 0,5% от числа избирателей по республиканскому округу — то есть около 15 тыс. подписей. Кроме того, в обязательном порядке собрать подписи должны будут самовыдвиженцы и кандидаты от политических партий — 3% от числа избирателей по одномандатному округу (примерно 1,8 тыс. подписей).

Экзам Губайдуллин
Экзам Губайдуллин: «Не секрет, что в последнее время все чаще стали применяться грязные технологии, провокации, скандалы»

Теперь в суд в защиту своих прав могут обращаться не только кандидаты и политические партии, но и сами избиратели, которые посчитали, что на участке голосования были нарушены из права. «Если на участке 2,5 тысячи избирателей, то каждый из них может обратиться в суд», — пояснил Губайдуллин.

Будут отменены открепительные удостоверения. Вместо них начнется досрочное голосование в территориальных избирательных комиссиях за 10 дней до дня голосования. Ограничений — сколько человек может проголосовать заранее — нет, пояснил Губайдуллин, добавив, что досрочное голосование активно применяется в США и Европе, например, на выборах в Бундестаг в Германии досрочно проголосовали 25% избирателей. По данным главы ЦИК, досрочное голосование особенно актуально для районов РТ, где развита нефтедобыча — там до 25% избирателей работают вахтовым методом.

Все избирательные участки в РТ будут оборудованы прозрачными урнами, их потребуется 8 тысяч. «Прозрачность составляет 90 процентов. Мы видели: ящик чистый, все видно», — развеял глава ЦИК РТ опасения коммунистов.

Также кандидатами в депутаты теперь могут быть осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, правда, о судимости, с указанием статьи УК, будущий потенциальный депутат должен сообщать на всех информационных плакатах и в избирательных бюллетенях. Еще из нового: к моменту регистрации кандидаты в депутаты Госсовета должны закрыть в иностранных банках счета и вклады, забрать хранящиеся ценности.

Впрочем, совсем от влияния Запада избавиться не удастся.

«Не секрет, что в последнее время все чаще стали применяться грязные технологии, провокации, скандалы. Помните в позапрошлом году по Апастовскому избирательному округу? Специально прибыл обученный десант, — полунамеками проговорил Губайдуллин. — И я скажу со слов Чурова (глава ЦИК РФприм. авт.), что представители нескольких партий сейчас обучаются за рубежом».

Напомним, что в 2012 году в Апастовском районе проходили допвыборы в Госсовет РТ, где за кресло депутата между ректором КФУ Ильшатом Гафуровым и кандидатами от оппозиции «яблочником» Русланом Зиннатуллиным и самовыдвиженцем Раушаном Валиуллиным развернулась жесткая борьба с обвинениями в грязных махинациях и почти доведением дела до суда. Однако Гафуров в итоге все равно победил.

«Противостоять этому можно только четкими знаниями избирательного законодательства, профессиональными действиями по недопущению конфликтных ситуаций», — продолжил Губайдуллин, рассказав, что сейчас обучение проходят более 40 тыс. представителей избирательных комиссий на местах.

ИЗМЕНЕНИЯ ПОД ДАВЛЕНИЕМ «БЕЛОЛЕНТОЧНИКОВ» СОШЛИ НА НЕТ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила политических экспертов прокомментировать изменения.

Александр Шатилов — декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ:

— Как мне кажется, эта инициатива имиджевая, потому что в настоящий момент рейтинги власти зашкаливают. На фоне роста рейтингов Владимира Путина, я думаю, что вполне благоприятно представляются перспективы «Единой России» и других проправительственных кандидатов. В этой ситуации вполне возможен вариант понижения электорального барьера. С одной стороны, это продемонстрирует некий плюрализм российской власти, что она не зажимает оппозицию, с другой стороны, в условиях такого электорального доминирования один-два представителя оппозиции, если они окажутся в региональном парламенте, серьезно картины не испортят и не воспрепятствуют конструктивной работе остальных депутатов. Поэтому, как мне кажется, это определенный бонус оппозиции, тем более что большинство из оппозиционеров, особенно из КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», в последнее время вели себя достаточно позитивно и конструктивно по отношению к действующей власти. Это им такой небольшой бонус к грядущим региональным выборам. Я думаю, что политический ландшафт в регионах это никоим образом не изменит, но в региональных парламентах появятся такие, как говорится, одиночки-оппозиционеры, которые никоим образом не повлияют на общий расклад сил.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Я думаю, что законопроект о снижении проходного барьера ничего серьезно не изменит, потому что те инициативы, на которые власть вела курс в 2012 году под давлением части столичной общественности, «белоленточной», на максимальное упрощение регистрации партий и все прочее постепенно сворачиваются. Он уже де-факто свернут. Есть прямая зависимость: чем проще зарегистрировать партию, тем выше заградительный пункт, и наоборот. Практика последних двух лет демонстрирует, что если власть не хочет появления какой-то партии, то она просто не регистрируется, для этого есть очень много предлогов. Чем сложнее зарегистрировать партию, тем ниже нужен заградительный пункт. Даже если инициатива будет одобрена, она не приведет к серьезному изменению политического поля, если того не захочет власть. Я полагаю, что сейчас большую роль будет играть «Народный фронт», но этот процесс будет под жестким контролем власти.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— При нашем административном ресурсе барьер вообще можно отменить. Все равно пройдут только две партии, потому что есть правило: меньше двух партий быть не может. Зачем нам барьер? Нам барьер не нужен. Нужно делать как в демократических странах, а не как в полудемократических. В ФРГ барьер — 5 процентов, зато есть хитрая система, при которой и с 4 процентами проходят. Если брать концепцию ФРГ, то полностью, а не выдергивать приятные кусочки. А лучше брать более демократичные страны, а не ориентироваться на Турцию. При таких условиях в Госсовете третья партия не появится. Хотя есть партия более популярная, чем КПРФ, — «Коммунисты России». Я сужу по тому, как они работают, с кем они работают. Их не пропустят в Госсовет Татарстана. Но из всех партий они единственные, которые постоянно работают, борются.