60546.jpg
Сегодня в Казани открывается международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева

КОГО ХОТИМ, ТОГО И ПУСТИМ

Сегодня в Казани стартует одно из интереснейших и важнейших событий культурной жизни Казани — фестиваль им. Нуриева. Из года в год в театральной и музыкальной среде проведение подобных мероприятий сопровождается сетованиями на почти что полное отсутствие в республике по-настоящему сильной профессиональной критики, помогающей зрителям ориентироваться в мире классического искусства (см. комментарии экспертов в конце статьи).

Желая восполнить этот пробел, «БИЗНЕС Online» решил пригласить для работы в Казани в дни фестивали одного из именитых балетных критиков Москвы. Собственно, опыт для газеты не уникален — мы уже давно привлекаем московских экспертов при освещении политических и спортивных тем. На этот раз мы решили попробовать метод в сфере культуры.

Наш выбор, основанный на заслуживающих доверия рекомендациях, пал на Анну Галайду — критика, работающего в Большом театре, статьи которой можно прочесть в «Ведомостях», «Эксперте», «Российской газете». В этом году она один из восьми членов экспертного совета престижной театральной премии «Золотая маска». В марте-апрель 2014-го она, к примеру, читала лекции в лаборатории «Класс театральной критики» (его устраивал Институт театра — совместный проект «Золотой маски» и центра им. Мейерхольда).

Как полагается, наше издание подало в оперный театр заявку об аккредитации двух журналистов, а также съемочной группы. Не получив в течение нескольких дней ответа, мы обратились к пресс-секретарю театра Елене Остроумовой, которая сообщила, что аккредитация выдана только одному журналисту, традиционно, из года в год, освещающему Нуриевский и потому получившему доступ на мероприятие.

15795.jpg
Юрий Ларионов отказался аккредитовывать именитого балетного критика из Москвы

Подобный ответ нас не устроил, и мы пошли выше. Однако заместитель директора театра Юрий Ларионов, к которому мы обратились, повторил те же доводы. Предложение заменить одного уже аккредитованного журналиста на другого успехом не увенчались. Тем самым нам дали понять, что дело не в ограниченном количестве мест, а именно в личности журналиста.

Наконец, мы добрались и до директора театра Рауфаля Мухаметзянова. По итогам более чем часовой беседы с руководством газеты он тоже наотрез отказался аккредитовывать Галайду на фестиваль. По словам Рауфаля Сабировича, только он может решать, кого пускать в зал, а кого — нет.

Каких-либо правил аккредитации на этот год на сайте оперного нам найти не удалось. Правда, есть положение об аккредитации от 2012 года, согласно которому «правом аккредитоваться на фестиваль обладают представители всех средств массовой информации России, а также зарубежных средств массовой информации, аккредитованных при министерстве иностранных дел Российской Федерации».

60542.jpg
Ежегодно театр им. Джалиля получает грант в размере 124 млн. рублей (а общий бюджет театра — порядка 300 млн.)

Однако при этом администрация театра оставляет за собой право отказать в аккредитации «СМИ, которые распространяют сведения, порочащие честь и достоинство фестиваля и его учредителей». Сравните эту формулировку с той, которой руководствуется, например, администрация того же фестиваля «Золотая маска»: «Лишение аккредитации возможно в случае распространения не соответствующих действительности сведений, причинивших АНО «Фестиваль «Золотая маска» вред или ущемляющих права и законные интересы ее работников, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда».

Впрочем, случай с «БИЗНЕС Online» еще гротескнее: права аккредитовать журналиста газету лишили на основании еще даже не написанных им рецензий.

ochered.jpg
Билеты на Нуриевский фестиваль человеку с улицы приобести почти невозможно уже давно

ЛОЯЛЬНОСТЬ ЗА БИЛЕТИКИ

Здесь необходимо пояснить, что руководство оперного театра им. Джалиля из года в год само приглашает московских журналистов для работы на Нуриевский и Шаляпинский фестивали. Судя по всему, это люди, чей статус и благосклонное отношение к фестивалю вопросов не вызывают. Местные же журналисты работают по упрощенной схеме «лояльность в обмен на билеты». Казалось бы, проще приобрести билеты, ходить на спектакли и писать рецензии, не оглядываясь на взаимоотношения с театром. Но не тут-то было. Билеты на Нуриевский человеку с улицы приобести почти невозможно уже давно, о чем мы подробно писали. «БИЗНЕС Online» тоже несколько лет был информационным спонсором Нуриевского фестиваля, получая билеты в обмен на рекламную поддержку. Однако в этом году мы от такого сотрудничества отказались (хотя логотип газеты, к слову, все еще почему-то висит на афишах «по инерции»).

21398.jpg
По словам Рауфаля Мухаметзянова, только он может решать, кого пускать в зал, а кого — нет

Принцип «хочу пускаю, хочу не пускаю» еще можно оправдать, когда речь идет о частной лавочке. Но напомним, что бюджету республики один только Шаляпинский фестиваль обходится в 25 млн. рублей (15 млн. стоит весь фестиваль, а порядка 10 млн. — участие артистов Мариинского театра). Кроме того, ежегодно театр получает грант в размере 124 млн. рублей (а общий бюджет театра — порядка 300 млн.). Поразительная получается вещь — на деньги налогоплательщиков функционирует закрытая система, обеспечивающая и хвалебные отзывы, и постоянный приток средств...

Чем чревата такая ситуация? На наш взгляд, без объективной внешней оценки страдает прежде всего сам фестиваль. Не получая обратной связи, любой организм теряет стимул к развитию. В отличие от футбола или хоккея, где результат на табло, в искусстве такую обратную связь во многом обеспечивает институт профессиональной критики. Сегодня же у нас нет абсолютно непредвзятого и беспристрастного ответа на многие вопросы. На каком уровне находится фестиваль им. Нуриева, какое место он занимает в российском и международном фестивальном движении? Что устроителям удалось на славу, а где они промахнулись?

Стоит открыть сайт театра, как натыкаешься на характерное высказывание Мухаметзянова: «По количеству спектаклей в Европе Татарский театр оперы и балета уступает только Мариинскому». Но не странно ли оценивать работу театра только количественными показателями? А как же качество? А если сравнить театральные площадки, на которых выступает Мариинский театр и театр Джалиля? Кто будет выступать барометром общего состояние оперного и балетного искусства? И где гарантия, что нам всем не пускают пыль в глаза?

«В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ НА НУРИЕВСКОМ НИЧЕГО НОВОГО НЕ ПРОИСХОДИТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что театральная критика в Казани практически исчезла.

Юлдуз Исанбет — музыковед:

— Я могу только констатировать тот факт, что у нас в Казани профессиональной критики как таковой нет. Я думаю, причин здесь несколько. В том числе редакционная политика СМИ, которой не нужен такой жанр. В результате в Казани не осталось людей, которые могут на высоком уровне делать такую работу. Невостребованные в Казани специалисты уехали в Москву. А оставшиеся бояться «рыпнуться», сказать что-то не так.

Что касается Нуриевского фестиваля, то, по моему мнению, в последние годы там ничего нового не происходит — ни позитивного, ни негативного. Так себе, что-то тащится десятилетиями. Никакого прорыва, нового движения я не вижу. Нуриевский фестиваль уже многие годы находится на одном, среднестатистическом, крепкопрофессиональном уровне. Но все как-то малоинтересно, без ярких находок, без движения вперед и самобытности. Вроде бы в республике денег много, при желании можно было бы из фестиваля сделать звезду мирового уровня. У нас сейчас нет ничего своего, все привозное — солисты чужие, постановщики чужие, балетмейстеры чужие. Да, это высококлассные специалисты. Но я не вижу художественной идеи, которая бы объединила их усилия. Приезжают, репетируют каждый свою часть, на хорошем профессиональном уровне, а в результате не получается цельной картины от балета. Приехали, отработали, получили деньги и уехали. Мне кажется, не хватает ведущей фигуры, которая бы объединила усилия многих артистов. Нуриевскому фестивалю не хватает своего лица, он какой-то такой абстрактный.

Резеда Ахиярова — композитор, заслуженный деятель искусств РФ и РТ:

— Я считаю, что Нуриевский фестиваль развивается. Никакого застоя я не вижу. Каждый год появляются новые имена, новые исполнители, новые произведения, премьеры... Я не балетмейстер, поэтому боюсь комментировать уровень исполнительского мастерства участников фестиваля. Его должны оценивать профессионалы, в том числе и критики. И вот здесь, по моему мнению, у нас есть большие проблемы. В Казани нет настоящих профессиональных музыкальных, театральных и балетных критиков. Я не знаю, в чем причина такого положения. Может, профессиональные критики тяжелы на подъем, может, они не интересуются существующей культурной жизнью города... Не знаю. В основном критические статьи сейчас пишут журналисты. Это, конечно, большой плюс для журналистов, что они интересуются данной темой, освещают ее в СМИ. Но во многих случаях им не хватает глубины знаний для объективности и точности своих оценок. Поэтому в основном журналистские статьи вызывают только ухмылку у профессионалов. Хотя есть и журналисты, которые уже довольно хорошо владеют темой, но их очень мало.

В советское время был большой интерес музыкальных критиков к творчеству своих современников-композиторов. Их работа всегда подвергалась критическому осмыслению. А сейчас какая-то необъяснимая инертность среди музыковедов. Можно сказать, что сейчас я скучаю по той советской музыкальной критике. Сейчас есть что покритиковать или поднять какую-то глобальную проблему в национальной культуре. Однако, к сожалению, критика опустилась на уровень каких-то мелких уколов, домашних склок. По большому счету это нельзя назвать профессиональной критикой. Я считаю, что профессиональная творческая критика — это своего рода искусство, нужно уметь работать в этом жанре. Хотелось бы, чтобы в Казани владеющих таким искусством было бы побольше.

222.jpg
На деньги налогоплательщиков функционирует закрытая система, обеспечивающая и хвалебные отзывы, и постоянный приток средств

Леонид Любовский — композитор, профессор Казанской государственной консерватории им. Жиганова, заслуженный деятель искусств РФ и РТ:

— Я недавно посмотрел новую постановку Carmina Burana, это действительно замечательная работа, хорошее пополнение репертуара театра имени Джалиля. Особенно хочу сказать про замечательную работу хора театра — просто удивительно, как здорово они работают. Высокий исполнительский уровень коллектива театра говорит о том, что Нуриевский фестиваль расцветает. Я думаю, что потенциал у этого фестиваля далеко не исчерпан.

Но что касается театральной, балетной или музыкальной критики, то это наше больное место. Профессиональной критики уже давно нет в Казани. Хотя критическое осмысление работы очень полезно для самих артистов и режиссеров. Критика помогает постоянно держаться на высоком уровне. А в отсутствии достойной критики у нас в Казани многие работы проходят незамеченными. Это, конечно, жалко. Причин такого положения много, в первую очередь — отсутствие профессиональных кадров. Практически нет специалистов, воспитанных в традициях основательного, критического отношения к творчеству, с богатым багажом знаний по истории искусств... В Москве и Питере есть такие специалисты, правда, их не так много. Хорошо было бы, чтобы такие эксперты появились и в Казани.

***

… Не найдя взаимопонимания в театре, мы обратились с письмом министру культуры РТ Айрату Сибгатуллину, в котором попросили его дать оценку позиции подведомственного учреждения и вмешаться в ситуацию. Ответа мы пока не получили.