ДЖИХАД — ЭТО БОРЬБА

Начнем с относительно известных вещей. Джихад с арабского переводится как «усердие», «старание», «борьба». В мусульманской религиозной традиции этим понятием в первую очередь обозначают усердие человека, направленное на внутреннее самосовершенствование, на его борьбу с собственными пороками и недостатками — нафсом. Преодоление нафса — темной стороны души — именуется в исламском богословии «великим джихадом». К слову сказать, в этом вопросе схожи все духовные традиции мира, ведь, как известно, самое трудное в жизни — преодолеть себя.

Борьба же, направленная вовне, считается в исламе джихадом малым. Речь в данном случае идет о разных формах социальной активности, которые помогают сделать нашу жизнь лучше: от восстановления нарушенной справедливости до проведения различных общественных реформ. В богословской литературе можно встретить про джихад пером/словом, джихад культурой и джихад личным примером. Джихад, обращенный вовне, допускает и борьбу с оружием в руках. Причем всегда подчеркивается, что его можно брать только в оборонительных целях. Тот, кто погибнет на таком джихаде во имя высших, святых идеалов, именуется в мусульманской традиции шахидом.

В ЧЬИХ ИНТЕРЕСАХ ВЕДЕТСЯ ДЖИХАД?

Сегодня многие люди, далекие от ислама, считают, что джихад — это религиозная война, т. е. война, которая ведется не в целях защиты интересов мусульман, а в целях победоносного утверждения ислама, как религии. На самом деле, подобное понимание весьма далеко от истины. Даже исламские радикалы-миллитантисты, говоря про вооруженный джихад, всегда подчеркивают, что он должен вестись по определенным правилам. Так, во время военного джихада нельзя убивать женщин, детей, стариков, разрушать храмы других конфессий и жечь плодоносящие деревья. Другими словами, если джихад был бы религиозной войной, то уничтожать именно храмы и стариков (главных носителей чужой традиции) предписывалось бы в первую очередь.

Кстати, именно поэтому абсолютно неоправданно связывать недавние поджоги православных церквей в Татарстане с деятельностью исламских радикалов. Безусловно, как и в любом сообществе, среди мусульман также есть сторонники крайних взглядов. Однако церкви подожгли не те, кто руководствуется исламом, в том числе и в его радикальных трактовках, а те, у кого нет ничего святого в душе, у кого вообще нет никаких принципов. Они ведь не просто хотели спровоцировать между всеми нами начало межконфессионального столкновения и кровопролития, но хотели сделать это, подставив под удар в первую очередь самих мусульман.

И отчасти у них это получилось. Сколько неповинных верующих попали под подозрения следственных органов, силы которых вместо поиска реальных убийц, насильников и наркодилеров были брошены на отработку всевозможных версий страшных преступлений? В скольких домах простых прихожан мечетей проводились обыски, а их самих вызывали на изнурительные допросы?

Виновные в терактах и есть истинные враги мусульман. И не только в плане антимусульманских последствий их преступлений, но и в прямом смысле этого слова. Как свидетельствуют правоохранительные органы, недавно ликвидированный Раис Мингалеев был причастен не только к ракетному обстрелу «Нижнекамскнефтехима», но и к покушению на жизнь муфтия РТ Ильдуса хазрата Файзова и убийству крупнейшего религиозного деятеля новой России Валиуллу хазрата Якупова.

ДЖИХАД — МИРСКОЙ ВОПРОС

Дилетанты в вопросах ислама упускают из виду (точнее, не знают) и такой факт. Как известно, пророку Мухаммаду не раз приходилось обороняться от агрессивных нападок мекканцев. Это был самый настоящий вооруженный джихад. Однако мало кто обращает внимание на то, каким образом шла эта военная самооборона первой общины мусульман на заре ислама. Всякий раз, когда им предстояло сойтись на поле брани с соперниками, Пророк держал совет со своими учениками. Это очень важная деталь, которая многое проясняет о джихаде в богословском отношении. Почему же?

Мусульманская традиция возводит к Пророку такие слова: «Вы сами лучше разбираетесь в мирских вопросах». Именно поэтому Пророк часто советовался со своими современниками по различным мирским проблемам. Советовался он с ними и в вопросах джихада, но не молитвы, поста и тому подобного. Другими словами, Пророк не воспринимал вооруженный джихад как вопрос религии, ведь в религиозных вопросах он никогда (!) не советовался с людьми, ибо был призван Господом стать Его глашатаем, который должен в точности доносить, а не обсуждать Его предписания.

Важно понимать, что вооруженный джихад ведется не в интересах ислама как такового, а в интересах мусульман, когда им предстоит отстоять жизнь и достоинство своих семей от врага, пришедшего на их землю. И хотя подобное общее дело благородно по своей сути, к духовности, т.е. внутреннему приближению к Богу, оно имеет очень посредственное отношение. Более того, героика войны несет в себе и определенную духовную опасность, ведь внутренняя работа над самим собой может подмениться здесь атрибутами внешней активности. Благословенный Пророк всегда четко проводил подобную грань. Однажды, гласит предание, после одного из сражений со свирепыми язычниками он сказал своим ученикам: «А теперь давайте от малого джихада перейдем к джихаду великому». «О Посланник Божий! — недоуменно воскликнули они, — какой же может быть более великий джихад, чем тот, в котором мы только что одержали победу?» «Джихад с самим собой», — ответил Пророк.

ПОГИБШИЕ НА ПОЛЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ — ШАХИДЫ

В свете вышеизложенного становится понятным, что подлинный джихад не имеет никакого отношения к тому, с чем его часто ассоциируют в последнее время — с террором. Ведь от терроризма, приписываемому исламу, страдают в первую очередь сами мусульмане: и как жертвы терактов, наряду с другими, и как жертвы ответной волны агрессии. Доходит даже до того, что некоторые работодатели, в том числе и в Татарстане, отказывают в трудоустройстве мусульманкам в платках, видя в них потенциальных террористок. Поэтому об интересах мусульман здесь вообще не может быть и речи.

О джихаде оправданно вести речь тогда, когда мусульмане встают на защиту святых идеалов, как это было в страшные годы Великой Отечественной войны. В тот роковой период нашей истории мусульмане плечом к плечу с соотечественниками других религиозных традиций отстаивали не сталинский режим, боровшийся с верой, а свою родную землю, свои дома и семьи. Поэтому в мае 1942 года муфтий советских мусульман, председатель ЦДУМ Габдрахман хазрат Расулев в газете «Труд» опубликовал воззвание мусульманских религиозных деятелей СССР к своим единоверцам. Оно было принято на состоявшемся 15 - 17 мая 1942 года (впервые после 1926 года) съезде мусульманского духовенства. Это обращение было переведено на языки мусульманских народов и активно распространялось в местах компактного проживания мусульман.

ОБРАЩЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА К ВЕРУЮЩИМ
ПО ПОВОДУ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКОЙ АГРЕССИИ

Великий Аллах в Коране говорит: «Сражайтесь с теми, которые сражаются с вами, но не будьте зачинщиками, ибо Бог не любит несправедливых» (Бакара, стих 186). «Истребляйте их, где ни застигнете, изгоняйте их, откуда они вас изгнали: мятежи и искушение губительнее убийства» (Бакара, стих 187). «Будьте неумолимы к врагу, не зовите к примирению, вы победители, с вами Бог, Он не оставит без награды ваши подвиги» (Мухаммед, стих 37). «Для победы над врагом укрепляйте, сколь можно, свой тыл, готовьте боеприпасы, конницу, ими будете держать в страхе врагов ваших и, кроме того, всех других, которых не знаете вы, но которых знает Бог. Что ни пожертвуете вы на пути Божия, вам за то верно отплатится, и с вами не поступят несправедливо» (Анфаль, стих 62). «Выходите в поход на врага, легким ли или тяжелым он будет, оставшиеся в тылу мужчины и женщины, помогайте своей армии имуществом, скотом и другими всеми путями, знайте: в этом благо для вас» (Ат-Таубя, стих 41). Великий пророк Мухаммед говорит: «Любовь к родине, защита ее есть долг религии». Помощь воину, идущему на фронт, вооружением, равносильна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших должность ушедших на фронт воинов, равносильна участию в бою.

Уважаемые братья-мусульмане! Вышеизложенные изречения Великого Аллаха и Его Пророка, великого Мухаммеда, призывают вас, мусульмане, не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев. Оставшиеся в тылу мужчины и женщины, не поддавайтесь малодушию и панике, приложите все свои силы для изготовления всех необходимых предметов для успешного ведения Отечественной войны и обеспечения жизни населения. В этой святой Отечественной войне против фашистской Германии и ее приспешников, доказав свою правоту, покажите перед всем миром верность своей Родине, молитесь в мечетях и молитвенных домах о победе Красной Армии. Мы, ученые Ислама и духовные деятели, живущие в Советском Союзе, призываем всех мусульман к единодушной защите любимой Родины и мусульманского мира от германских фашистов и их приспешников. Молитесь Великому и Милостивому Богу о скорейшем поражении врага, освобождении всего человечества и мусульманского мира от тирании человеконенавистников-фашистов.

И хотя в заявлении само слово «джихад» не употребляется, любому мусульманину было понятно, что жизнь, отданная за те идеалы, о которых говорится в обращении, делает человека шахидом, т. е. тем, кого в других традициях обозначают как «мученик». Именно поэтому мечеть на Поклонной горе в Москве, построенная в память о воинах, погибших в годы ВОв, называется мечетью шахидов. Кстати, эта мечеть стоит в комплексе с православной часовней и иудейской синагогой.

Трудно оценить влияние этого заявления, но еще Черчилль отмечал, что Советский Союз сумел выиграть войну только тогда, когда речь зашла о защите Родины и Веры, а не власти коммунистов. При этом одним заявлением мусульманские религиозные деятели не ограничились. Они организовали сбор средств на строительство танковой колонны для Красной Армии. Сам муфтий Габдрахман хазрат Расулев пожертвовал из личных средств 50 тысяч рублей. В ответ на эту инициативу глава государства тогда написал: «Благодарю вас за вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

ГЕРОИ ЕСТЬ И СЕЙЧАС

Сегодня мы с благодарностью вспоминаем ветеранов ВОв. Вспоминаем их, как пример стойкости и самоотверженного мужества, как образец для подражания в деле возрождения духовности, укрепления традиций нашего народа, искоренения попыток извратить нашу религию ненавистью и насилием. Духовное управление мусульман РТ в канун 9 мая, как и прежде, провело для них коранический маджлис. Хотя чтобы мы ни сделали для них, это никогда не уровняет то, что они сделали для нас.

Однако хочется сказать и о другом. Герои, защищавшие нашу Отчизну, были не только на полях сражений ВОв. И сейчас есть тысячи людей, которые в буквальном смысле слова кладут на алтарь свои жизни ради мирного неба для всех нас. 24 октября 2012 года в ходе обезвреживания боевиков, причастных к июльским терактам, погиб сотрудник Федеральной службы безопасности РФ Сергей Ашихмин. У него остались две дочери, одна из которых на момент трагедии только появилась не свет. Мало кто сейчас вспоминает о нем и его подвиге. И таких безвестных героев, отдавших свои жизни ради нас, очень много. Светлая им всем память.

Рустам Батыр