САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ АВТОМОБИЛИ В РТ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2014 ГОДА. ЧАСТЬ 1-Я

Продажи автомобилей в Татарстане в начале года пошли вниз на 3,3%, причем падение оказалось больше, чем в целом по стране. Привычный тренд, согласно которому в последние годы рынок РТ держался лучше российского, сломал АвтоВАЗ, чьи продажи в республике обвалились на целых 25%. Но, как выяснил аналитический центр «БИЗНЕС Online», премиальные бренды, несмотря ни на что, продолжают расти на десятки и даже сотни процентов.

УСКОРЕНИЕ ПАДЕНИЯ

Татарстану уже не удается оставаться «островком стабильности» на автомобильном рынке. Падение на нем идет более быстрыми темпами, чем в целом по стране: в январе-марте этого года рынок РФ, по данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), упал на 2%, в это же время данные «Автостата» показывают снижение татарстанского рынка на 3,3%.

Таким образом, прогнозы дилеров, которые они давали «БИЗНЕС Online», предрекая падение рынка в 2014 году в среднем на 7%, сбылись уже почти наполовину. До глубокого спада пока еще далеко, но серьезное торможение очевидно: татарстанский рынок в минувшем году держался в плюсе (1,6%) даже на фоне спада на 5,5% по всей России, но события, связанные с девальвацией рубля, общим спадом в экономике и проблемами на Украине, заставляют и его идти в общем нисходящем тренде.

Итак, по данным «Автостата», в январе-марте в Татарстане было зарегистрировано 25 146 единиц новых легковых и легких коммерческих автомобилей против 26 006 годом ранее.

Напомним, что с 2014 года и на местных российских производителей налагается утилизационный сбор. И такая новость должна была, с одной стороны, привести к росту производства во второй половине 2013 года, чтобы пополнить склады, с другой — к росту спроса на авто со старым ценником без учета сбора. Мы уточнили долю машин выпуска 2013 года, зарегистрированных в январе-марте, она составила 66% от всех авто. Для сравнения: доля новых авто 2012 года выпуска в первом квартале 2013 года составила только 58%. Таким образом, налицо тенденция: в начале года автодилеры усиленно избавлялись от застоявшихся на складах машин выпуска прошлого года, и это подтверждает сложность ситуации на рынке.

BMW ПЕРЕТЯНУЛ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ

Но премиальный сегмент в очередной раз идет в противофазе к рынку. Никакой стагнацией здесь и не пахнет.

Люксовый бренд номер один BMW показал в РТ рост на 64% (!) с 258 единиц за первый квартал 2013 года до 423 единиц за первый квартал 2014 года. (Причем заметим, что за три последних года продажи BMW в Татарстане выросли уже почти втрое, если брать первый квартал).

Такой рост выглядит просто ошеломляющим: в целом по стране продажи этой марки выросли только на 10%. В Татарстане «виновник» такого несоответствия — компания ТТС, которая является единственным официальным дилером этой марки. В лидерах продаж BMW кроссовер X3 (97 единиц), седаны 3-й (76 единиц) и 5-й (87 единиц) серий.

1 table.jpg

Его ближайший конкурент в лице Audi после попыток в минувшем году потеснить баварцев в 2014 году явно подостыл. Но и здесь мы видим все-таки рост на 7%. Самым популярным от мастеров из Ингольштадта остается кроссовер Q3 (77 единиц).

Mercedes уверенно удвоил свои прошлогодние достижения: с 96 авто за первый квартал 2013 года до 202 авто за первый квартал 2014 года.

Добавим, что на российском рынке Daimler чувствует себя очень уверенно, прибавляя 21%. Основной драйвер роста — успешное обновление модельного ряда. Можно сказать, что автолюбители из Татарстана также оценили улучшенные модели от Mercedes, приобреталось все от A-Class до S-Class. Причем татарстанская элита, похоже, вновь возвращается к Mercedes — интересно, что представительских седанов с трехлучевой звездой купили в январе-марте сразу 21 штуку. Для сравнения: его «одноклассников» BMW седьмой серии и Audi A8 приобрели лишь по 4 единицы. А если сравнивать данные по машинам S-класса с минувшим годом, то рост Mercedes имеет просто взрывной характер. Достаточно привести данные: за весь первый квартал 2013 года было продано только три Mercedes представительского класса, а за весь год – 21 такой автомобиль. А сейчас продано столько же за один лишь первый квартал.

Причем более половины Mercedes продается в Казани. Напомним, что здесь развил бурную деятельность дилерский центр «МБ-Ирбис», близкий к руководству Акибанка.

Уже сейчас можно предсказать дальнейший рост продаж «мерса». Известно, что такие планы вынашивает, в частности, «КАН-Авто» (компания намеревается стать дилером этой марки), и в этом случае борьба явно обострится.

==table296==

Впечатляющую динамику показали Jeep и Volvo. Основной драйвер — продвижение этих марок на рынок РТ группой компаний «Прогресс». Добавим, что в целом по РФ Volvo смог прибавить 11,5%. В лидерах продаж у шведской компании как по РТ, так и по РФ кроссоверы XC60 и XC70. Благодаря им продажи выросли в четыре с лишним раза — это абсолютный рекорд в первом квартале.

2 table.jpg

На этом фоне чуть хуже дела шли у традиционного любимчика местного бомонда Porsche. После бурного роста в универсиадском 2013 году здесь наблюдается спад на 27%. Ради справедливости отметим, что у этой марки давно не видно свежих моделей, востребованных рынком, а обновление модельного ряда для татарстанских автолюбителей — очень весомый фактор при покупке очередного авто.

Премиальный сегмент чувствовал себя гораздо лучше рынка в среднем. Одним из факторов роста спроса можно назвать опасение подорожания авто из-за ослабления курса рубля. Так, российская валюта подешевела к евро на 11,8%: с 40,23 рубля за евро на 30 декабря 2012 года до 44,97 рубля за евро на 31 декабря 2013 года.

3 table.jpg

КТО ТЯНЕТ РЫНОК ВНИЗ?

Как мы уже сказали выше, несмотря на спад, ситуация на рынке в целом сравнительно неплохая. По большому счету показатели портит в первую очередь АвтоВАЗ. Спрос на LADA в Татарстане за три месяца упал на 26%: с 8 468 единиц за первый квартал 2013 года до 6 275 единиц за первый квартал 2014 года.

Минус 2 193 единицы — это немало. Если бы не такой огромный абсолютный спад спроса на продукцию завода из Тольятти, то рынок РТ в целом мог бы показать рост на 5,5%. В среднем по РФ, согласно данным АЕБ, LADA просела на 15%.

У АвтоВАЗа не все ладно по целому ряду причин: главная из них — смена поколений Kalina с первоочередным запуском топовых версий и потеря ряда своих преимуществ в глазах потребителей. С приближением к ценовой границе в 400 тыс. рублей LADA начинает резко тускнеть, и вариант добавить 50 - 100 тыс. рублей, пусть даже в кредит, и купить «неВАЗ» становится куда более привлекательным.

Благосостояние среднего покупателя растет, а ценовой зазор между LADA и главными конкурентами стремительно сужается. Результат, что называется, налицо.

Еще несколько слов о неудачниках. У бывшего обладателя места в ведущей десятке Daewoo дела пошли из рук вон плохо: падение на 38%. Узбекско-корейская компания пытается спасти положение с помощью новой модели Gentra, созданной на основе Chevrolet Lacetti, но это мало помогает.

Говоря о падениях и неудачах, нельзя не отметить крах Bogdan (выпускаемый на Украине вариант вазовской «десятки») и полное исчезновение из списка приобретений местных автолюбителей таких марок, как Zaz и Fiat. Напомним, что серьезные проблемы под натиском импорта украинский автопром начал испытывать еще в 2012 году, а в последнее время накладывался еще и геополитический фактор.

РОСТ НА РАСПРОДАЖАХ

Одним из главных бенефициаров роста благосостояния автолюбителей Татарстана — по-прежнему Kia. Корейская марка прибавила 7,4%: с 2 402 единиц в первом квартале 2013 года до 2 579 единиц в первом квартале 2014 года. Динамика практически идентична общероссийской (7%), то есть позиции бренда очень крепкие и в масштабах страны. Главным локомотивом остается бестселлер марки — модель Rio.

Аналогично лучше рынка идут дела у напарника Kia по концерну — Hyundai: плюс 13,4% до 1 288 авто за первые три месяца 2014 года.

Но не только традиционные фавориты показали хороший темп. Отличился Nissan: рост на 28,7% с 872 единиц в первом квартале 2013 года до 1 122 единиц в первом квартале 2014 года. Это даже выше, чем прирост на 27% в целом по РФ. Прибавка 250 авто по РТ — самая большая не только в топовой десятке, но и среди всех брендов! Один из факторов — низкая база: Nissan показал заметный спад в 2013 году, обусловленный неудачным запуском обновленной Almera. И, собственно говоря, за счет продвижения этой модели со второй половины прошлого года Nissan и показал лучший результат. В декабре 2013 года производство Almera вышло на запланированные объемы, и в 2014-м японский концерн хочет произвести на мощностях АвтоВАЗа уже около 50 тыс. штук.

4 table.jpg

Есть и другой фактор. Как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора ГК «Акос» Михаил Котляров, Nissan устроил беспрецедентную распродажу своего бестселлера Qashqai перед обновлением модели. Действительно, все 248 единиц данной модели, зарегистрированные в первом квартале 2014 года, относятся к 2013 году выпуска.

Есть еще одна заметная новость: Ford, наконец-то, вернулся в Топ-10 самых популярных автомобильных брендов по Татарстану. Причем это произошло впервые за весь посткризисный период. В целом динамика у американского концерна стабильна: плюс 4,5% до 794 авто за первый квартала 2013 года. Хотя по РФ картина кардинально отличается: минус 27%(!). Решающий фактор — активное сотрудничество концерна Ford с нашей республикой в качестве резидента ОЭЗ «Алабуга» и госзаказ. Среди дополнительных факторов: в 2013 году прошло открытие дилерского центра «Аларм Моторс».

Добавим, что сейчас Ford готовится обкатать на китайском рынке более доступную модель Escort. Так что местным фаворитам Kia и Hyundai расслабляться не стоит: борьба в сегменте 450 - 550 тыс. рублей будет обостряться.

Можно отметить, что в целом очень уверенно себя чувствовали японские бренды. У каждого есть персональные факторы, например, запуск обновленной модели Nissan Teana, нового поколения Toyota Highlander, появление ряда новых комплектаций Rav4 и т. д.

Но есть и фундаментальный фактор: японская валюта заметно ослабла в течение прошлого года. Например, к валюте США потери составили 21,5%: с 86,6 йены за доллар на 31 декабря 2012 года до 105,2 йены за доллар на 31 декабря 2013 года. С учетом того, что в автопроме каждый процент на вес золота, это колоссальное преимущество на глобальном рынке.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВЫЖИДАЕТ

«БИЗНЕС Online» предложил участникам рынка оценить ситуацию.

Михаил Котляровзаместитель генерального директора группы компаний «Акос»:

— Успех Nissan вызван беспрецедентными распродажами старого Qashqai перед выходом нового, большими скидками на автомобили 2013 года, а также существенным ростом продаж автомобилей Almera российской сборки, которых в прошлом году в первом квартале просто не было.

Ford неплохо подрос в начале 2014 года. Но данный всплеск объясняется очень просто: в начале года РТ обеспечила закупки Ford для государственных нужд в большом объеме. Мне кажется, что, к сожалению, продажи Ford в РТ крайне плохи и дальше мы это увидим невзирая на количество дилеров.

Среди наиболее значимых событий первого квартала 2014 году могу отметить распродажи автомобилей 2013 года с большими скидками от производителя. Самая лучшая динамика к 2013 году у Infiniti — плюс 75 процентов, у Nissan — плюс 30 процентов и у Mitsubishi — плюс 15 процентов.

К сожалению, процент продаж в кредит существенно упал. Если в прошлом году это было порядка 55 процентов, то в этом году только 44 процента. Если так пойдет и дальше, то рынок пойдет вниз.

Заявки от клиентов не упали, хотя в связи с ростом курса доллара и евро многие предпочли покупать за наличные. Особенно дешевые автомобили. Но очень сильно увеличилась строгость банков при одобрении кредитов. А в связи с этим и процент отказов в заявках на кредит.

Во втором квартале мы ожидаем небольшой рост к такому же периоду 2013 года, в основном за счет Кiа, Nissan, Infiniti и Mitsubishi.

Остальные бренды существенно просядут, к сожалению, из-за роста цен, снижения процента одобрения кредитных заявок и отсутствия внятной политики производителя по продвижению модельного ряда.

При этом по сравнению с прошлым годом мы расстались с Fiat, Daewoo и Chance.

Что касается программы льготного кредитования, наверное, правительство выжидает, когда будет совсем плохо. К тому же, прохождение бумаг в правительстве — это небыстрый процесс.

Может, программа льготного кредитования возобновится с июля, а может, только с октября, а может, и никогда. Нужно же помнить еще и о деньгах, направляемых в Крым, а может, потом и на Украину. Ждать милости у правительства — это как ждать милости у природы: вероятность 50 на 50.

Игорь Карцевич — директор по продажам и маркетингу ООО «Гранд Авто 00» (официальный дилер марок Audi, Skoda, Volkswagen в Набережных Челнах):

— Думаю, что ключевыми событиями в первом квартале для всего автомобильного рынка страны, и наша компания не является исключением, стали курсовой скачок и последовавшее за ним повышение цен на автомобили. У отечественного автопрома на сегодня единственным козырем является цена. Однако если раньше у большинства россиян первой машиной была отечественная, а второй — иномарка, то наличие доступных импортных моделей, близких по цене к отечественным авто, собственные программы зарубежных марок на покупку в кредит плюс действовавшая программа государственного субсидирования автокредитов привели к тому, что и первой машиной у многих стала иномарка.

Из брендов, представленных в нашей компании, лучшую динамику в сравнении с первым кварталом прошлого года показала Audi. Такой результат стал возможным благодаря программе поддержки продаж со стороны импортера. Свою роль сыграло также и ожидание покупателями подорожания автомобилей из-за роста курса валют. Сегмент люксовых автомобилей, на мой взгляд, держится лучше рынка в целом из-за того, что люксовые бренды «проникают» в новый для себя ценовой сегмент — назовем его «около 1 миллиона рублей». В кредит в первом квартале мы реализовали 43 процента автомобилей. Это в основном массовые бренды.

Ничего особо хорошего во втором квартале мы не ожидаем, поэтому открытие новых автоцентров пока не планируем. Все наши усилия будут направлены на удержание объемов и на попытки сохранить приемлемую экономику от продаж. Очевидно, что необходимость в возобновлении программы льготного кредитования есть, но способен ли вынести сегодня подобные расходы бюджет, и что скажут на это банки на фоне роста доли «проблемных» кредитов?

Рафаэль Мугинов — руководитель отдела продаж ООО «КамаТехЦентр»:

— Причиной спада продаж новых автомобилей является низкая клиентская активность. Никаких особых событий, которые можно было бы назвать ключевыми, в первом квартале 2014 года у нас не произошло, если не считать таковыми обновление модельного ряда по тем брендам, по которым мы работаем. Я бы так же не сказал, что в начале года нам пришлось столкнуться с какими-то особенными трудностями, первый квартал в плане продаж прошел достаточно неплохо. Хорошую динамику в сравнении с прошлым годом показали корейские бренды и в первую очередь за счет гибкой ценовой политики. При этом больше половины наших продаж осуществляется в кредит.

Что касается ожиданий от второго квартала, то на мой взгляд, будет небольшое сезонное увеличение продаж, но чуть позже ситуация стабилизируется. Возможно, правительство решится на возобновление программы льготного кредитования, если у отечественных производителей ситуация с реализацией продукции будет плохая. Поживем — увидим.

Александр Невзоров — менеджер по продажам компании «Мустанг Авто» (бренды автомобилей LADA, Кia, Chevrolet, Volkswagen, Renault, Hyundai):

— Одна из причин спада спроса на новые автомобили в Татарстане вообще и на LADA в частности заключается в том, что банки стали меньше одобрять кредиты. Ведь большая часть покупок авто происходит через автокредитование. Но также чувствуется и общий спад заинтересованности клиентов. Мне кажется, что дело тут в общем перенасыщении рынка новыми автомобилями, так как за последние два-три года чувствовался резкий подъем спроса.

Ключевым моментом для автомобильного рынка в первом квартале стала ситуация на Украине. Думаю, это насторожило многих людей, которые избегают вкладывать деньги в движимое имущество, да и кредитные организации стали осторожнее. Развивать компанию в условиях спада продаж вряд ли имело смысл, мы не делали серьезных инвестиций, новых салонов не открывали. А вот сложностью стало то, что спад спроса, который был прогнозируем в начале года, затянулся намного дольше, чем мы рассчитывали. Тем не менее по некоторым брендам у нас произошел ощутимый рост продаж. Лучшую динамику показали автомобили Кia Rio. Рост по ним составил до 40 процентов. Но, как я уже говорил, львиная доля автомобилей продавалась в кредит. От общего числа проданных нашей компанией автомобилей примерно 80 процентов покупатели приобрели с участием автокредитования.

Во втором квартале авторынок, думаю, поднимется. Положительная динамика наметится по сравнению с первыми тремя месяцами года. Но вряд ли продажи поднимутся до уровня прошлого года, тогда рост был значительным. Тут многое зависит от того, будет ли опять запущена программа льготного автокредитования. Слухи об этом ходят упорно, хотя реальных решений пока нет. Отмена программы пока не привела к особо большим проблемам, но ее возвращение дало бы ощутимый положительный эффект для производителей и продавцов автомобилей.

Марсель Бадрутдинов — начальник отдела продаж «Делфо-Авто»:

— Из самых последних событий могу отметить открытие нового шоу-рума Opel на Беломорской, 69а, площадью 650 квадратных метрв. Салон оформлен согласно новейшему стандарту blackbox. «Делфо-Авто» — первая компания, которая оформила в Казани шоу-рум Opel по последним требованиям. В ближайшее время мы планируем также обновить шоу-рум Chevrolet.

Что касается динамики продаж, то в целом мы зафиксировали спад. Но общий фактор для всех наших марок — высокая база прошлого года, был очень хороший объем продаж в 2013 году. И пока свою долю рынка мы сохраняем.

Если говорить о конкретных марках и моделях, то, к сожалению, Chevrolet Niva в первом квартале 2014 года показала спад на 30 процентов к аналогичному периоду 2013 года. Одним из факторов является ожидание выхода в следующем году принципиально новой модели, другой фактор — заметная конкуренция со стороны Renault Duster.

Подразделение Chevrolet DAT (Cruze, Aveo, Cobalt) показало спад только на 10 процентов. В ближайшее время мы ждем поcтупления в продажу Chevrolet Traker — стильный кроссовер. По нашим оценкам, модель будет пользоваться повышенным спросом.

Продажи Opel упали на 30 процентов. К сожалению, скоро прекратится выпуск Corsa в этом кузове, и Astra Family, модели занимали у нас значительную долю в продажах.

В кредит за первые три месяца 2014 года мы реализовали порядка 50 - 60 процентов от всех автомобилей. Но уже в марте отметили рост покупателей за наличные деньги. Одна из причин — более частые отказы банков и рост ставок по кредитам.

Думаю, что проблема спроса в целом по рынку на сегодня есть и отрасль нужно поддержать. Насколько мне известно, правительство будет ориентироваться на результаты продаж в апреле-мае, и, возможно, что уже в июне снова запустит льготную программу автокредитования. Компенсация процентных ставок — хороший инструмент, мы ощутили значительный рост спроса после запуска программы в 2013 году.

Рафаэль Курбанов — начальник отдела продаж ГК «Прогресс»:

— Мы только начинали работу в 2013 году, а в 2014 году уже полноценно развернулись, есть хороший маркетинг и федеральная поддержка. Разумеется, результаты за первый квартал текущего года кардинально лучше. С начала 2014 года мы реализовали около 45 машин марки Jeep.

В целом и по РФ также хорошие показатели благодаря удачному обновлению модельного ряда, в частности, Grand Cherokee. Кстати, мы ждем очередного обновления нашего бестселлера в мае.

Программа льготного кредитования не оказывает влияние на премиальный сектор. Цены на авто стартуют от 1,3 миллиона рублей. А вот специальные программы от производителей помогают повысить спрос. Crysler ввел программу кредитования под 5,5 процентов с апреля текущего года. Хотя кредит как таковой — не самый популярный способ приобретения дорогих авто, доля таких продаж около 10 процентов. Тем временем в лизинг мы продаем половину автомобилей. Производитель предлагает скидку в 10 процентов (!) по своим лизинговым программам.

==table292==

==table293==