«ЭТА СФЕРА УПОРНО ДВИЖЕТСЯ ВПЕРЕД»

— Расскажи, как ты начал заниматься организацией концертов в Казани?

— Началось все достаточно случайно. В 2010 году 20 марта мы вместе с Дмитрием Ильиным из группы «Тамагочi» решили сделать «сборный» концерт для друзей и знакомых. Тогда казалось, что взять дату в клубе и организовать мероприятие — это что-то чуть ли не магическое. Мы планировали привлечь к участию в концерте музыкантов-друзей из нескольких казанских групп: «Тамагочi», Maybe Ja’s (где я играл на гитаре), ioch, Who are these man и Bebertos. Но в процессе проработки мероприятия у нас мелькнула идея позвать хедлайнера. За год до этого мы выступали на разогреве группы «Фруктовый кефир» во время их первого приезда в Казань. Поэтому подумали, почему бы нам не позвать их. Тем более именно на их концерте мы первый раз вместе выступали с Димой. Связались с группой, договорились с ними по условиям. Бюджет, само собой, сильно увеличился, учитывая их дорогу, гонорар и проживание. В процессе подготовки к концерту появился спонсор, и мы решили позвать еще и группу Jiu Jitsu — отличных ребят из Самары, играющих мощный, как они называют, nintendo-funk. В итоге концерт-тусовочка, каким мы видели его за месяц до проведения, по составу вырос до уровня мини-фестиваля с пятью группами из Казани и двумя хедлайнерами, что абсолютно изменило уровень ответственности в подготовке мероприятия, как с точки зрения грамотной организации, так и с точки зрения рекламы. В итоге был аншлаг и отличный концерт, который, по сути, изначально мы и не подразумевали. Так все и пошло.

— Что, на твой взгляд, за эти четыре года произошло в пространстве организации концертов?

— Конечно, это пространство очень изменилось. Я сторонник идеи, что все, что ни делается, все к лучшему, все дает какой-то результат и какой-то шаг вперед. Как успехи и ошибки, так и топтание на месте. Многие относятся к некоторым мероприятиям, как к старью, прошлому веку и так далее. Я считаю, что у всего есть свои этапы, все нужно пережить. Даже такое явление, как группа «Нервы», я не воспринимаю как что-то отрицательное. Если подростки сейчас переживут это в 12 лет, то уже в 16 они будут увлекаться тем, до чего мы дошли только в свои 20.

То же самое с казанской аудиторией. Важны не только клубы и концерты. Помимо них играют роль радиостанции, журналы, работающие примерно с этим же форматом, кафе, бары и многое другое, что объединяет этих людей. Представляете, какой вклад в альтернативную музыкальную жизнь Казани сделал в свое время клуб «Маяковский. Желтая кофта»? В первые годы работы это было главное и единственное место для некоммерческой музыки и тусовки соответствующей аудитории. Там выступали музыканты всех форматов и возрастов: от представителей казанской инди-сцены до таких артистов, как «Аукцыон» и Brazzaville. Там же зарождались первые тусовки от творческого объединения kak?tak и, например, дни рождения Боба Марли, которые и по сей день делают те же самые люди, но уже в других местах. В этом же клубе и мы делали свои первые мероприятия. И несмотря на то, что сейчас многие внутрь клуба просто ни ногой, свою значительную историю он сыграл и даже в какой-то степени играет до сих пор. Так и многое другое, что появилось в Казани за последние годы, дает свой толчок в области некоммерческой музыки: от появления в городе радиостанции «Серебряный Дождь», проведения нескольких фестивалей «Сотворение Мира», открытия новых заведений, таких, как China-Town-Café, Jam Bar, «Циферблат», до недавнего выхода в свет журнала «Карл Фукс», появления десятка новых промоутеров и многого другого. В общем, как бы многим ни казалось, что эта сфера в Казани не развивается, я думаю, что она, конечно, медленно, но упорно двигается вперед.

«КАЗАНИ НЕ НУЖЕН БОЛЬШОЙ КЛУБ»

— В последнее время в Казани выступает много мировых звезд музыки. Как ты это объясняешь? Это ведь не только достижение Казани. Эти группы теперь ездят по всей стране.

— Я не могу уверенно рассуждать на эту тему, потому что мы пока не занимались концертами суперзвезд. Там немного другие правила игры. Могу только сказать, что это связано с развитием в регионах концертной инфраструктуры, появлением необходимых для этого оборотных средств у организаторов, развитием концертного рынка в России.

— Насколько тяжело работать в городе, где всего две площадки для проведения мероприятий, условно говоря, вашего формата?

— Конечно, часто мы нуждаемся в залах большей вместимости. Но тем не менее на сегодняшний день я даже и не уверен в рентабельности в Казани альтернативного тысячного клуба типа екатеринбургского Teleclub или нижегородского Milo Concert Hall. Я не уверен, что хватит контента и людей, чтобы заполнить такой клуб. Опять-таки, мы вновь возвращаемся к разговору о том, что все должно быть постепенно, но когда-то рано или поздно это точно произойдет. Нижний и Екатеринбург в этом смысле более развиты. Кстати, одна попытка открыть подобный клуб в Казани уже была сделана нижегородской компанией. Не удалась.

— Но в Екатеринбург и Нижний Новгород приезжают те же группы, что и в Казань. Условно говоря, тот же «Ляпис Трубецкой», аншлаговый концерт которого вы сделали в «Желтой кофте», выступает в Екатеринбурге в Teleclub. Очевидно, что тут они собрали бы «тысячник».

— Да, конечно, они бы тут собрали 1 тысячу человек и даже больше. Но чтобы клуб существовал рентабельно, нужно, чтобы таких тысячных концертов было 1 - 3 в неделю хотя бы в обозримом будущем. В этом и вопрос: готов ли город к появлению подобного клуба и будет ли он заполнять его два-три раза в неделю, а то и больше? Я не уверен. Одна история с концертными залами типа «Пирамиды», где при огромной арендной стоимости на площадку огромный спрос со стороны многобюджетных поп- и шансон-концертов, шоу Comedy club и многого другого. Но если говорить о клубе, подобном Teleclub, он не сможет успешно существовать и развиваться в своем формате, если сегодня в нем выступает «Ляпис Трубецкой», а завтра — Аллегрова.

— А Teleclub имеет необходимый поток концертов?

— Думаю, что да. Так как существуют они уже не первый год. И многие из приезжающих к ним артистов для Казани пока нереальны.

— Но они ведь не собирают каждый раз по тысяче человек?

— Вопрос в том, что есть нужное количество аудитории, которая в большом количестве ходит на концерты. Я считаю, что сейчас для Казани более актуальны площадки на 300 - 500 человек. И контента для них много. Учитывая, что «Чайна» сейчас, а «Маяковский» уже давно не ведут активную арт-политику, рано или поздно появится место, которое при правильном подходе легко встанет на ноги.

«МЫ ВСЕГДА НАЙДЕМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, И К ВОЗМОЖНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ОТНОСИМСЯ С РАДОСТЬЮ»

— Есть ли какие-то другие промо-команды, с которыми вы конкурируете, например, по букингу артистов?

— У нас сейчас нет конкурентов, потому что у нас не совсем бизнес-подход. Если кто-то из музыкантов едет в Казань без нашего участия, мы зачастую рады этому, даже если мы их хотели привезти. Потому что тогда мы сможем сходить на концерт, а не быть в запаре, пока группа находится на сцене.

— Ты сказал, что у вас не совсем бизнес-подход к делу. Расскажи об этом, пожалуйста.

— Артистов нашего формата очень много, а в Казани организацией их концертов занимается не так много людей. Вообще, количество промоутеров сейчас растет, и есть много новых организаторов из других городов — Нижнего Новгорода, Воронежа, Пензы.

— Они вам мешают? Или ваши интересы не пересекаются?

— Нет, они занимаются коммерческими мероприятиями. Так как нам интересна некоммерческая музыка, которая не направлена на массы, они не могут составлять нам конкуренцию. Мы всегда найдем, что делать, и к возможной конкуренции относимся с радостью. За несколько лет мы сделали уже столько мероприятий, что во многих случаях мы заведомо знаем, какое мероприятие будет успешно, а какое — нет. При этом зачастую, если общая успешность сезона позволяет, мы можем взять заведомо минусовой концерт. Это либо кто-то новый для Казани, либо кто-то, с кем мы уже не первый год работаем и кому Казань очень нужна в туре, или что-то еще. С большим количеством музыкантов отношения дружеские. Это и есть, скажем так, анти-бизнес подход.

— Сколько концертов вы организовали?

— Примерно 150 - 200. Солидную часть из них — в China-Town Cafe, пока работали в клубе.

— На тебя это как-то повлияло? До China-Town-Cafe ты не относился к своей деятельности как к работе?

— Относился. Наверное, меня туда и позвали, потому что я мог заниматься такой музыкой, которая интересна клубу, но в то же время не приносил лишние затраты, а даже зарабатывал. Даже концертный бюджет China-Town-Cafe, несмотря на то, что мы разогнали концертный график до 20 мероприятий в месяц, что было крайне экспериментально, все равно остался плюсовым. Конечно, было множество минусовых концертов, потому что пока мы там работали, там побывала почти вся российская сцена некоммерческой музыки, но всегда были и успешные мероприятия, которые могли окупить с десяток убыточных мероприятий.

— Ты занимался организацией концерта Зули Камаловой. Как ты оцениваешь состояние татароязычной музыки в Казани и вообще в России? Почему получается так, что татарскую музыку играет человек, который живет в Австралии?

— Вообще, я не сильно разбираюсь в татарской музыке. Наверняка помимо Зули Камаловой и Мубая есть интересные ребята, просто о них либо не знают, либо знают, но не я. Мы несколько раз работали с Зулей и Мубаем, делали им концерты, и не только в Казани. Но не потому, что они единственные стоящие исполнители на татарском языке, а просто потому, что они нам нравятся. Если бы они пели на другом языке, мы бы все равно делали им концерты.

«МУЗЫКА, КОТОРАЯ НАМ ИНТЕРЕСНА, СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ РЕНТАБЕЛЬНОЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

— Выросла ли музыкальная сцена города за время существования вашего промо-агенства?

— В Казани групп очень много. И мы даже не представляем насколько. В городе есть десятки репетиционных баз, которые ежедневно забиты разными командами. Наверное, среди них есть и кто-то интересный. Из тех, кто уже достаточно известен, опять же Mubai, команда «42» — в своем формате ребята делают очень качественную лирику и музыку, рок-группа HSV, которая поедет в мае в тур по России. Понятно, есть и группы из Казани, востребованные сейчас по всей стране, — «Волга-Волга» и «Мураками». Но это немного другая история.

— Насколько возможно сегодня в Казани провести open air городского формата, который рассчитан на тысячу человек, например?

— Музыка, которая нам интересна, становится все более рентабельной в коммерческой среде. Проходит время, и спонсорами подобных концертов становятся крупные компании. В Москве многие дорогие концерты и фестивали существуют как раз за счет них. Все больше коммерческих структур делают ставку на музыку, которая собирает думающую, креативную аудиторию. Фестивали в Казани всегда были актуальны, их можно делать, люди придут. В Казани уже есть отличные фестивали — например, «Крутушка». Я не большой любитель этно-музыки, но этот фестиваль мне очень нравится. Он очень органичный и качественный в своем формате. Я не знаю, рентабельно ли это для их спонсоров, но они делают фестиваль из года в год. Может, еще не этим летом, но совсем скоро, надеюсь, мы тоже запустим свой летний фестиваль, а пока ищем партнеров. Как я уже говорил, не все сразу.