Молодой татарстанский клипмейкер снимает видео, которые понятны и приятны глазу без перевода. Ильшат Рахимбай сотрудничал с такими исполнителями, как Алмаз Самигуллин, Ильгиз Шайхразиев, Лия Шамсина, Артур Mauzer Sax, Гульзадой, занимался проектом online-школы по обучению татарскому языку «Ана теле». В этом году он полностью закончил дебютный фильм «Гастарбайтер» и отправил его на 15 кинофестивалей. Корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с режиссером новой татарской волны и узнал, как жить, следуя знакам.
«ШАЙМИЕВ СЛЕДИТ ЗА МНОЙ»
— Ильшат, расскажи про свою картину. Название «Гастарбайтер», надо заметить, сразу настораживает...
— Фильм снят по мотивам одноименного рассказа известного московского писателя Леонида Каганова. Я не спрашивал у него рарешения, но когда фильм уже получился, он меня лично благословил. Фильм не про гастабайтеров, не про политические отношения, не пугайтесь. Тема такова: бывало ли у вас, что вам не хочется проживать какую-то часть жизни, когда, скажем, кто-то умер, в душе болит и хочется, чтобы дни пролетали быстрее. Или, скажем, экзамены, какая-то сложная проблема... И тут на помощь приходит к вам «гастарбайтер». Существа из потустороннего мира, можно назвать их просто душами, они летают среди нас, договариваются, что будут проживать вместо вас самые тяжелые периоды жизни. То есть вы отключаетесь, а за вас внутри живет гастарбайтер. Вы существуете на автомате, разговариваете, ведете себя, как обычно, потому что гастарбайтер использует вашу память. Но вы в отключке. Через неделю просыпаетесь — и все помните. И таким образом гастарбайтеры все больше входят в жизни людей. А фильм — история про девушку, у которой сначала болел зуб. Кроме того, у нее сложные отношения с мамой, с парнем, ей скучно ходить на работу. И она все больше вызывает в жизнь гастарбайтера. Словом, посмотрите концовку. Фильм создан при сотрудничестве лейбла Yummy Music и великолепного оператора Айдара Шарипова, который мне очень помог. Я сам не могу точно сказать, каким фильм получился. Но по отзывам друзей, мастеров, вроде, неплохой...
— Как проходили съемки?
— Началось все еще два года назад, когда мой друг Иван Меркутов, который теперь учится во ВГИКе, расказал мне эту историю. Когда пришла пора снимать дипломный фильм, я про рассказ вспомнил. Написал сценарий, дорабатывал с друзьями, показывал преподавателям. Все говорили, что сюжет выстрелит. За месяц закончил текст. Уговорил кучу знакомых помочь, все работали бесплатно, мы тратили деньги только на оборудование, еду, гримера и зеленый чай. Я специально заработал деньги, отсняв сразу пять свадеб (профессиональная шутка). Бюджет фильма составил 80 тысяч рублей. Снимали фильм в конце мая две недели, монтировали еще неделю. Доработали уже в январе этого года. При этом в сентябре его показали в «Родине» в рамках Международного фестиваля мусульманского кино, был полный аншлаг. И после фильма я сделал предложение своей девушке. В апреле у нас состоялась свадьба.
— Столько радостных событий сразу!
— Это еще не все! Там вообще была мистика. После премьеры там же в кинотеатре мы столкнулись с Минтимером Шариповичем Шаймиевым. Откуда он там взялся, непонятно. А мы стоим, счастливые, с цветами. Спрашивает, как дела, что делаете, поздравляет и замечает: «Вот она где история пишется». Шаймиев мне встречался всегда в поворотных моментах жизни. В детстве я попал на встречу с ним, потом — когда поступал в институт культуры. И на премьере фильма. Все это явно неспроста. Он следит за мной. Думаю, Бог знаки подает.
— Где снимался фильм?
— Снимали фактурную квартиру, ездили с Айдаром по Казани, искали интересные места, которые подходили нам по атмосфере фильма. Снимали и в пять утра, и в 8, и глубоко ночью, свисали с балконов, поливали искусственным дождем, роняли актрису на асфальт, пускали дым, достаточно весело было. Но в это же время все очень организованно. Каждый в команде отвечал за свое. Оператор, ассистенты, световики, буфет, массаж, священнослужители. Вообще, у нас была очень дружная и просветленная команда. Это самое главное в кино.
— Сколько человек участвовали?
— Титры там большие. Порядка 60 человек, включая всех, кто снимался в эпизодах, кто просто чем-то помог. Всем низкий поклон и лучики добра.
— Как ты подобрал главную героиню?
— Я хотел найти хорошую актрису, даже хотел пригласить ее из Москвы. Устраивал кастинги в интернете, в оффлайне в Казани. Нужна было актриса, которая понимала бы меня с полуслова и отыграла бы даже лучше, чем я смог бы объяснить. С Ляйсан Файзуллиной я работал на проекте «Ана Теле». У нас был налажен контакт. И я понял, что ничего больше не надо, если есть доверие, нет неловких пауз и самое главное — у человека есть желание работать. Ее маму играла Люция Хамитова. Тут тоже не было выбора. Я с ней работал на фильме «Конец игры» московского режиссера Максима Швачко.
«ЗДЕСЬ СЕЙЧАС ОТКРЫВАЮТСЯ СОТНИ ДВЕРЕЙ»
— Есть мнение, что кино в Казани нет. Следишь ли за ним? Можно ли здесь полноценно снимать?
— Я думаю, что с открытием нашей кафедры дела пошли в гору, после нас сложились адекватные курсы. Появилась киношкола «Смена». Движуха началась, пошла волна короткометражек. Теперь киношники — это не только свадебщики. Так что механизм запустился, процесс идет, это радует. Некоторые учатся на киношников в Москве, в Питере, надеюсь они тоже будут возвращаться и будут помогать поставить на ноги наше детище-кино, чтобы он рос большим и мудрым. Здесь сейчас открываются сотни дверей. Нужно собрать мозги, команду — и снимать. А деньги появятся. Главное, чтобы было что сказать.
— Насколько тебе интересно национальное кино?
— Я хотел бы снимать такое национальное кино, которое показывало бы еле уловимые изюминки менталитета моего народа. Потому что я в этом рос, и именно поэтому я такой, какой я есть сейчас, а не как чех или уругваец, например. Но в центре истории всегда будет Человек с Вечно Человеческими проблемами, а никак не национальными. Фильмы эти должны быть интересны для любого человека на планете. Я готов служить своему народу, но никак не в ущерб другим народам. Не хочется, чтобы потом думали, мол, снимал какой-то националист. Вот следующий фильм, например, я планирую снимать на тему того, что человек живет в ужасно стереотипном обществе, строит для себя миллионы рамок, зависит от мнения других, хотя он сам уверен, что абсолютно объективен и демократичен. Здесь, возможно, будет затронута и национальная тема.
«ЭТО БЫЛ ЗНАК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ «К»
— Ты родом из Балтасей, что это за место?
— Это село, там была гимназия, которая открылась в тот год, когда мне исполнилось 7. Простое было время, попсовое. Я бы не сказал, что там что-то способствовало моему альтернативному развитию или креативному мышлению. Но папа и мама не обделили меня своей мудростью, любовью и всегда давали свободу выбора. Думаю, именно поэтому я сейчас получаю огромное удовольствие от своей жизни и от всего, что в ней происходит. А вообще, я все-таки думаю, что когда живешь в деревне, у тебя больше возможностей изучать настоящий, не фальшивый мир — как внешний, так и свой. На родине я закончил музыкальную школу и решил поступить на музыкальный факультет педагогического университета в Казани. Это был мой логически обдуманный выбор. Проучился три года на учителя музыки, понял, что эти стены меня начинают теснить. И от этой «клаустрофобии» резко решил стать кинорежиссером. Потому что я решил, что эта профессия вбирает в себя практически все остальные, а это самый верный путь, чтобы прожить интересную, насыщенную, небесмысленную жизнь. Начал читать киниги, изучать кино — через неделю узнал, что в институте культуры открывается кафедра кино-видеотворчества. Разумеется, это был знак с большой буквы К. В 2008-м поступил, в 2013-м я закончил. В это время я познакомился с продюсером Алмазом Самигуллинным, с которым начал снимать свои первые клипы.
— Институт культуры дает хорошее образование?
— Вниманию абитуриентов, высказывание «Кулек — это халява» — сущая и сладкая правда. Но я все-таки считаю, что это лучший университет в Казани для творческого студента. Университет культуры — это мощный поток энергии, там всегда идет жизнь. Но никто тебя там не будет заставлять учиться. Зато учителя там могут мощно вдохновить на самообучение и саморазвитие — в этом весь секрет кулька. Я вовремя просек эту тему и прямо с первого курса начал читать, снимать, смотреть, практиковаться. И это было лучшее образование.
— Как ты снял первый клип?
— В 2010 году ко мне подошла поэтесса Эльвира Хадиева и предложила для «Студенческой весны» сделать ролик: мол, у меня есть стихи, а мой друг Алмаз напишет музыку и споет припев. Присылает мне песню. И я понимаю, что она не похожа ни на что в татарской эстраде. Что человек реально слышит музыку и чувствует поэзию. Я снял ролик (тогда это был все-таки ролик, а не клип), на этих съемках познакомился с Алмазом Самигуллиным, тогда он еще показался мне очень непонятным и странным человеком, а в последствии у нас образовался удачный творческий тандем. Этот ролик прозвали клипом, он понравился народу, его даже взяли на телевидение. Потом он предложил сделать клип на новый трек, круче в разы. А потом еще и еще. Он мог просто придти ко мне и сказать: «Ильшат, я хочу сжечь пианино, давай снимем клип, я напишу песню». И мы снимали. И нам это нравилось. В этом было что-то. Молодость что ли. Творчество что ли. Так все и шло. Так все завертелось. И в итоге я дожил до того, что снял дебютный дипломный фильм «Гастарбайтер», который теперь участвует в 15 фестивалях в Испании, Дании, Хорватии, Бразилии, Греции, Дубае, России.
«БЕЗ БЮДЖЕТА ПРОИСХОДЯТ САМЫЕ МИСТИЧЕСКИЕ СЪЕМКИ»
— Расскажи на примере конкретного клипа, как ты над ним работаешь?
— Обычно все происходит так. Мне присылают песню. Если она меня не прет и бюджет средний — я обычно отказываюсь снимать. Если бюджет есть, мы стараемся делать хороший клип, который визуально и идейно вытащил бы среднюю песню. А если песня прет, то это совсем другой компот, другой сценарий. В этом случае мы вкладываем силы и энергию, чтобы клип получился хороший, глубокий, хоть и посредством дешевых решений. Обычно я слушаю песню много раз, пытаюсь понять, какие ассоциации она у меня вызывает. Потихоньку вырисовываются картины, тема, идея, мини-сюжет. Ну и, конечно же, когда мы снимаем, мы не снимаем только для себя, понятное дело, что это нам нравится, если мы это уже снимаем, иначе нельзя, но все-таки нужно думать о зрителе — поймет ли, достаточно красиво ли ты рассказал историю. Потому что если у тебя нет зрителя — ты никакой не автор. Снимаешь для себя? Елки, снимай. И спивайся.
— Наверное, интереснее всего снимать без бюджета.
— Конечно, происходят самые мистические съемки, когда ты полностью отдаешься энергии вселенной. Интересная история с клипом «Кайда». Ее поет Артур Mauzer Sax. Песня про поиск себя. Я вспомнил, что в Казани есть заброшенный папиросный завод. Сотни интересных комнат, развалин, фактурных стен, ничего не надо красить или разбивать. И света не надо. И одна линия клипа была посвящена тому, что человек попадал в непонятное пространство и что-то там искал. А вторую вел художник, как символ судьбы. Он рисует и управляет жизнью Артура. Мазок — его скручивает, мазок — падает или оказывается в другом месте.
Сначала мы хотели рисовать обнаженную женщину. Вау, голая натура в татарском клипе! Нашли актеров, пришли на завод. А рядом первый знак — церковь. И художник и натурщица не приходят. Мы уже сняли Артура, прождали пять часов, день близится к концу, и тут они приезжают, а за ними приходит и полиция. Что вы делаете? — Снимаем дипломный фильм. — Давайте, валите отсюда, а то тут есть дураки, которые на заводе снимают голых баб. Так, еще знак. Нас выгнали. Мы сразу отказались от первой идеи. Два часа ходим по кругу. У Алмаза оказалась знакомая художница, она быстро приехала, мы спрятались в соседней локации: три стены, крыши нет. Поставили мольберт и быстро все отсняли. Очень крутые кадры получились. С утра полезли на крышу, по сюжету актер с нее якобы хочет прыгнуть. А там внезапно обнаруживается замок с кодом. Алмаз вбивает первые попавшие цифры, замок открывается. Мы снимаем. А потом это число нам трижды попадается на автобусных билетах. А потом этот клип победил на Селигере, потом на фестивале любительского и молодежного кино в рамках «Минбара». Он один из моих любимых.
Справка
Ильшат Рахимбай родился в 1988 году в Балтасях. В 2011 окончил ТГГПУ (кафедра музыкальных инструментов и инструментальных ансамблей), в 2013-м — КГУКиИ (кафедра режиссуры телевидения).
Клип «Син кирәк» получил на фестивале «Клюф-2011» премию в номинации «Лучший музыкальный или поэтический фильм», а зарисовка «Сейчас весна...» — за «Лучший сценарий».
Клип «Кайда» выиграл в номинации «Лучший Оператор» на Всероссийском кинофестивале «Фильм Селигера-2011» и в номинации «Лучший Клип» на третьем Казанском международном фестивале любительского и молодежного кино в рамках 7-го международного Казанского фестиваля мусульманского кино.
Клип Harmony стал лучшим на международном кинофестивале «Золотая пятерка».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.