Айдар Булатов — руководитель Bulatov Group:

— Да, конечно, альтернатива есть — это «Татмак». Хороший пример некого татарского бренда, который по трафику посещаемости, наверное, не сильно уступает McDonald’s.

Если говорить об общих объемах продажи, то национальные блюда продаются намного больше, чем продукция McDonald’s. Треугольники, чак-чаки и все остальное у нас в Татарстане точно продается большими объемами, чем гамбургеры. Наш ассортимент представлен в большем количестве в магазинах, кафе, столовых. Просто McDonald’s берет своей технологией, он находится на трафике, у него есть готовое предложение быстро и недорого продать свой «Биг-Мак» клиенту. Их успех как раз заключается в технологии и бренде. Их реклама идет с утра до вечера, их закусочные расположены в удачных местах. У них есть четкая технология выстраивания бизнеса.

Если сейчас будут появляться технологии организации бизнеса по фастфуду, то и у нас появится возможность стать как они. Например, если в «Бэхетле» появится технология продажи национальной кухни, тем более что они активно работают не только у нас, но и в Москве, то они вполне смогут заменить McDonald’s. Наша национальная кухня ведь более здоровая, чем у них. Сочетание ингредиентов полноценно может обеспечить дневной рацион человека углеводами, белками и так далее.

20 лет назад McDonald’s вообще никто не знал. Гамбургеры, суши — это не национальная наша еда, но их едят все. Это вопрос выстраивания бизнеса, а не потребительских предпочтений. Если правительство России скажет, что надо развивать национальный бренд, тогда мэры городов будут выделять места не для McDonald’s, а национальным операторам. Они ведь располагаются в тех местах, которые им выделяет муниципальная власть.

Сам я в McDonald’s практически не хожу, я предпочитаю здоровую пищу. Я с удовольствием хожу в кафе и рестораны национальной кухни, с удовольствием покупаю беляши, треугольники.

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:

— До развала Советского Союза мы спокойно жили без McDonald’s, и эта еда не является для нас традиционной. Просто большое значение для молодежи имеет реклама. Реклама и мозг может разрушить, и настроить на потребление какой-то еды, в том числе нетрадиционной для нас. Но надо признать, что сегодня McDonald’s со своими гамбургерами, «Биг-Маками» и другим ассортиментом плотно вписался в рацион нашей молодежи.

С точки зрения татарской кухни, заменой американскому фастфуду могут стать эчпочмаки. Думаю, они вполне могут заменить собой гамбургеры и чизбургеры.

Кстати, несмотря на народную молву, McDonald’s производит не вредную, а довольно приличную еду. Мы анализировали это в свое время. У них, например, хорошая говядина, качественная. Правда, есть вопросы к картофелю, он может быть и генно-модифицированным. А что касается мясной составляющей, там все очень даже прекрасно. Но сам я в McDonald’s не хожу.

Американцы — они молодцы. И Coca-Cola, и McDonald’s они держат под контролем. У них есть стандарты качества, которые они четко и жестко отслеживают, благодаря чему вкус блюд McDonald’s во всех странах мира, в принципе, одинаковый. Поэтому американец, который приезжает в Казань или в Китай, ест свою родную пищу.

Говорят, у Coca-Cola во всех странах мира должно быть одинаковое количество пузырьков. Вроде бы мелочи, но они уделяют этому большое внимание. Поэтому стандарты качества и реклама — это две составляющие, которые являются залогом успеха. Ну и третье — это, конечно, годы. Всей истории развития фастфуда около 100 лет. Поэтому если мы хотим, чтобы эчпочмак занял серьезное место в разряде питания для широких слоев населения, на это тоже уйдут десятилетия.

Зуфар Гаязов — председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, генеральный директор компании ООО «ТатинтерРесторантс»:

— В США «Биг-Маки» качеством повыше и размером побольше. Можно считать, что это их национальное блюдо. То, что сказал Владимир Владимирович по поводу национально кухни, это все реально. Просто нужно определить формат, похожий на McDonald’s, который будет предлагать национальную кухню тех народов, которые входят в состав РФ. Мне кажется, что государство может помочь льготным кредитом подобным предприятиям. И мы можем разработать такие проекты. У нас есть национальные треугольник с бульоном, который можно поставить на поточное производство.

Успех McDonald’s в том, что продукт быстро приготавливается вкусный и качественный. У нас тоже есть экологически чистая технология быстрого приготовления, которая не вредит здоровью. Мы пробовали татарскую губадию приготовить таким способом. Доводили до степени готовности на 90 процентов, потом по специальной технологии охлаждали, клали в специальный холодильник. В нужный момент доставали. Там держится та температура, которая позволяет не портить продукт и не ухудшает его качества. И потом ставили в печку и в течение двух минут получили вкусный и свежий пирог. Тогда как приготовление губадии привычным способом занимает около часа. Так что все реально.

Главное не надо повторять «Биг-Мак». Нужно готовить национальные пироги и адаптировать под современные технологии. Это может получиться интереснее «Мака».

Не надо закрывать McDonald’s, а наоборот, нужно открывать рядом с ними национальную кухню. А клиент сам выберет, где ему вкуснее. Кухня должна быть вне политики. Мы национальной кухней занялись недавно и видим прогресс, благодаря хорошему шеф-повару. У нас серьезно никто не занимался национальной кухней, а там резерв очень хороший.

Зинаида Медведева — исполнительный директор АНО «Национальный исследовательский центр «Здоровое питание» (Москва):

— Безусловно, замену «Биг-Маку» можно найти всегда. Потому что это довольно некачественная еда. Мне кажется, при желании и инвестициях это можно сделать. Есть куча молодых интересных проектов в области уличной еды. Я уверена, что многие опытные участники сферы питания будут заинтересованы в их развитии. Главное, чтобы такие сети были фастфудом не в плохом его понимании — дешевого, быстрого, но некачественного питания, а чтобы был сделан упор на здоровом питании. На самом деле, здоровое питание — это не так сложно, как кажется: условно говоря, заменить картошку на кабачок, а жиры, произведенные по старой технологии, заменить на жидкие, то же подсолнечное масло — это уже даст значительный положительный результат.

Мария Горшунова — генеральный директор ООО «Майдан» (сеть «Сытый папа»):

— В Татарстане, наверное, нет. Наша кухня все же другая. В российском же масштабе на моей памяти была компания «Русское бистро». Это были пироги по старинным русским рецептам, пирожки, традиционные напитки — морс, но как-то этот бизнес не пошел. Компания почему-то заглохла. Технология приготовления «Биг-Маков» такова, что они изготавливаются из ингредиентов высокой степени готовности. Это целая разработанная система — от производства полуфабрикатов до конечного продукта, а вот треугольник так приготовить нельзя. Причем «Биг-Мак» состоит из ингредиентов продуманного хранения. Какое блюдо готовилось бы по такой же технологии у нас, я назвать не могу. Если только продукт нужно будет глубоко замораживать, а потом каким-то образом разогревать. Если честно, я не знаю, из чего бы состоял отечественный фастфуд.

Я, честно говоря, в McDonald’s не хожу. Конечно, я бывала там, я попробовала пару раз и «Биг-Мак» и «Бургер Кинг», но, в общем, это не моя еда. Я неплохо отношусь к фастфуду, если он более или менее здоровый. Например, SubWay.

Секрет McDonald’s — в абсолютной его узнаваемости во всем мире, в практически идентичной цене на их продукцию также по всему миру, в лояльности к клиентам. У них очень хорошая рекламная компания, правильный менеджмент. Надо заметить, что у них разработаны мировые стандарты, которые не дают в любой стране мира уходить от качества. Надо признать, что качество у них достаточно хорошее. Еще один важный момент — это то, что человек, подходя к McDonald’s знает, чего ему ожидать, знает, что он может съесть то, что ему придется по вкусу.

Михаил Зейгарник — диетолог, главный врач клиники «Питание и здоровье» (Москва):

— Вопрос не диетологический, а экономический и маркетинговый. У нас McDonald's упорно называют американской компанией, но это российская компания — называется ООО «Макдональдс». Она работает по принципу франчайзинга, как и во всем мире. У нее российские владельцы, которые платят процент от своей прибыли. Поэтому называть McDonald’s американским фастфудом неправильно. Да, они соблюдают международные стандарты, причем очень высокие. McDonald’s — очень качественная с точки зрения безопасности еда.

Есть ли замена «Биг-Маку»? Да, есть. Я бы не стал сейчас называть конкретных конкурентов, это будет бесплатной рекламой для них. Фастфуд на то и фастфуд, что не содержит чего-то незаменимого и уникального. Диетологи вообще против всего фастфуда. Но не надо делать из McDonald’s такую вещь, без которой наш народ не проживет и сама компания потеряет что-то, если пропадет рынок. Так что это история больше для журналистов, чем из реальной экономики и диетологии.

Ирек Галиев — генеральный директор и владелец татарстанской сети пекарен «Жар-Свежар»:

— Наверное, в каждой республике, в каждом регионе такие блюда есть. У нас в каком-то смысле с ними могут конкурировать эчпочмаки, треугольники. Хотя это, пожалуй, больше по вкусу взрослому населению. Так что если они и смогут заменить «Биг-Маки», то только для некоторой части населения.

Вообще, мне кажется, должно быть все, должен быть выбор. Я слышал, что люди выступают с лозунгами «Нужно закрыть McDonald’s». С этим я не согласен, ничего хорошего от этого не будет. Нам надо ровняться на то, как у них настроена работа. Ведь ни у одной нашей компании нет такой хорошо отлаженной технологии. Даже приходя иногда с ребенком в McDonald’s, я с удовольствием наблюдаю, как они работают, ведь в их ресторанах реализован многолетний опыт. Возможно, и мы к этому придем, но нужно время.

Успех McDonald’s — в организации. Продавать булочки с мясом за 100 рублей — это очень эффективно организованный бизнес. А наш фастфуд еще очень далек от того, что нам предлагают заграничные сети быстрого питания.

Валентин Голубев — директор бизнес-отеля «Татарстан» (Набережные Челны):

— Я не знаю, откуда корни у фастфуда под названием «шаурма», по-моему, в кавказской кухне нечто подобное присутствует, но эта быстрая еда вполне могла бы стать отечественным фастфудом, который бы составил конкуренцию американскому «Биг-Маку». Сосиски в тесте, которые являются самым распространенным в Набережных Челнах фастфудом, тоже вполне могли бы стать заменой американской еде. Нашим предпринимателям ничего не мешает сделать и аналог того же самого «Биг-Мака». Овощи везде одинаковые, огурцы помидоры, салаты... Возможно, для этого понадобится использовать исконно российские хлебобулочные изделия, скажем, хлеб «Бородинский» и те же самые котлеты. Котлета — это ведь не изобретение McDonald’s. Это достояние кулинарии всего мира.

Я думаю, что причина популярности McDonald’s состоит в том, что он был в свое время первым. Но то, что они предлагают, не является чем-то уникальным. Они просто были первыми и сумели захватить рынок.

Я знаю хороший отечественный аналог McDonald’s — это «Крошка-Картошка». Там берется картофель, запекается в печи в фольге. К ней ты уже сам выбираешь наполнители — сельдь с луком, допустим, или маринованные грибы в сметане. Эти ребята — основатели «Картошки-крошки» — начинали с одного ларька и разрослись в очень большую российскую сеть.

Я считаю, что при желании возможно создать отечественную сеть, которая бы смогла конкурировать с McDonald’s, и при этом в ней отражалось бы все разнообразие и богатство наших национальных кухонь.

Я сам без проблем поменял бы McDonald’s на наш отечественный фастфуд. В McDonald’s я бываю раза два в месяц, причем в основном с ребенком. Я туда езжу не потому, что меня привлекает их пища, меня туда тянет ребенок, там есть Happy Meal. Каждый раз, когда выходит новая серия игрушек из мультиков или кинофильмов про супергероев и идет реклама этого по ТV, мой сын и племянники начинают нас «терроризировать», чтобы мы все поехали в McDonald’s. Приезжаем туда, покупаем еду, но они ничего не съедают, забирают игрушку и все. McDonald’s использует очень хороший маркетинговый ход, который и дает ему такое большое преимущество. Туда тянутся не родители, а дети своих родителей туда затягивают на самом деле. И не из-за еды, а из-за того, что там есть это Happy Meal с игрушкой. Поэтому если меня спросят, буду ли я ходить в какое-то другое место, я отвечу, что да, буду. Позавчера я покупал сосиску в тесте — это блюдо у меня ассоциируется с моим студенчеством. Когда я вижу шаурму, я ем шаурму с удовольствием. Если будет альтернатива McDonald’s, я уверен, что она будет востребована, но при одном условии — будет такой же уровень продвижения и маркетинга не хуже чем у McDonald’s.

Лариса Козлова — владелица сети туристических агентсв и салонов красоты «Ларкон» (Набережные Челны):

— Конечно, самый лучший бизнес — тот, который можно скопировать. Очень многие пытаются копировать McDonald’s, но редко у кого это получается. И мне очень сложно себе представить, чтобы быструю еду из McDonald’s могли заменить наши беляши, расстегаи или что-то подобное. McDonald’s — это быстрая еда. Ту же самую самсу не смогут ведь готовить в таком же ритме, чтобы еда не теряла своей свежести, как это делают сейчас в McDonald’s. Тот же самый белиш сколько нужно готовить? Так что это нереальная замена «Биг-Маку», я считаю.

Недавно в Эмиратах в одном из торговых центров, где было целых три этажа быстрой еды, я решила попробовать их фастфуд, но в итоге просто выкинула эту еду и пошла в McDonald’s. В какой бы стране мира он не располагался, качество пищи везде одинаковое. И где бы я не находилась, я точно знаю, что в McDonald’s я смогу перекусить. Думаю, американцев переплюнуть в этом нам не получится.

Хотя я и стараюсь придерживаться здорового питания и не так часто пользуюсь услугами McDonald’s, но мои дети очень любят бывать в этих заведениях. У них там постоянно меняется ассортимент, очень высокая энергия, нравится, как быстро они обслуживают. Все работает для клиента. Конечно, наверняка они добавляют в еду какие-то усилители вкуса, потому как детям очень часто хочется именно еду из McDonald’s. Даже у тех же самых оригинальных соусов, которые покупаешь в магазине, не такой вкус, как в McDonald’s.

Я думаю, что Владимир Владимирович озвучил идею создания национального оператора быстрой еды в качестве ответа на санкции, которые в отношении России вводят западные страны. Таким образом он, видимо, старается поддержать наших предпринимателей. Но мне кажется, что «мозгов» у нас пока не хватает, чтобы создать нечто подобное.

Константин Рыжайкин — шеф-повар ресторана «Банная усадьба»:

— Я думаю, неплохо было бы развивать у нас блинное направление. Это наш фастфуд, в который можно много чего завернуть. Также можно обратиться к кухням Кавказа. Сочетание сыра, зелени, завернутые в лаваш, я считаю, это интересное направление. Сразу открыть альтернативу McDonald’s, в которую будут такие же очереди, у нас не получится.

Хот-доги, кстати. За основу можно взять саму формулу закуски — булочка, сосиска. Мы же можем печь наши булочки, изготавливать шикарные сосиски. Если маленько разнообразить, то вполне может быть конкурентоспособным. Мы даже можем готовить те же гамбургеры, просто под своим именем.

В любом случае, если создавать конкурента, то это обязательно должно быть высокотехнологическое производство, где готовится все на специальных заводах. Это не должно с нуля делаться в заведении, там оно должно только подогреваться.

В Чикаго есть институт гамбургерологии, который основательно разбирает, из чего состоит каждое блюдо. Если у нас займутся фастфудом серьезно, то предприниматели сами научатся, как им работать. Это все наработка, которая будет накапливаться годами.

Сам я вообще не хожу в McDonald’s, если честно.

34981.jpg

Сайдаш Тухватуллин — генеральный директор сети ресторанов и магазинов «Катык»:

— Фастфуды у детей даже в маленьком возрасте вызывают ожирение. В западных странах абсолютно отвыкли от нормальной пищи. У нас есть прекрасные национальные блюда — эчпочмаки, бэлиши, губадиюшки, бэккены с капустой, сделанные из нормального теста, продуктов. И они не несут такой опасности, как гамбургеры. Давно пора этим заниматься.

Я думаю, можно говорить на примере наших кулинарных магазинов. «Катык» — их всего 75 заведений. Если взять площади до 100 квадратных метров, то 65 процентов прибыли приносит продажа сигарет и алкогольной продукции. Мы в своих магазинах ничего такого не продаем, 85 процентов нашего товара собственного производства — эчпочмаки, бэлиши, полуфабрикаты — голубцы, манты. И магазины работают хорошо, и народ идет. При этом мы никак не ущемлены наличием McDonald’s. К ним больше тянется молодежь.

Вот чему надо поучиться у McDonald’s, так это тому, как там обслуживают. И все эти «Биг-Маки» — это удобно, это прельщает людей. Вроде недорого, зашли и съели. Если бы вместо них появились кафетерии с нормальным сервисом, продуктами, я думаю, это было бы гораздо успешнее. У нас такой организации сервиса нет, сомневаюсь, что мы так сможем. Там все быстро.

Елена Соломатина — диетолог:

— Хочется, чтобы замена была достойной — не вредное на вредное, но национальное, а заморское вредное на национальное полезное по максимуму. Есть, конечно, и у нас национальные блюда, которые можно было бы сделать еще более полезными, положив побольше овощей, заменив муку высшего сорта на ржаную, грубого помола или отрубную.

Приходят на ум пельмени с грибами, с овощами, с добавлением мяса. Дело в том, что тут очень хорошее сочетание по ингредиентам, это лучше, чем гамбургер. Конечно, если в те блюда, которые появятся как альтернатива, не будут добавлены те же глютамат натрия, натрит натрия и так далее.

Также это могут быть творожники, запеканки, сырники — все, что связано с приготовлением из творога, великолепно. У нас широкая линейка всевозможных кисломолочных блюд: и ряженки, и кефиры, и прочее. Понятно, что никто не будет брать их в таком виде. Но их всегда можно смешать со свежезамороженными, сезонными ягодами, соками. Можно делать всевозможные смузи, они будут ничуть не хуже тех молочных коктейлей, которые с ароматизаторами и бешеным количеством сахара продаются в McDonald’s. Можно и многослойные гамбургеры, но пусть это будет цельнозерновой хлеб с прокладкой мяса, салата. А если его еще запечь, то он вообще будет очень вкусным.

Но национальные блюда в любом регионе свои: в Татарстане это одно, в Москве — другое. Та же «Крошка-Картошка» значительно лучше, чем гамбургер. Можно и блины с различными наполнителями, но не пожаренные на позавчерашнем масле, а запеченные с рыбой, овощами, творогом, джемами. Еще можно вспомнить вареники с картошкой, вишней. Все это значительно лучше, чем американский фастфуд.

Айрат Тагиров — владелец пляжного клуба Sundale, бывший совладелец сети «Сытный Лопс»:

— Создать в России конкурента, точнее, даже замену McDonald’s, можно очень легко. Есть множество вариантов, учитывая, что у нас многонациональная и богатая на традиции страна. Я когда-то тоже работал в сфере фастфуда, причем достаточно успешная была сеть. Возникали тогда у меня мысли организовать не торговую сеть, а именно сеть предприятий общепита. Чтобы за столиком можно было быстро, сытно и вкусно перекусить. Но произошло непредвиденное — в рецептуру приготовления «Сытного Лопса» вмешались без моего ведома. Качество продукта ухудшилось. И тут поступило выгодное предложение, и я продал сеть. Ну, а вообще эта сфера в нашей стране вполне может быть успешной. Да фастфуд у нас и раньше был — это пельменные, чебуречные, блинные. Они и сейчас есть, но в малом количестве. Просто многие позакрывались в кризисные годы. Надо просто это все возродить. Плюс, конечно, национальная кухня. Грех не воспользоваться тем, что она у нас очень богатая. Наш эчпочмак запросто может стать хитом. Тем более что народ у нас патриотичный. Думаю, они нашей кухне отдали бы предпочтение перед McDonald’s.

Олег Сухотин — член правления ассоциации предпринимателей быстрого питания (Москва):

— Вам знакомы такие бренды, как «Теремок», «Крошка-Картошка»? Они уже достойно конкурируют с McDonald’s. Они, конечно, не достигли той величины, но возьмем заход на фуд-корт в каком-нибудь торговом центре. Там наряду с McDonald’s присутствуют отечественные фастфуды. Сегодня народ съел гамбургер, завтра — «крошку-картошку», послезавтра — блин, а потом пошел на улицу и взял «Стардогс». Это тоже вполне нормальная еда. Я понимаю, что в полном объеме конкурировать сложно, но конкуренция все-таки происходит.

Юрий Петрушин — председатель правления Торгово-промышленной палаты г. Набережные Челны и региона Закамье:

— У нас уникальная страна. Перед ней нет и не может быть неразрешимых задач. Если надо создать конкуренцию любому зарубежному производителю, любой сети, мы можем это сделать. Нужно, конечно, желание и, самое главное, чтобы этим делом занимались грамотные люди, которые способны решить поставленную задачу. Чем наша кухня хуже McDonald’s? Да ничем. Можно создать целую сеть фастфуда с учетом региональных особенностей. В русскоязычных регионах — русская кухня (квас, пельмени, окрошка, расстегаи), в Татарстане — татарская (эчпочмаки, белиши, кыстыбый) и так далее. А основа, база, для всего этого у нас великолепная, с сырьем проблем нет. Более того, развитие отечественного фастфуда дало бы толчок к развитию сельского хозяйства.