Кенийские таланты и ректор Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма Юсуп Якубов

Я РУССКИЙ БЫ ВЫУЧИЛ ТОЛЬКО ЗА ТО...

В течение нынешнего года перспективные стайеры (бегуны на длинные дистанции) должны были изучать русский язык и соревноваться за Поволжскую академию на соревнованиях различного уровня. К началу следующего учебного года процесс адаптации подойдет к концу, и с осени, естественно, при условии успешной сдачи экзаменов, кенийцы станут студентами казанского вуза. Это предусмотрено трехсторонним соглашением, подписанным между Поволжской академией спорта, Всероссийской федерации легкой атлетики и самими спортсменами. А в перспективе кенийцы получат шанс стать гражданами России и защищать цвета нашей национальной сборной на различных соревнованиях, вплоть до чемпионатов мира и Олимпийских игр. Во всяком случае, африканцы этого очень хотят, да и руководство нашей федерацией не возражает, при условии, конечно, что перспективные спортсмены не остановятся в своем профессиональном росте.

Процесс изучения русского языка лучше всего складывается у Николаса Чепсебы. Во время импровизированного интервью с ректором Поволжской академии спорта Юсупом Якубовым он больше старался формулировать свои ответы на русском. Другие ограничивались редкими фразами. Кениец заметил, что в пятницу он еще побежит дистанцию в 5 тыс. километров.

— Седня была харашоу тренер (тренировкаприм. ред.), — улыбаясь произнес Чепсеба.

— Впервые участвуя в наших студенческих соревнованиях, вы заявили о себе. С вами познакомились другие спортсмены. До 2 мая, когда состоится майская эстафета, есть еще время. Потом сборы, и у вас начнется насыщенный летний сезон. Поэтому успехов вам! — напутствовал Якубов спортсменов, которым предстояло на следующий день завершать свое участие в республиканской студенческой спартакиаде, а на выходных пробежать на традиционной апрельской эстафете.

Что касается забега Амоса Ки Битока на 3 тыс. м с препятствиями, то тут ему серьезную конкуренцию оказал единственный соперник, но на финише кенийско-татарстанский стайер упрочил преимущество. Общее впечатление от забегов представителей Поволжской академии спорта было в том, что они совершенно не устали во время соревнований, в то время как многие их соперники на финише просто «умирали».

Амос Ки Биток

КИТАЙ ДЕЛАЕТ СТАВКУ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ НА ЯМАЙЦЕВ

Что касается обязательного процесса обрусения кенийцев, то после сочинской Олимпиады, когда серьезный вклад в общекомандную победу России внесли два Виктора — корейский Ан и американский Уайлд, гораздо меньше стало противников этого процесса. Тем более что весь спортивный мир стал на этот путь. Один из ведущих университетов Китая планирует пригласить сразу 10 легкоатлетов из Ямайки.

Китай только планирует, а согласно небольшому исследованию спортивную славу богатым странам Ближнего Востока уже добывают новые «бахрейнцы» (8 легкоатлетов) и «новые катарцы» (четверо спортсменов), «свежеиспеченные» турки (трое) и «новообретенные шведы» (двое). Да и сборная Соединенных Штатов также «забронировала» за собой нескольких представителей Восточной Африки. Бернард Лагат принес «звездно-полосатым» две олимпийские награды и 6 медалей чемпионатов мира, из них две «золотые», а Меб Кефлезигхи порадовал одной серебряной наградой с Олимпиады.

Всего 25 бегунов топ-уровня из Кении и Эфиопии, Сомали и Эритреи устремились помимо США в Европу (10 человек), Азию (12 человек). И это только из Восточной Африки, и только средние и длинные дисциплины. А ведь были еще экс-марокканец Рашид Рамзи (два «золота» чемпионата мира за Бахрейн), бывший кениец Уилсон Кипкетер (три золотые медали чемпионатов мира за Данию). Да и нынешняя суперзвезда британской легкой атлетики Мо Фарах, двукратный чемпион олимпийского Лондона, родился в Сомали, а в Англию его перевезли только в возрасте 8 лет.

«НОВЫЕ РУССКИЕ». КТО ОНИ?

Чепсеба был хорош в познаниях «великого и могучего», но, увы, уступил своему товарищу Исааку Кипкембою на дистанции 1,5 тыс. метров. Правда, в заочной борьбе. Студентов Поволжской академии «развели» на два забега, каждый из которых темнокожие бегуны легко выиграли, но Кипкембой был чуть быстрее. После каждого из забегов африканцы становились «добычей» своих противников на легкоатлетической дорожке, которые стремились сфотографироваться с парнями. Они же сами после финиша старались поздравить тех, кто отстал.

Кенийцы произвели впечатление старательных и скромных молодых людей. В прошлом году они были потрясены увиденной спортивной инфраструктурой, с которой им еще предстоит знакомиться. По поводу самого «матерого» из них, 25-летнего Эванса Киплагата, всезнайка-интернет выдал информацию о том, что он стал третьим призером прошлогоднего 34-го Евразийского марафона. Правда, отстал от победителя-соотечественника на более чем с пять с половиной минут. Был третьим в венском марафоне 2011 года, там его отставание от победителя, опять же кенийца, составило почти минуту. Ориентироваться на время марафонцев не совсем корректно, погода и тактические ухищрения могут вносить самые серьезные коррективы в итоговые минуты. Но лучшее время 2:09:22 Киплагата все-таки смотрится оптимистичнее лучшего времени любого из 10 кандидатов в национальную сборную России. Ни один из них из 2:11:00 в прошлом году не выбегал. Пусть никого не смущает возраст потенциального российского сборника, для представителя данных беговых дисциплин кениец вполне себе молод.

Что касается Чепсебы, то он специализируется на дистанции 5 тыс. м, Кипкембой — на «полуторке», то есть 1,5 тыс. м, Амос Ки Биток — на дистанции 3 тыс. м с препятствиями. Всем по 19 лет, то есть совсем еще дети для данных беговых дисциплин. Кстати, недавний чемпионат мира в Москве был 14-м по счету. И за все эти 14 чемпионатов, начиная с первого в 1983 году, советские и российские болельщики могли порадоваться в мужских беговых дисциплинах только пяти наградам: одной олимпийской и четырем с чемпионатов мира, завоеванных одним и тем же человеком — Юрием Борзаковским — на дистанции 800 метров. Последняя громкая победа на самых длинных дистанциях датируется 1991 годом — Яков Толстиков выиграл Кубок мира по марафонскому бегу еще под флагом Советского Союза.