121 МИНУТА В ИНТЕРНЕТЕ В ДЕНЬ

Вчера в подмосковных пансионатах «Поляны» и «Лесные дали» стартовала ежегодная конференция «РИФ+КИБ-2014» — одно из главных и массовых мероприятий рунета. Мероприятие, организованное Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), завершится 25 апреля. Запланированы около 100 секций, которые будут проходить в 10 параллельных потоков.

На открытии конференции генеральный директор РАЭК Сергей Плуготаренко традиционно рассказал о том, каков рунет сегодня. По представленным им оценкам, в интеренет-пользователях — почти 70 млн. россиян. Годовой прирост составил 7%. При этом доля активных пользователей приблизилась почти к 50%: этот показатель растет более быстрыми темпами — 12% за год.

Удивительно, что 27% россиян на вопрос, хотят ли они пользоваться интернетом, ответили: «Нет». «Наверное, для общероссийского среза это не так много», — отметил Плуготаренко. Примерно половина пользователей живет в селах и малых городах, именно благодаря им и стоит рассчитывать на дальнейший прирост интернет-аудитории.

Мобильный интернет также драйвер роста отрасли: 18% пользователей считают, что это естественный и основной выход в интернет. При этом более 40% горожан пользуются мобильным интернетом. 40% трафика генерируется имернно мобильными устройствами. «Вдумайтесь только в эту цифру! — воскликнул Плуготаренко. По его словам, еще 10 лет назад «карманный» интернет казался чем-то невозможным и нереальным.

Выросло и время, которое пользователь в среднем проводит в сети. «Сегодня это 121 минута», — сказал Плуготаренко. При этом использование соцсетей и просмотр видео занимают почти 50% времени обычного пользователя. Что привлекает в интернете? Оказывается, что более половины пользователей используют сеть для личных целей, коммуникаций, а не для работы.

Что увеличить картинку, кликните по ней мышкой

У РАЭК совместно с фондом «Общественное мнение» есть и прогнозы развития рунета. Согласно оптимистическому сценарию, к 2020 году пользователями интернета будут 85% населения старше 18 лет. Более консервативный прогноз содержит несколько иную цифру, но все равно достаточно высокую — 73%.

«ЭТО НЕ ЛЮДИ, А КУКИ»

Подробнее об аудитории рунета рассказал гендиректор «TNS Россия» Руслан Тагиев. Она, по его словам, составляет 78 млн. человек. «Темп прироста за этот год всего лишь 3 процента», — сказал Тагиев. Аудитория рунета охватывает 63% от всего населения. Эксперт считает, что взрывной рост количества пользователей закончился, при этом с небывалой быстротой увеличивается число уников. «Это не люди, а именно куки», — объяснил Тагиев.

Между тем он уверен, что прирост аудитории возможен только в категории 55 лет и старше, которая за прошедший год выросла на 14%. Вся эта возрастная категория может оказаться в интернете через 7 - 9 лет, считают в «TNS Россия». «Аудитория может расти только за счет городов с населением меньше 100 тысяч человек», — добавил он.

По словам Тагиева, в декстопном интернете пять самых популярных занятий — это соцсети, поиск, почта, видео и новости. При этом самые времяемкие опять же соцсети, видео, знакомства, следом — магазины и видео. По месячной аудитории среди сайтов в тройке лидеров оказались Mail.ru, «Яндекс», Vk.com.

Отдельно Тагиев остановился на таком медийном событии, как Олимпиада, которая вызвала прирост и в телевидении, и в интернете. Также внимание аудитории привлекли крымские события, в результате которых увеличилась аудитория новостных выпусков: «За все время существования телевидения мы никогда не видели такого интереса к новостным событиям. Как вы видите, мы его увидели по всем возрастным группам. 40-процентный рост интереса к новостям — совершенно беспрецедентная вещь», — удивился Тагиев. В то же время количество читателей новостей в интернете не выросло, но увеличилась глубина просмотра.

«ИНТЕРНЕТ — ЭТО ЭКОНОМИКА»

«Интернет — это экономика», — заявил Плуготаренко. Если сбывается оптимистичный прогноз, то получится 1 трлн. рублей чисто интернет-экономики, а это 1,7% ВВП. Есть еще дополнительное понятие экосистемы интернет-зависимых рынков РФ — это все те рынки, которые не могли бы существовать без интернета. «Их мы оцениваем уже в более чем 5 триллионов рублей, вклад приближается к 9 процентам от ВВП России — это уже вполне осязаемая и ощутимая величина, которой мы гордимся. Интернет стал сегодня кровеносной системой экономики офлайновой», — пояснил гендиректор РАЭК. Кроме того, в IT-отрасли занято порядка 1,3 млн. человек.

По словам Плуготаренко, в конце прошлого года впервые была предпринята попытка спрогнозировать развитие интернета и интернет-экономики: консервативный, стабилизационный, инновационный и кризисный. Он полагает, что к инновационному сценарию стоит стремиться, хотя он вряд ли произойдет. Также мало шансов у кризисного сценария — он возможен в случае неблагоприятного внешнего воздействия, экономического кризиса, вооруженных действий, холодной войны и так далее. «На сегодняшний момент нет предпосылок говорить, что мы к нему близки», — успокоил руководитель РАЭК. Плуготаренко предположил, что, скорее всего, все пойдет по стабилизационному сценарию развития. «Мы прогнозируем, что при сохранении тенденций у нас будет уверенный рост на уровне 15 - 20 процентов ежегодно и сохранится это до 2018 года», — сказал он.

Рекламный рынок в интернете вырос по итогам 2013 года на 27% и составил почти 72 млрд. рублей. При этом контекстная реклама продолжает расти в два раза быстрее, чем медийная. Электронная коммерция традиционно вносит самый большой вклад — 520 млрд. рублей в 2013 году, рост составил 28%. Из этой суммы материальных товаров на 350 млрд. рублей и 150 млрд. рублей — кроссбордерная торговля. «Мы зафиксировали 30-процентный рост покупателей, их число составило 30 миллионов человек», — уточнил Плуготаренко. Из быстрорастущих рынков он выдел Digital Goods (+28%), видеорекламу, которая выросла на сумасшедшие 87%, облачные технологии и сервисы.

ИНФРАСТРУКТУРА РУНЕТА

Цифровой разрыв неуклонно снижается. Если еще 10 лет назад цены на интернет в регионах значительно отличались от столичных, а скорость была в десятки раз меньше, то сегодня такого нет: «Цифровой разрыв снижается, города выравниваются», — пояснил Плуготаренко. Между тем, отметил он, на Дальнем Востоке цены по-прежнему гораздо выше столичных.

Драйвер мобильного интернета — снижение его стоимости. «Сегодня пользователь не задумывается, когда включает мобильное устройство, над тем, сколько будет стоить скачка того или иного контента», — добавил он.

Особой гордостью Плуготаренко считает домены «.ru» и «.рф». Так домен «.ru» приближается к 5 млн. регистраций, домен «.рф» зафиксировался на уровне 800 тыс. регистраций и входит в топ самых успешных доменов в мире. Этот год стал переломным, так как появились новые домены — всего 673.

РЕГУЛЯТОРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ИНТЕРНЕТ УСИЛИТСЯ

Закончилось время, когда государство не следило за интернетом. Переломным стал 2012 год. И эта тенденция продолжится. Если в 2012-м была 31 законодательная инициатива, то уже за этот год есть 16 инициатив. «Если темпы сохранятся, то к концу года мы получим 64 законодательные инициативы», — прикинул Плуготаренко. При этом, подчеркнул он, большинство пользователей оценивают эти инициативы отрицательно.

В РАЭК полагают, что регуляторное воздействие на интернет будет только усиливаться, тема информационной безопасности станет приоритетной. Также одной из значимых тем будет информационная безопасность детей. Кроме того, грядут изменения в законодательстве, связанные с интеллектуальной собственностью. «К сожалению, надо постулировать, что тенденции и тренды на запретительную инициативу закрепятся и усилятся», — считает Плуготаренко.

Многое изменилось и в восприятии электронного правительства. Лидером по таким госуслугам — Москва: 70% знают, что есть госуслуги, более трети школ отказались от бумажных дневников, 80% заявок на регистрацию брака подается через интернет.

Что касается международной позиции, то Россия занимает 1-е место по аудитории в Европе. «И это навсегда, потому что нам есть куда расти», — пояснил Плуготаренко. А русский язык — второй по распространенности в сети.

Неплохо ситуация складывается и с инвестициями — порядка 80% венчурных инвесторов вкладываются в IT. Количество сделок и объем только растут.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНКОМСВЯЗИ

Замминистра связи Марк Шмулевич рассказал, над чем работает его ведомство. Он напомнил, что в 2013-м была утверждена стратегия развития отрасли до 2020 года, в которой прописаны приоритеты: точечные экономические улучшения развития бизнеса, кадры и человеческий капитал, технологическая база, инвестиции.

Между тем министерство, по словам Шмулевича, уже предприняло определенные шаги. Так, введены льготы по страховым отчислениям для тех компаний, которые живут за счет интеллектуального труда своих сотрудников. С 1 января малые и средние компании численностью от 7 человек, аккредитованные в минкомсвязи, могут получать такие льготы, платя отчисления не 30%, а всего 14%. Шмулевич отметил, что уже чувствуется большой интерес к этой программе, так как количество заинтересованных компаний выросло за месяц в четыре раза.

Второе направление связано с упрощением приема на работу высококвалифицированных иностранных специалистов. В законе даже прописана минимальная зарплата таким сотрудникам — не менее 1 млн. рублей в год. Правительство эту идею одобрило, поправка внесена в Госдуму. «Если закон одобрят, IT-компании смогут в течение нескольких людей взять точечно нужных людей на работу, — пообещал Шмулевич. — Я подчеркну: эта мера не массовая... Это могут быть сотни, максимум тысяча человек в год».

Третье направление, над которым работают в минкомсвязи, — опционы, которые особенно интересны стартапам. Если раньше в российском законодательстве не была прописана даже процедура, гарантии, то теперь, по заверению Шмулевича, подготовлен законопроект, который устраняет пробелы.

Отдельно минкомсвязи занимается образованием. Шмулевич отметил, что везде есть кадровый голод, IT-отрасль не исключение. При этом в последующие пять лет ей понадобятся еще 200 тыс. специалистов. В этом направлении уже также предприняты некоторые шаги. Так, к 2015 году замминистра связи пообещал увеличить количество бюджетных мест в вузах по этим специальностям на треть.

«БУДЕТ ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поговорила с докладчиками РИФ о трендах и тенденциях развития рунета.

Сергей Плуготаренко — генеральный директор РАЭК:

— Тренды очевидны со стороны отрасли и технологий — это повальная мобилизация, о чем многие говорят, повторять даже не хочется, то есть интернет перешел в зону карманной доступности. Сегодня уже 40 процентов трафика генерируется мобильными устройствами. Я считаю, что это очень важно, потому что Россия здесь ни в чем не отстает от Запада. Можно, конечно, другую аналогию провести: страны третьего мира — активные потребители мобильных сервисов. Но все-таки не хочется нас с ними сравнивать, потому что в странах третьего мира нет своего «Яндекса», Mail.ru, Ozon и т.д., у нас все это есть.

Со стороны нерыночной истории, причем не только российской, это усиление вмешательства государства в интернет. Это всемирная история, в том числе и благодаря Сноудену, благодаря тому, что пересматриваются вообще все правила управления интернетом и так далее. Беспрецедентен интерес государства ко всем суботраслям интернета, желание контролировать все от авторских прав до электронной коммерции, от платежных систем до web-разработок, стандартов и прочего. Это, в принципе, понятно, так как заказчиком всемирного интернета было государство. По всей видимости, без вмешательства государства нельзя, но хочется, чтобы это вмешательство не было исключительно запретительным. Главный statement, который у нас в голове, — оно должно быть стимулирующим, а запретительным оно должно быть там, где есть безусловное зло, например, детское порно — кто бы спорил, что с этим не надо бороться в интернете. Но на защиту авторских прав не нужно делать такой же крестовый поход, как на детскую порнографию.

Если говорить про третий тренд, то хочется назвать его социализацией. Скорее всего, появятся гаджеты, что интернет будет в голове. Интернет проник во все области жизни. И если треть россиян по-прежнему не хочет пользоваться интернетом, то две трети пользуются и не представляют себе жизнь без интернета. Отсюда третий тренд — интернет сегодня становится таким же обыденным делом, как воздух, вода, пища, то есть незаменимым. Многие не понимают, как он устроен, не понимают, откуда трафик, маршрутизация, они просто достают его из кармана, открывают крышку ноутбука и начинают им пользоваться. Скоро родятся дети, которые не будут представлять себе жизнь вне информационных потоков и также не будут знать, как это устроено, в принципе, им это не надо.

Еще все говорят, что скоро появятся среды нового поколения, которые будут интегрировать все поведенческие предпочтения человека, его географию, питание, друзей и так далее. Кто-то это называет Web 3.0, кто-то называет Facebook-2. Наверное, это появится, скорее всего, не в России. Будет наблюдать, что произойдет.

Алексей Басов — вице-президент «Ростелекома»:

— Я думаю, главное, что сейчас происходит, — меняется некий паттерн потребления интернета в обществе. Если раньше интернет был какой-то средой, в которую надо было попадать, когда все делили своих друзей на пользователя и непользователя интернета, уверенного или начинающего, то сейчас интернет становится настолько простым в использовании, настолько массовым, им пользуется такое огромное количество людей, что он воспринимается многими как что-то естественное вроде воды или света, газа в трубах, как что-то, что не надо учить — оно всегда рядом с тобой и все. Поэтому это создает требования к изменению очень многих предложений компаний, которые должны учитывать новое отношение к интернету, появление новой аудитории, негиковской, которая никогда с интернетом эти сервисы не учила и поэтому потребляет интернет по-другому и формирует новые возможности для новых игроков рынка, как для крупных компаний, так и стартаперов. Делать бизнес теперь становится легче, потому что рынок стал более массовым, но менее требовательным к прорывности технологий — это обычная консьюмерская среда стала для многих предпринимателей, с которой приятно и легко работать.

Следующий этап, эволюция, которая в горизонте трех-четырех лет возникнет, будет означать некое новое качество интернета, это будет интернет вещей. Это когда все наши диктофоны, холодильники, автомобили будут равноправными пользователями интернета и будут делать то, что они посчитают нужным. Будет когда-то новая логика их взаимодействия друг с другом и с интернетом. Будет и новое сознание пользователя, когда интернет станет пронизывающей все технологией, как электричество. Каждая вещь, в которой есть электричество, вроде чайника или стиральной машины, будет иметь функционал использования интернета. Это будет совершенно новое общество, новые люди, и мы с вами изменимся и будем на все смотреть по-другому.

Дмитрий Максимов — senior product manager компании Comindware:

— В этом году впервые количество часов, проведенных людьми в интернете с мобильных устройств, превысило количество часов, проведенных с десктопов и ноутбуков, то есть это один из самых важных трендов, что люди начинают ожидать, что их любимые продукты и сервисы будут в полной мере работать на мобильных устройствах. Наша задача, как людей, которые эти сервисы делают, — эти ожидания поддержать. Поскольку еще не все сервисы это имеют, на этом можно получить очень хорошее конкурентное преимущество — первыми поддержать мобильных пользователей.

Аудитория интернета растет по количеству девайсов, то есть один человек гораздо большим количеством устройств начинает пользоваться, чтобы выходить в интернет, каждый человек в новых сценариях начинает использовать интернет. Еще можно отметить что люди используют интернет через приложения, через специализированные инструменты — это удобнее, они оптимизированы под задачи людей.

Никита Морозов — арт-директор Comindware:

— В будущем я ожидаю, что лет через пять завершится борьба между интернетом, который интегрирован в приложения, сайты, или же приложения подвинут интернет как класс, сделают его более утилитарным. Жду развязки. Аудитория интернета прежде всего будет прирастать за счет Android за 100 долларов. Можно сказать, маргинальная аудитория тоже начинает вовлекаться в интернет. Многие еще сидят на корточках, но со смартфонами. Культура идет в массы.