С Михаилом Симоновым (слева; справа - Михаил Погосян) связан целый пласт истории российского авиапрома
С Михаилом Симоновым (слева; справа - Михаил Погосян) связан целый пласт истории российского авиапрома

ВПЕРВЫЕ В РОССИИ

ОКБ, до сих пор известное под именем «Сокол» (сегодня оно отмечает свое 55-летие), было создано еще в советское время, но несмотря на ряд достижений на виду никогда не оказывалось. Во-первых, в силу довольно узкой специфики деятельности (планера, самолеты-мишени, работа по спускаемым капсулам космических кораблей). Во-вторых, по причине естественной для ВПК секретности. Мало что изменилось и с крахом Союза... В топ новостей ОАО «ОКБ «Сокол» ворвалось буквально во мгновение ока. В октябре 2011 года, к изумлению многих, именно оно выиграло конкурс министерства обороны РФ на научно-исследовательскую работу (НИР) по созданию беспилотного летательного аппарата (БЛА) весом до 5 тонн. Тема получила название «Альтиус» и 1 млрд. рублей финансирования. Хотя программу сразу окружили завесой секретности, все-таки просочились сведения о том, что речь идет о прообразе тяжелой ударной машины с продолжительностью полета не менее 12 часов. Такого в России до сих пор не делали — подобные аппараты создали только США и Израиль.

Почему уместна фраза «к изумлению многих»? Хотя бы потому, что «Соколу» удалось обойти в тендере военных такого монстра ВПК, как корпорация «МиГ» (она даже пыталась оспорить в суде победу казанцев). Вот тогда-то и вспомнили о Михаиле Симонове. Источники «БИЗНЕС Online» в авиапроме предположили, что успех был достигнут не без его былого (он умер за несколько месяцев до победы «Сокола» в тендере) влияния. Какие основания для таких предположений?

Дело в том, что Симонов (1929 - 2011) — выпускник КАИ. В 1959-м он инициировал создание при институте ОКБ спортивной авиации и стал его главным конструктором и одновременно инструктором и летчиком-буксировщиком. Под руководством Михаила Петровича в ОКБ создали первые в СССР цельнометаллические планеры, а также самолеты-мишени. В 1969-м Симонова забрали в Москву, и вскоре он стал заместителем главного конструктора, а потом и главным конструктором ОКБ Павла Сухого. Среди прочего, Симонов руководил созданием такой этапной для боевой авиации машины, как Су-27. В 1983 году его назначили генеральным конструктором ОКБ им. Сухого (а в 1995 - 1999 годах он одновременно был и генеральным директором бюро).

Все это время он не прерывал связи со своим казанским детищем, а после акционирования «Сокола» (это название появилось в 1982 году) стал председателем его совета директоров и оставался им до смерти. «Михаил Петрович это предприятие курировал, — рассказал «БИЗНЕС Online» советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Более того, помог его акционировать, сделать самостоятельным».

ТАТАРСТАН РАССТАЕТСЯ С «СОКОЛОМ»

О состоянии «Сокола» в постперестроечные годы мало что известно. По доступным данным, в 2006 - 2009 годах фирма устойчиво наращивала оборот (с 54,7 млн. до 215,6 млн. рублей) и стабильно показывала валовую прибыль (лучший показатель достигнут в 2008-м — 46,9 миллиона). Но в 2009 году резко выросла доля издержек в выручке, а в 2010-м она и вовсе сократилась более чем на треть, до 140,8 млн. рублей. Предприятие получило чистый убыток в 38,9 млн. — это больше, чем тогда уставный капитал компании — 36,2 млн. рублей.

Обычная фирма была бы вынуждена объявить себя банкротом, но с «Соколом» такого не произошло — возможно, из-за оборонного статуса. А тут и суперзаказ от военных подоспел. В итоге, в 2012 году ОКБ показало рекордный для РТ рост выручки — 616,9% — со 126 млн. до 907 млн. рублей! В 2013 году у «Сокола» было заказов от минобороны более чем на 1,5 млрд. рублей. На республиканских отраслевых мероприятиях о компании стали говорить как о примере продвинутости РТ. Тем не менее в сентябре 2013 года Татарстан расстался с принадлежавшим ему блокпакетом акций компании — ныне 94,61% акций «Сокола» принадлежит ОАО «Сокол-Инвест», находящемуся по тому же адресу, что и бюро, возглавляемое заместителем генерального директора ОКБ Владиславом Лачугиным.

О том, что дела у фирмы идут неплохо, стало понятно на прошедшей в начале года коллегии министерства промышленности и торговли РТ. Генеральный директор компании Александр Гомзин тогда рассказал о том, что она претендует на участие в мировом рынке средних БЛА большой продолжительности полета. В частности, речь идет о создании к 2020 году 5,5-тонного аппарата с очень высокими характеристиками: продолжительность полета — более двух суток, масса целевого оборудования — более 1 т, потолок — 15 км, дальность — более 10 тыс. километров.

Среди прочего, «Сокол» замахнулся и на проблему, которая пока не решена ни в России, ни за рубежом: «Создается уникальный сертификационный базис, который обеспечивает допуск БЛА в гражданское воздушное пространство», — рассказал Гомзин. «Как и другие разработчики беспилотных систем, «Сокол», очевидно, заинтересован в расширении круга своих заказчиков, — прокомментировал «БИЗНЕС Online» эту инициативу ведущий российский эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов. — В том числе за счет использования своих наработок в гражданском секторе. Но там применение беспилотных систем сопряжено с рядом трудностей технического и юридического характера. По-видимому, в ОКБ прорабатывают подходы, которые позволят допустить применение систем БЛА в общем с другими летательными аппаратами воздушном пространстве».

«СОКОЛ» ПРЕВРАЩАЕТСЯ В «БРИЛЛИАНТИК»

Необходимые инвестиции в проект — $180 млн., сообщил Гомзин, и, судя по всему, они будут найдены.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» Гомзин, работа ведется в рамках соглашения между РТ и ОАО «Газпром» о создании многоуровневой системы воздушного мониторинга газопроводов при помощи БЛА: «Стандарт «Газпрома» предусматривает два раза в неделю проводить мониторинг каждого погонного километра газопровода, а это примерно 120 тысяч километров. Очень большой объем работы. На такой мониторинг в год тратится до 30 миллионов долларов, но зато есть отдача безаварийной эксплуатации. А если включить в эту систему беспилотное средство с хорошими удельными характеристиками, это будет очень эффективное экономическое решение. Стоимость мониторинга погонного километра значительно ниже, чем на пилотируемых воздушных судах». «Беспилотник «Сокола» может нести гораздо больше аппаратуры, чем другие, — рассказал «БИЗНЕС Online» Киреев. — Сейчас БЛА, который несет даже 1 килограмм аппаратуры, эффективно выполняет много разных задач, а тут — сотни килограммов. За один проход он сможет сделать то, что другие — за несколько». Гендиректор «Сокола» отметил, что в «газпромовской» программе используются многие решения военной темы «Альтиус». «Все беспилотники — это аппараты двойного назначения», — пояснил Гомзин.

Также он отметил, что 2014 год крайне важен для «Сокола» в плане стратегии (видимо, имеется в виду выход на испытания прообраза боевого БЛА), а ключевым станет 2017-й, когда беспилотник должен быть принят на вооружение. «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у Федутинова, можно ли сегодня сказать что-то о том, успешно или нет продвигается работа «Сокола». «Говорить об успешности проекта пока достаточно сложно, — ответил он. — За прошедший год о его реализации можно было судить лишь по редким «утечкам», попадавшим в СМИ. Так, в начале 2013 года во время визита Сергея Шойгу в Казань в прессу попали фотографии, раскрывшие облик перспективного БЛА, а весной нынешнего 2014-го появились кадры с фрагментами нового БЛА «в железе». Думаю, что на испытания этот БЛА может выйти в конце 2014 — начале 2015 годов». Также Федутинов уточнил, что, по всей видимости, заказ минобороны подразумевает лишь обоснование облика БЛА и создание демонстратора. А вот в случае успешного выполнения этой НИР минобороны может выдать заказ на опытно-конструкторскую работу (ОКР), итогом которой и станет боевой аппарат.

«Это очень ответственный госзаказ», — подчеркнул Гомзин. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у него, можно ли сегодня сказать, что в области БЛА ставку, наконец, сделали на отечественного производителя. «А ситуация безвыходная, — ответил руководитель «Сокола». — Что-то более или менее серьезное России не продадут. Покупавшиеся ранее израильские беспилотники — больше для полицейских операций. Это неплохие комплексы, но необходимо развитие для выполнения более серьезных задач».

Эта беседа состоялась возле стенда с моделью беспилотника, изображение которой уже известно многим. Гомзин сообщил, что БПЛА называется «Альтаир», но не стал уточнять, какой из аппаратов — военный или гражданский — носит это название. Также он не стал ничего говорить относительно уровня партнерства с «Газпромом». Но, по словам Киреева, «уже есть договор». «Вообще «Сокол» у нас превращается в бриллиантик», — резюмировал советник премьер-министра РТ.

«ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК СИМОНОВ, ЕДИНИЦЫ»

То есть смена названия происходит в условиях явного подъема компании. О причинах ребрендинга в авиапромовских кругах уже говорится всякое. Одна из версий: бюро попало под пристальное внимание президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), председателя совета директоров ОАО «Компания «Сухой» и вообще воспитанника школы Сухого Михаила Погосяна, и возможен вариант вхождения «Сокола» в корпорацию. Киреев не исключил такого поворота событий, но отметил, что это только предположение. «Допускаю, что Михаилу Погосяну может импонировать подобная идея, — рассказал «БИЗНЕС Online» Федутинов. — Она вписалась бы в стратегию по концентрации авиационных активов в рамках единой структуры. Вместе с тем, очевидно, что судьба предприятия зависит от планов его фактического владельца». Кстати, напомним, что «Сухой» не раз заявлял о своих больших «беспилотных» амбициях. А 22 апреля директор дирекции программ военной авиации ОАК, экс-главком ВВС России Владимир Михайлов рассказал «Интерфаксу» о том, что «Сухой» планирует в 2015 году завершить НИР по созданию тяжелого ударного беспилотника «Охотник» и перейти к ОКР... В пресс-службе ОАК нашей газете ответили, что планов по «сближению» ОАК и «Сокола» нет, а переименование связали с 55-летним юбилеем бюро.

Поговорить с Гомзиным о причине «смены вывески» не удалось по причине его крайней занятости. Лачугин отказался комментировать что-либо. Эксперты же «БИЗНЕС Online» выделяют здесь два момента.

Первый — это благодарность «соколовцев» Симонову. «Михаил Петрович — основатель этого предприятия, и, наверное, решили этот факт увековечить, — считает финансовый директор ООО «МВЕН» Михаил Невельский. — Очень уважаемый человек был. Павла Осиповича Сухого и Андрея Николаевича Туполева уже нет, но их имена живут. И Симонов, считаю, вполне заслуживает этого. Глыба! Таких людей у нас единицы».

Скоро «Сокол» отметит 55-летний юбилей
К 55-летию «Сокол» решил «сменить вывеску»

Второй момент — имиджевый. «Очень логичное решение, — считает председатель совета директоров ГК «Тулпар», а в 1984 - 1994 годах летчик-испытатель и начальник летно-испытательного подразделения ОКБ «Сокол» Азат Хаким. — Можно гордиться тем, что компанию основал такой человек, один из создателей Су-27, всемирно известный конструктор. И потом, «Соколов» очень много, в том числе и в авиационной промышленности, а Симонов — один. «ОКБ им. Симонова» — это звучит гордо. От смены названия предприятие только выиграет именно в имиджевом плане. Это будет дополнительным плюсом».

Третий момент можно условно назвать меркантильным. «Да, важно то, что Михаил Петрович создал это ОКБ, но, думаю, после переименования они этим именем будут еще и успешно прикрываться — лучше, чем чем-либо и кем-либо другим», — оценил перемену Киреев, заодно косвенно обрисовав некоторые сособенности отношений внутри ВПК.

Сегодня в ОКБ пройдут торжества, посвященные 55-летию фирмы. Среди прочего, будет открыт музей истории ОКБ. А «Сокола» над входом в бюро уже сменили на вывеску с именем Михаила Петровича Симонова.