«ХОТЬ РАЗ В ЖИЗНИ НАДО НА ТАКОЕ ОТВАЖИТЬСЯ»

Фестиваль этого года для Валерия Гергиева беспрецедентный. Он едет со своей командой на специальном поезде, и каждый день в новом городе дает концерт Пасхального фестиваля. Маршрут — от Калининграда до Владивостока, музыканты проедут 30 тыс. километров.

«Благотворительная часть нашего фестиваля огромна, — рассказал вчера журналистам Гергиев. — Это концерты в храмах, в музыкальных школах, концерты для молодежи в университетах, для малообеспеченных слоев населения. У нас будет концерт на Поклонной горе, там реально собирается аудитория в 200 тысяч зрителей. Там бывает заполнено все пространство, каждые 50 метров стоят огромные звукоусилители, иначе не будет слышно. Там зрители могут находиться в 2 километрах от нас, но они часть нашего праздника. Мы играем им популярные произведения: желательно не перегружать такие программы большими сочинениями, достаточно сыграть полонез из «Евгения Онегина» или сюиту из «Щелкунчика». 9 Мая — великий праздник нашего народа, но это и семейный праздник, и туда приходят бабушки и дедушки с внуками, на такой концерт приходят люди разных возрастов. Мы играем час или полтора. Эта традиция зародилась в 2002 году, ее сразу полюбили».

По словам Гергиева, еще год назад он решил дойти до Владивостока, хотя нагрузка на него и оркестр огромная. Маршрут длинный, график плотный. «Но однажды в жизни надо попробовать сделать такое», — полагает маэстро. Разумеется, вряд ли возможно проводить фестиваль в таких масштабах ежегодно, в этом есть некий риск, нужны серьезные финансовые вливания. «Все с удовольствием помогают нашему фестивалю, но когда пошли разговоры о санкциях, о том, что российская экономика непременно почувствует на себе все «прелести» присоединения Крыма, это, конечно, напрягает, — рассказал о финансовой стороне дела маэстро. — И это напряжение появилось в бизнес-сообществе, но мы пройдем все эти недолгие, надеюсь, испытания, музыка всегда объединяла и объединяет людей. Каждый сейчас должен заниматься своим делом, а государство наше не прекращает поддержку культурных акций. Нас поддерживает и российское правительство, и правительство Москвы. Я им очень благодарен. Но масштабы фестиваля в десятки раз превосходят эту поддержку. Я так себя воспитал, что говорю: если нас поддерживают, то слава Богу, если кого-то поддерживают больше, значит, кому-то легче, чем нам».

КРАСНЫЙ ЦВЕТ — ЦВЕТ ПАСХИ

Вечерний концерт начался с опозданием в полчаса. Точность — отнюдь не в числе добродетелей Гергиева. Но публика, предвкушавшая встречу с одним из самых знаменитых дирижеров мира и его замечательным оркестром, терпеливо и безропотно ждала в фойе. Наконец, раздался долгожданный звонок, зрителей пустили в зал. На сцене, точнее над органом, обращал на себя внимание красного цвета баннер с надписью: «Московский Пасхальный фестиваль. Художественный руководитель — Валерий Гергиев». Красный цвет был выбран не случайно — это традиционный цвет Пасхи. Кроме того, баннер украшал рисунок — пасхальное яйцо. Это своего рода символ фестиваля. Гергиев проводит фестиваль в тринадцатый раз и в третий раз приезжает с его программой в Казань. На этот раз фестиваль в столице РТ проходит при поддержке президента республики Рустама Минниханова.

В зале был аншлаг. Среди слушателей — знаковые персонажи из мира татарстанской музыки: председатель союза композиторов РТ Рашид Калимуллин, ректор казанской консерватории Рубин Абдуллин, композитор, лауреат государственной премии РФ Леонид Любовский, художественный руководитель камерного оркестра La Primavera Рустем Абязов, художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский. Естественно, присутствовал и друг юности Гергиева, однокашник по Ленинградской консерватории, главный дирижер Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля Ренат Салаватов. Из официальных лиц был замечен министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин. Ближе концу концерта подъехал мэр Казани Ильсур Метшин.

Маэстро вышел на сцену в черном просторном блузоне, энергичный и сосредоточенный, словно не было перед этим дневного концерта и двух репетиций. Началась программа с прелюдии ко второму акту оперы Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры». Обращало внимание, что Гергиев дирижирует без дирижерской палочки, тремя пальцами правой руки он держит крошечную зубочистку. Но его руки пластичные, необычайно выразительные — от них невозможно было оторваться. Особая пластика рук — это фирменный знак дирижерской школы Ильи Мусина — учителя Гергиева. Последний вел за собой музыкантов, поражавших точностью нюансировки, он весь вечер словно был с ними в безмолвном диалоге.

В Концерте Бетховена для скрипки с оркестром солировал Пинхас Цукерман. Как признался потом Салаватов, он просто не ожидал, что исполнитель такого уровня может вот так запросто приехать в Казань. Когда скрипач завершил выступление и ушел за кулисы, Салаватов, человек вообще-то сдержанный, обратился к нему: «Маэстро, ваша скрипка была более выразительна, чем человеческий голос». Цукерман поклонился и сказал, что никогда еще не слышал такого комплимента. Кстати, Цукерман днем успел посмотреть город — ему показали Кремль и историческую часть Казани, которой он был очарован. «Я специально привез его в Казань, чтобы он смог посмотреть своими глазами, как в мире и согласии живут люди в Татарстане», — пояснил позже Гергиев. Стоит напомнить, что Цукерман — одна из знаковых фигур среди скрипачей мира.

Второе отделение концерта было напоено ароматом Серебряного века — прозвучали фрагменты из «Петрушки» Игоря Стравинского. На бис Гергиев и оркестр исполнили фрагмент из вагнеровского «Лоэнгрина». Похоже, что сейчас у маэстро «роман» с немецкой музыкой и с Вагнером в частности. К сожалению, казанцы не услышали в концерте Аиду Гарифуллину, которая была объявлена в программе и должна была исполнить две арии. Гарифуллина вчера даже репетировала, но по какой-то причине выступление не состоялось. «Я два года назад обратил внимание на Аиду Гарифуллину, она выиграла очень значительный конкурс — «Опералию», очень ярко о себе заявила, ну а в Мариинском театре мы ее уже слышали, я буду следить за ее ростом, думаю, что она будет развиваться так, как надо», — сказал Гергиев перед концертом. Жаль, что выступление молодой певицы в Пасхальном фестивале не состоялось.

В финале концерта на сцену вынесли огромную корзину с цветами — надо полагать, что от президента республики. Вообще цветов было много, одна из поклонниц, преподнеся букет, даже ухитрилась взять у маэстро автограф.

Поздно вечером поезд с музыкантами отправился из Казани. Сегодня концерт в рамках Пасхального фестиваля будет дан уже в Екатеринбурге.