ELG_9798.JPG
Евгения Лодвигова

ПОСЛЕ УНИВЕРСИАДЫ О КАЗАНИ... ПОЧТИ НЕ ГОВОРЯТ

Сегодня в ходе сессии Казгордумы целый блок вопросов был посвящен развитию туризма в Казани. Впервые после назначения в исполком со своим видением развития туризма выступила Евгения Лодвигова. Напомним, что за три недели пребывания в кресле председателя комитета внешних связей и туризма Лодвигова уже успела анонсировать появление в Казани второго маршрута двухэтажного автобуса, а также речных трамвайчиков на Казанке.

Сегодня же она представила расширенную версию видения туристического будущего Казани. Полуторамиллионную планку въездного турпотока, до которой «допрыгнул» турбизнес в универсиадский год, предстоит не просто удержать, а еще и как-то повысить. Инфраструктура для этого есть: отелей стало на четверть больше (теперь их 132), номерной фонд вырос на 20%. Казань впервые возглавила рейтинг самых популярных направлений на майские праздники по версии сервиса Oktogo.ru. В рейтинге TripАdvisor Казань вернула себе третье место. Реконструированные аэропорт и железнодорожный вокзал, обновленная транспортная инфраструктура и реновация в историческом центре на фоне ожесточенной конкуренции в отрасли за каждого клиента — все это есть.

— Сейчас город стоит перед важнейшей задачей: сохранить интерес туристов, не потерять свою нишу после Универсиады, — подвела черту успехам прошлого Лодвигова, и в голосе ее зазвучала тревога. — Самый важный момент: Универсиада прошла. Информация о ходе проведения и подготовки шла во всех федеральных СМИ. Заявки туркомпаний после Универсиады выросли в два раза. И вот сейчас о нас почти не говорят, и мы рискуем потеряться на фоне сотен российских городов.

После Сочи на повестке дня внимание российских властей приковали Крым и Дальний Восток, добавила она и поставила цель: теперь Казани нужно новое позиционирование, разработка маркетинговой стратегии и брендирование города. Лодвигова также привела пару знаменитых примеров вроде I love New York.

— Одним из шагов стало заключение некоммерческого партнерства с британской школой дизайна по проведению исследований и разработке бренда Казани, — сообщила председатель комитета внешних связей и туризма. — Сейчас она проводит анализ текущего имиджа города как туристического направления на российском и международном рынках, выявляя туристические ниши позиционирования города.

А затем предстоит разработка платформы туристического бренда города: логотипа, слогана и брендбука. Как-то необычно звучали эти бизнес-слова применительно к городу-миллионнику, но результаты этого бренд-творчества должны быть к июню.

В КАЗАНИ ПРОЙДУТ ВЕЛОНОЧЬ И ЧЕМПИОНАТ ПО СТРИТ-РЕЙСИНГУ

Затем необходимо подумать и о продвижении Казани на туристическом рынке, ведь, согласно опросам, даже москвичи думают, что столица Татарстана безумно далеко! И задача — выстроить у российского туриста четкий ассоциативный ряд: Москва — Санкт-Петербург — Казань, заявила Лодвигова.

В целом концепция продвижения Казани будет меняться. Турист все больше уходит в интернет: ищет отзывы в сети, читает блоги, строит свою программу и бронирует билеты, не отрываясь от какого-нибудь гаджета. Так что продвижение в сети, блог-туры и реклама в едином стиле — вот будущее рекламных кампаний. Многоязычная версия туристического сайта, единый календарь, афиша событий, гид-путеводитель, аудиоэкскурсии, видеоролики и промо-туры — все это должно быть собрано в одном месте. И об этих событиях должен знать гостиничный бизнес, чтобы планировать загрузку в другие дни.

Целевой аудиторией помимо России станут уже не страны Европы, а Китай и Турция. Разбогатевшие китайцы подняли взор от просторов Поднебесной и обратили его за свои границы. В результате за последние два года количество китайцев, любующихся казанским котом и фланирующих по Баумана в сторону Казанского кремля, выросло вдвое. Но для них мало что есть — скажем, нет сайтов на китайском языке, и решать все это надо вместе с бизнесом, подчеркнула шеф комитета по туризму Казани. Интересно, что для китайцев Казань интересна прежде всего как место, где жил и учился вождь мирового пролетариата Владимир Ленин — «тема советской эпохи», как дипломатично назвала это Лодвигова.

Еще одна задача — привлечь туристов выходного дня, россиянина. Ему не нужны визы, не нужно знать другой язык и ехать в другую страну.

В качестве примеров событийного туризма Лодвигова привела тот же «Октоберферст» в Мюнхене, куда едут более 6 млн. туристов, или карнавал в Рио, где отмечаются 1,5 млн. гостей. В России такие примеры тоже есть: 3,5 млн. туристов едут в Питер на «Алые паруса».

— В Казани в этом году пройдет фестиваль «Звездная Велоночь» — речь пойдет о звездах Казани под звездным небом, — анонсировала Лодвигова. — Организаторы планируют осветить жизнь и работу ученых и деятелей культуры 18 - 20 столетия, время формирования интеллигенции Татарстана. Второе знаковое событие — Kazan Street Racing c участием команд «Формулы-1», команды «Формулы Сочи», каскадерского шоу «Терри грент». Все эти мероприятия могут стать ежегодными, можно спланировать динамику потока, чтобы они проходили в низкий туристический сезон.

Помимо этого, есть и ряд других идей. Например, совместно с «Яндексом» планируется проект «карты знаменитостей» — он стартует в этом году. В Казани постоянно бывают интересные личности, которые живут в Казани, ходят по улицам и так далее, их впечатления и будут отражены в этой карте.

Еще два направления — молодежный и паломнический туризм. Последний в связке с Болгаром и Свияжском имеет большие перспективы, считает председатель комитета внешних связей и туризма. Тем более что исторически сложилось так, что каждый, кто ехал в Казань в позапрошлом веке, считал своим долгом побывать на месте обретения Казанской иконы Богородицы.

Подводя итоги выступления, Лодвигова обозначила три вектора, по которым должна формироваться новая программа развития туризма.

— Первый — продвижение туристического потенциала региона, под который будут формироваться рекламно-маркетинговые мероприятия, — подвела она черту. — Второе — развитие событийного, культурно-познавательного, молодежного, паломнического туризма. И третье — развитие туристской инфраструктуры для проведения крупных международных чемпионатов.

ЦЕНА ПРОДВИЖЕНИЯ: 40 ТЫСЯЧ ИЛИ 300 МИЛЛИОНОВ?

Выступление Лодвиговой депутаты встретили аплодисментами.

— Первые аплодисменты — надеюсь, они прозвучат и тогда, когда мы будем отчитываться о программе, — отметил мэр Казани Ильсур Метшин некоторую «авансность» этих рукоплесканий, пригласив на трибуну Андрея Пуртова — директора курса «Брендинг» британской школы дизайна.

Пуртов подчеркнул, что проект брендинга и развития туризма в Казани, который будет выполняться силами «интеллектуального спецназа» слушателей курсов уровня MBA, является некоммерческим. Как стало известно «БИЗНЕС Online», разрабатывать его будут студенты — это что-то вроде дипломной работы, так что бюджет не потратит на эти цели ни копейки.

Он отметил, что Казань готова развивать направление туризма выходного дня. Для приятного проведения weekend в столице Татарстана есть все: от достопримечательностей до особенностей кухни. Плюс Казань находится не так уж далеко от основных крупных городов.

— Не все знают, что в Казани можно провести выходные примерно так же интересно, как в Европе, разве что без визового барьера и загранпаспорта, и мы бы хотели сделать акцент на этом, — заявил Пуртов. — Но в целом мы рассматриваем задачу брендинга Казани широко: бренд может быть только один. Нельзя создать бренд спортивный, туристический, инфраструктурный или какой-нибудь инвестиционный...

Идею развития внутреннего туризма поддержала и коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера» Елена Войтко.

— За пределами Казани люди просто не знают, насколько хороша Казань после Универсиады. Они не знают, насколько она близка — всего час на самолете. Не знают, что она интересна, безопасна и дружелюбна, — перечислила Войтко достоинства города. — На Универсиаду было потрачено более 200 миллиардов рублей, и тогда был всплеск интереса. Но по факту мы видим снижение загрузки отелей, падение выручки ресторанов — инфраструктура отмечает отрицательную динамику. Это говорит о том, что Универсиада как продукт — это хорошо, но рекламу никто не отменял...

Войтко отметила, что «Ривьера» тратит на продвижение более 30 млн. рублей ежегодно и в результате собирает 800 тыс. туристов.

— Я уверена, что такой великий и достойный город, как Казань, сможет потратить на создание и продвижение своего бренда хотя бы 200 - 300 миллионов год, что составит одну тысячную затрат на Универсиаду. И в этом случае мы сможем увеличить посещаемость туристами в разы. Я в этом уверена, — заявила Войтко.

Между тем, как стало известно «БИЗНЕС Online» из источников, знакомых с ситуацией, в прошлом году Казань потратила на собственное продвижение всего лишь... 40 тыс. рублей.

Комментируя выступления, Метшин отметил, что власти Казани всегда придавали развитию туризма особое значение.

— Мы начинали с цифры 460 тысяч, — напомнил он стартовую позицию въездного турпотока. — Мы привлекали к работе лучших специалистов по консультациям в этом вопросе. И сейчас, безусловно, благодаря наследию Универсиады создана современная туристическая инфраструктура. Есть возможность по формированию новых туристических маршрутов, мы констатируем, что Казань обладает большим потенциалом в этом вопросе, и его надо разрабатывать системно.