МНОГИЕ ТУРИСТЫ ХОТЯТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«Так называемый «зеленый», экологический, и сельский туризм набирает обороты», — с таких слов начала свое выступление председатель правления общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. По ее мнению, как только страна достигает определенного уровня экономического развития, люди начинают думать об окружающей среде, о своих природных корнях. «Понятно, что население развитых стран стареет. У современных европейских пенсионеров есть деньги, время и здоровье. Это самый привлекательный сегмент населения. Многие туристы хотят более индивидуального обслуживания. Сельский туризм дает эту возможность. Маленькие группы, небольшие домики для ночевки».

Кроме того, по мнению Валерии, люди уже насытились курортным отдыхом и ищут что-то новенькое. Многие горожане хотят поменять среду обитания.

«То, что обычно для сельских жителей, диковина для иностранцев. Как-то я спросила европейцев, которые прожили в деревне около недели, что их поразило больше всего. Оказалось что две хозяйские коровы, которые утром сами уходили пастись, а вечером возвращались в сарай. Приезжим это казалось верхом дрессировки. В их странах давно высокое индустриальное хозяйство, коровы не живут в доме рядом с хозяевами. Или другой пример, иностранцы в деревне увидели, как местная жительница что-то готовит на летней кухне. Когда они узнали, что похлебка предназначается для свиней, они были поражены, ибо уже для себя-то не готовят давно, а тут домашняя еда для животных».

Клицунова считает, что сельский туризм обязательно должен строиться на эмоциях.

Это позволяет создать турпродукт без больших финансовых вложений. «Мы как-то везли польских туроператоров в одну белорусскую деревню. Там бабушки подготовились, надели национальные костюмы и, когда парни зашли в одну из изб, запели, начали танцевать. Это настолько растрогало гостей, что они даже прослезились. И эти впечатления надолго останутся с ними. При этом, данная экскурсия не требовала больших капиталовложений. Вы никогда не заплачете в пятизвездочном отеле».

ЧАРКА И ШКВАРКА

«В Беларуси агротуризм начал развиваться с 2002 года. Уже тогда было понятно, что для отрасли нужны налоговые послабления. Все это нужно было согласовывать с минфином, с налоговой, и было понятно, что двигаться по данному направлению будет очень сложно. Мы поняли, что в нашей президентской стране есть только один вариант — прямой указ президента. Но до него тоже нужно было донести эту идею со льготами. Нужны были люди, которые могли не побояться донести ее до Лукашенко. Тогда у нас уже существовал интересный продукт сельского туризма, работали на грани нарушения закона, но хотели полной легализации деятельности.

В Беларуси есть комитет государственного контроля. Этакая «совесть партии», созданная Лукашенко. Комитет надзирает над всеми государственными деньгами — украсть у нас очень сложно. И как-то президент попросил госконтроль посмотреть, что происходит у нас в отрасли. И было очевидно, что сельский туризм не требует больших финансовых вложений, это низкорисковый бизнес. Сумели убедить госконтроль, что в этом и есть белорусское будущее. Понятно, что основной электорат у нашего президента — это сельская местность. Да и само правительство, включая Лукашенко, тоже родом оттуда. И когда они видят чарку, шкварку, картинки из детства, это действует безотказно. Это красивая национальная идея, она понравилась Лукашенко, и в результате мы получили налоговые послабления», — рассказала докладчица.

ДОМАШНИЕ РАБОТНИКИ

Еще из доклада гостьи:

«Те, кто занимается сельским туризмом, не предприниматели, они выведены из этой системы. Это физические лица. А в таком случае карательные и налоговые службы не могут предъявить к ним много претензий. Физические лица, хозяева усадеб освобождены от всех налогов. Обязательное требование — владелец сельхозбизнеса обязательно должен жить в деревне.

Если ты хочешь стать хозяином усадьбы, это все делается по заявительному принципу. Если ты сельский житель и у тебя есть сельский дом, зарегистрированный на тебя, пишешь заявление, что собираешься открыть усадьбу. После этого идешь в налоговую, получаешь номер налогоплательщика, но не для того, чтобы платить налоги, а просто отчитаться в конце года, сколько туристов отдохнуло и сколько ты заработал на этом. На всякий случай частники снижают свои доходы и количество туристов, чтобы не злить контролирующие органы и налоговую.

Сначала нам дали эти налоговые льготы до 2011 года, теперь продлено до 2021-го. Владельцы усадеб могут сдавать до 10 комнат, кормить людей (желательно с подсобного хозяйства), проводить экскурсии и знакомить с достопримечательностями, обеспечить туристу трансфер. Вся эта деятельность в Беларуси лицензируется.

В деревню пришли инвесторы. 10 номеров — это уже мини-отель. А если подумать о наполнении туристического продукта, то можно добиться его постоянной заполняемости.

Единственный минус — хозяин усадьбы должен сам выполнять всю работу. Если нанимать персонал, то нужно переоформляться в индивидуального предпринимателя. А это налоги и постоянные проверки со стороны надзорных органов. Однако и из этой ситуации был найден выход. У нас можно нанять «домашних работников». Там есть определенный перечень работ, которые они могут выполнять, но пока никто с фонариком не стоит и не проверяет».

Не так давно комитет госконтроля Беларуси все-таки начал проверку сельского туризма. И чиновникам уже не нравится, что под Минском построены большие коттеджи, которые позиционируют себя как агротуризм, а, по сути, оказывают гостиничные услуги и не платят налоги. Похоже, что в ближайшее время власти страны проведут границы, что может считаться агротуризмом, а что должно облагаться налогами.

НА КРЕДИТЫ ПОКУПАТЬ ТОЛЬКО БЕЛОРУССКОЕ

«В последнее время все больше чиновников раздражает, что владельцы частных усадеб освобождены от налогов, — говорит Валерия. — Но можно привести пример с семьей из Германии, которая решила посетить белорусскую глубинку. 4 визы по 60 евро, билет на самолет местной авиакомпании — 300 евро, страховка, аренда машины, покупка бензина, сувениров, билетов в музей. Владелец усадьбы заработает только 50 долларов в день с этой семьи за ночлег, но он смог привлечь гостей к себе, и это только капля из тех денег, какие турист оставляет в стране».

В итоге налоговые льготы привели к настоящему росту сельского туризма. Если в 2006 году в Беларуси было зарегистрировано 36 усадеб, то в прошлом — уже 1881. В 2013 году в деревнях побывали 270 тыс. человек, но на самом деле больше, так как владельцы деревенских домиков занижают показатели.

11% — это россияне, 5% — другие иностранцы, остальные — сами жители Беларуси.

Удивительно, но для владельцев усадеб есть даже льготное кредитование. Государственный банк выдает до $20 тыс. под 5% в год. Правда, после того как с проверкой прошелся госкомитет по контролю, условия кредитования ужесточились. Теперь для этого нужен поручитель, большое количество бумаг — и покупать на эти деньги можно только белорусские товары и стройматериалы.

По словам Клицуновой, развитие агротуризма — это одна из немногих удачных программ в Беларуси, к которой сегодня приковано пристальное внимание со всех сторон. В ближайшее время в стране планируется увеличить количество усадеб до 3 тысяч.

Татарстану, по ее мнению, помимо льготных преференций не хватает собственного позиционирования. «Я спрашивала своих студентов, своих знакомых в Беларуси, что они знают про Казань. Мало кто смог вразумительно мне что-то ответить. Главная ассоциация — это чак-чак и Сабантуй. Вот этот праздник и нужно продвигать везде, где только можно. Это привлечет дополнительное количество туристов, которые наверняка захотят вернуться сюда снова».