ИСТОРИЧЕСКИЙ СПОР

Поэт Ркаиль Зайдуллин возразил против кандидатуры одного из претендентов на Государственную премию им. Тукая — депутата Госдумы, доктора ветеринарных наук и экс-министр сельского хозяйства РТ Фатиха Сибагатуллина. Мол, не писатель он, и книги его — не литература. Развязался спор, можно ли считать писателем и историком бывшего ветеринара — автора нашумевших книг об истории татар? Достоин ли его труд называться уникальным литературным произведением? Если нет, почему книги бывшего министра сельского хозяйства РТ по истории России будоражат умы, особенно последняя из них с интригующим названием «Татары и евреи»? К сожалению, моя предыдущая статья об этом не погасила спор и не примирила стороны.

Часть членов Союза писателей держит нейтралитет. А другая настаивает, что премию можно дать только проверенным авторам традиционных поэм, стихов и романов. Немало представителей общественности, признающих большое значение научно-популярных книг по истории в формировании этнического самосознания и сохранения татарского народа как такового.

Думаю, этот спор запомнится надолго. И даже войдет в историю. Для меня не столь важно, кому достанется премия. Можно дать ее Фатиху Сибагатуллину или другим претендентам. Важнее всего — определить достойное место правдивой истории татар в умах и системе их мировоззрений наших современников. Особенно на фоне нарастающей ассимиляции, размывания этнического сознания. Полагаю, что просто недопустимо отмахнуться от огромного количества загадок и несуразностей в российской истории, из-за чего татарский народ числится как некое недоразумение, что приводит к заражению наших детей и внуков совершенно ненужными комплексами. Нельзя принижать труд и подвиг всех незаурядных личностей, которые проявили дерзость в отстаивании правды об истории народа. Реальная история татар в значительной степени меняет, дополняет сочными подробностями российскую историю. И по этому поводу не хочется спорить. По-моему, это бесспорно.

view_5463.jpg

МЕДАЛЬ — НА ГРУДЬ, ДИПЛОМ — В КОМОД, ПРЕМИЮ — В КАРМАН

Пользуясь этим поводом, не грех поговорить о литературе и премиях. Для многих это отнюдь не жеваная тема. Дело в том, что большинство спорщиков не читали книг Фатиха Сибагатуллина и труды других авторов. Они не знают толком, кому, как и за что обычно дают тукаевскую премию. За что стоит на них наезжать, как на членов комиссии.

Казань любит зрелища и интриги. Март-апрель их поставляет щедро. Каждой весной в культурно-творческих кругах Татарстана происходит своеобразный тектонический сдвиг. Точнее, оценка и переоценка ценностей, авторитетов в связи с присуждением трех Государственных премий Татарстана им. Тукая. Поскольку в соответствии с положением о премиях претенденты отбираются заранее, борьба начинается еще в январе, когда составляется список желающих войти в элиту творцов из нескольких десятков человек и коллективов. После публикации допущенных к конкурсу претендентов, вплоть до 23 - 25 апреля идет восхваление и хула претендентов — настоящий хоккей в оркестровой яме.

Основная масса читателей не понимает, о чем спор и кто чего хочет. На первом месте стоит вопрос присуждения Государственной премии им. Тукая в области литературы и искусства. Медаль — на грудь, диплом — в комод и конверт с деньгами в сумме 300 тыс. рублей! В этом году решено увеличить размер премии аж до 500 тыс. рублей. Именно это обсуждается и объявляется гласно сразу после тайного голосования членов комиссии, специальной созданной для этой цели и состоящей из авторитетных экспертов и руководителей творческих организаций. Почему бы не поспорить, не прочитать через лупу все выставленные в лот произведения? И заодно расширить свой кругозор?

О КОМИССИИ ПО РАЗДАЧЕ СЛОНОВ

Она утверждается указом президента, как и положение о государственных премиях. Состав комиссии можно найти в интернете, иногда список печатается в газетах. Никто не может возразить против решения столь «сбалансированного» круга лиц: здесь представлены все творческие союзы, учреждения, представители разных национальностей. Вовсе не обязательно, чтобы каждый из членов комиссии в одинаковой степени знал литературу, музыку, балет, живопись и монументальное искусство. Достаточно знать хотя бы одну-две из этих богемных сфер. Ркаиль Зайдуллин зря обижен тем, что тукаевская премия присуждается представителям разных народов и даже культур. Речь ведь идет о государственной премии Республики Татарстан. Чисто татарскую премию можно учредить в Союзе писателей или Всемирном конгрессе татар.

Компетентность членов комиссии у меня не вызывает особых возражений. Важно, чтобы человек был с широким кругозором, глубоко знающим свою специальность. А другие жанры и сферы достаточно знать как обычный человек, зритель, слушатель, читатель, точно так же, как мы с вами. На государственном уровне отмечаются лишь общеизвестные и общепризнанные работы!

В принципе, споры о тукаевской премии полезны. Они привлекают внимание к культуре и национальным вопросам, ярким личностям. Любящая интриги и зрелища казанская интеллигенция всегда неравнодушна к весеннему распределению благ и званий. Сей акт обнаруживает, что и почем на казанской духовно-творческой бирже, как относится власть к отдельным личностям и наоборот. И, конечно, каждое такое прославление отдельных творческих достижений показывает, по какому пути можно пробиться на Олимп. Сегодня это оперное искусство, завтра — балет или народные танцы, послезавтра можно потрясти народ картиной маслом или бронзовой скульптурой.

4D02E986E20A-3.jpg

ПРОЗАИКИ И ПОЭТЫ ЗАСЛУЖЕННО КРАСНЕЮТ

Каждый год в числе лауреатов сверкают имена одного или двух литераторов. Это самый демократичный вид искусства, не требующий вагонов сырья и расходных материалов, станочного парка, даже кусочка холста, выставочных и концертных залов, симфонического оркестра и тонны бронзы и мраморных постаментов. Берешь ручку, карандаш, включаешь старенький компьютер и создаешь доступное всей публике полотно о страстях эпохи и сокровенных и переживаниях народа. Проза, драматургия, литературная критика или сама богиня-поэзия! Почти не было случая, чтобы 26 апреля, в день рождения Тукая, на поэтическом митинге на Театральной улице площади Свободы, не выступал счастливый «свежеобъявленный» поэт-лауреат. Только в 2012 году литературу обошли, когда вообще дали только одну премию — архитекторам мечети «Кул Шариф». Но это исключение, очень обидевшее литераторов. По их мнению, конвейер наград не должен останавливаться.

А так, писателей-лауреатов много. Их количество приближается к 60. Теперь уже неудобно быть приличным поэтом, прозаиком, драматургом, написавшим несколько книг и не получившим тукаевскую премию. Обычно они, крепкие и способные авторы, что-то бормочут в свое оправдание. Ворчат насчет отсутствия блата «наверху». Чем хуже остальных живых классиков претендентки нынешнего года Клара Булатова и Флюра Гиззатуллина? Ничем. Более чем заслуженные литераторы. А там за дверями вижу лица Газинура Муратова, Вахита Имамова, Зиннура Хуснияра, Лябиба Лерона, Рустема Акъегет, которым тоже запросто можно дать премию. Мог бы назвать других авторов, не получивших ранее премию экс-претендентов. Все они приличные люди, хорошие писатели. Опытнейший Ахмет Рашитов, по-моему, давно мог стать лауреатом тукаевской премии. Покойные уже Зиннур Насибуллин, Фаннур Сафин, Харрас Аюпов (какие люди!) и другие яркие имена уже не войдут в список лауреатов. В моей душе они светятся в том же созвездии, что прославленные мастера. Их я уважаю и без лауреатского звания. Они просто не успели получить, очередь не подошла или случайно проскочила мимо.

И таких «невезучих» очень много. Символическая очередь писателей за премией не укорачивается, а растет. Поэтому «внеплановый» историк-ветеринар со своими научно-популярными книгами раздражает профессиональных мастеров пера. Понимаю.

Но вряд ли Фатих Сибагатуллин стремится стать «конкурентом» Сибгата Хакима, Хасана Туфана, Амирхана Еники, Гарифа Ахунова и даже Туфана Миннуллина. Другое время, иные личности и совсем другие мотивы. Форматы не сопоставимы. У каждой эпохи свои пути и запросы.

КАК ЖИТЬ, ЕСЛИ ТЫ НЕ ЛАУРЕАТ?

Женщина всю жизнь писала стихи. Или прозу. Все лучше и лучше складывались строки. И выслуга большая. И читательский круг сложился. Правда, мир не содрогнулся, общество не замерло в потрясении. Но ведь и другие творцы, удостоенные высокой премии, не больно отличаются качеством и тематикой? Почему одним можно давать, другим — не давать премию? Увы, все равно всем невозможно присудить звания и раздать премии. Вот так и создается негласная очередь и лоббирование одних, оттеснение других. Крайне неприятно это наблюдать. Наверное, многим горько осознавать свою неоцененность. Например, не удостаивались тукаевской премии романы Мадины Маликовой. Могу назвать еще дюжину несостоявшихся лауреатов. Как убедить, что они такие замечательные, как увенчанные наградами, а может даже лучше некоторых орденоносцев? Просто не повезло с сезоном, раскладом сил. Или со вкусом и объективностью какого-либо влиятельного лица. Нет никакого резона обижаться!

ВНОВЬ О ЗАБЫТОМ КЛАССИКЕ ПОЭЗИИ

Еще один вопрос, родившийся в связи одним комментарием на форуме «БИЗНЕС Online». Аноним пишет:

«Римзиль Валеев защищает в лице Фатиха Сибагатуллина все ложное, но поданное как истина. И научные звания, и достижения его в области сельского хозяйства, и в области политики — все ненастоящее, неподлинное. Подлинное — это Габдулла Тукай, Фатих Карим, Туфан Минуллин, Муса Джалиль, Равиль Бухараев, Ркаиль Зайдулла, Зульфат Хаким. Подлинное — это Гали Еникеев с серией изумительных книг по истории Золотой Орды».

Признаюсь, серию книг Гали Еникеева не читал. А, может, его тоже надо двигать на госпремию или награду поменьше? Среди классиков и современных авторов упоминается имя поэта-воина Фатиха Карима, стихи которого люди и сейчас знают наизусть. Дети рисуют картинки по его стихам и сказкам. Строки поют сами по себе непринужденно, хотя поэт пережил жуткие страдания, репрессии, от которых другой бы сломался. Ставятся спектакли о нем. Миллионы потрясены подвигом Фатиха Карима, который в последний день своей жизни не оставил поле боя, получив два ранения. Почти 70 лет после гибели творчество Фатиха Карима согревает поколения соплеменников. Оно востребовано.

Неоднократно говорится очевидное: в книжных магазинах нет ни одной книги Фатиха Карима, так как в последние 10 лет они не издавались для широкого круга. В 2009 году двухтомник избранных произведений поэта был издан для библиотек и ни один экземпляр не попал в магазин! Не дошло до магазинной полки факсимильное издание фронтового блокнота, которое вышло по инициативе Рената Хариса при поддержке Рустама Минниханова 5 лет назад. А люди ищут, спрашивают книги классика. Может быть, накануне 70-летия Победы Союз писателей и агентство «Татмедиа» все-таки обратят внимание на сдержанные просьбы дочери поэта Лейлы Фатиховны и заказы любителей поэзии? Книги Фатиха Карима нужны молодым...

Странно, что писательское сообщество и знаковые личности, активные при распределении премий, молчат о недоразумении, хотя достоинства классической литературы неоспоримы. Может быть, новое поколение «классиков» пробивается к пьедесталу? Но Фатих Карим и Фатих Сибагатуллин им не помеха и не конкуренты!

ЕЩЕ РАЗ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ШОВИНИЗМЕ

Сама постановка вопроса о допуске историка-ветеринара в конкурс литераторов в прошлой статье (прости, Аллах, за самоповтор) была названа, «коллективным избиением ногами человека за то что, он зашел на «не свою» территорию. За попытку отнять кусок, предназначенный для «своих». Если систематически изучать какую-то науку, то за 3 - 5 лет можно получить новое высшее образование, даже новую специальность. А за 15 лет — стать профессором. Зря выпускники филфаков и литературных курсов 70-х годов прошлого века пытаются судить или учить нестандартных личностей наших дней. Это наши с вами проблемы, а не тех, кто решил действовать в условиях этнокультурной катастрофы. Хотел бы спросить у Ркаиля, что он сделал в ответ кинопасквилю «Орда»? Как предлагает ответить вакханалии в истории татар и народов России?».

Пока ответа не слышно.

Наверное, не только я один теряюсь в догадках, почему гимн Татарстана получился из песни, написанной на слова лениногорского поэта Рамазана Байтимерова, считавшегося не самым первосортным поэтом того времени. Но Рустама Яхина вдохновили именно его стихи о родном крае, которые теперь получили признание и державную поддрежку.

Почему же не появились другие пронзительные и точные слова о республике, а так же мелодия нового времени? А ведь прославленных деятелей искусства и лауреатов на Олимпе было много. Три-четыре народных поэта носили мандат депутата Госсовета в новейшем Татарстане. У них прекрасные идеи, хорошие книги. Но даже новый текст к гимну им не удалось родить. Хорошо, что народный писатель Гарай Рахим с большим стажем работы в аппарате Госсовета приложился к модернизации текста Рамазана Байтимерова. Теперь будем ждать, когда депутаты и чиновники выучат слова и начнут петь гимн вместо прослушивания хорового исполнения государственной теперь песни.

А на конкурсе русского текста победил молодой талантливый поэт Филипп Пираев, ассириец по происхождению! Он, кажется, даже не член Союза писателей. Будь я признанным поэтом, как Ркаиль Зайдуллин, спился бы от стыда и с горя!

ПОЧЕМУ ПУБЛИЦИСТИКА И КРИТИКА НЕ В ПОЧЕТЕ?

Не премию Сибагатуллину я выбиваю. Но скажу больше: не очень люблю партхозноменклатуру и богачей, как и положено либеральному журналисту с 40-летним стажем, сделавшим «карьеру» только в качественном измерении. Надеюсь, что это взаимно, что аппаратно-чиновническая армия вряд ли восторге от меня. Но я законопослушный гражданин, уважаю действующую власть, которую люблю критиковать. Так воспитан, так учили родители. Если же кто-то из них чиновников или олигархов сделает полезное для моего народа и республики, стою горой за него, невзирая на политический разнобой и социальные контрасты.

И все же хочу услышать ответы наших эстетических оракулов и интеллектуалов на свои вопросы. Не надо обижаться, отворачиваться, ведь мы друзья и единомышленники. Все мы болеем за наш народ. Но внимание (диккать и achtung!), против книг о славе и пережитом татарского народа не выступил ни один представитель другого народа. Только свои татары. Кто публично, кто шепотом на ухо, но большинство анонимно. Привыкли что ли? Против татар готовы выступить сами татары...

Корпоративное сознание писательского сообщества порой доходит до крайности. Сколько писателей получили премии, не взирая на противодействие Союза писателей, который их отказался выдвигать. Хочу назвать только двух лауреатов, которые сейчас стали легендой и историей народа — Рафаль Мустафин и Равиль Бухараев никогда бы не получили значок с портретом Тукая, если бы их не выдвинули другие, «неписательские» организации. И это не единичные факты.

ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ БЕЗ ОТВЕТА

Конечно, арфа поэзии и артиллерия прозы выглядят мощно. Но совершенно зря профессиональные литераторы игнорируют публицистов и историков. Они набирают высоту при медленном снижении престижа поэтического жанра и беллетристики. Почему в последние годы на праздник поэзии собираются от силы 1,5 - 2 тыс. человек со всей Казани? Одних только студентов филфака, журфака, татарских учителей и активистов литобъединений, кружков, музеев, любителей театров, концертов, просто учеников татарских школ и гимназий наберется десятки и сотни тысяч. Что-то странное происходит с нами, если народ не идет на литературный праздник, а замечательные недорогие книжки лежат на полках. Самый раз пойти к людям, поговорить с народом о возвышенном, рассказать, какие замечательные книжки вышли и какие авторы считаются властителями дум.

Споры о премиях и званиях неизбежно возвращают к теме дремучего застоя в делах, без которых невозможно цивилизованное гражданское общество и прогресс вообще. Литературная критика. Музыкальная и театральная критика. Анализ произведений изобразительного и монументального искусства. Белинский, Добролюбов, Чернышевский в наше время были бы не в почете. И это неприятно. Значит, нынешние авторитеты готовы слушать только комплименты. Вам не страшно?

Я бы дал госпремию за книгу, посвященную этим заброшенным направлениям. Ибо они тоже требуют таланта, знаний, смелости. И именно в этих жанрах сказанное слово может стать прорывным, оказать влияние на судьбу литературы и культуры. Но нет их. Зато есть раздача слонов по субъективным критериям.

По старой дурной привычке цитирую свой блог прошлой недели. Потому что в дискуссиях никто не реагирует на некоторые принципиальные тезисы:

«А сейчас с какими тиражами издаются татарские журналы и книги? И это в новую эпоху, когда открыты сотни школ, десятки журналов, газет, факультетов, кафедр, телерадиоканалов и культурных центров! Почему в эпоху интернета и сотен частных издательств 300 писателей и их книги остаются безвестными? Заходите в почти единственный магазин татарской книги «Нур-маркет» на улице Баумана. Прекрасные книги, хорошие авторы. Но мимо книжных полок ходишь почти в одиночестве...»

Не хватает обычной рекламы культурных ценностей: книг, спектаклей, лазерных дисков и литературных вечеров. Закрытая в прошлом году телепрограмма «Китап», которую вел Роберт Миннуллин, была чуть ли не единственным каналом систематической рекламы литературы и полиграфической индустрии. Обзоры новых книг, свежих номеров журналов, газет, обсуждение популярных радио- и телепередач, вышедших в эфир за последнюю неделю — все могло бы стать мощнейшим инструментом развития гуманитарной сферы.

В ОЖИДАНИИ ВЕРДИКТА

Нынешний спор и выдвижение книг Сибагатуллина показали важность и авторитет популярной истории. Это уже достижение! Пусть комиссия решает, как тут быть. Выдающиеся открытия и шедевры рождаются не в порядке очереди, а как неожиданное откровение. Не надо путать признание отдельных трудов (а не их авторов) суперзначительными и важными, некоторые из них даже шедеврами. Если уж кому-то давать высшую награду, то это должно быть незаурядным, значительным событием. В Российской Федерации с населением 140 млн. человек присуждается всего три Государственные премии размером в 5 млн. рублей. А у нас число «гениев» превышает общефедеральное количество.

Насчет социальной помощи писателям говорят абсолютно верно. Надо помогать. В тех случаях, когда премия не присуждается из-за дефицита великих творений, положенную сумму можно передать в фонд «именных» премий Союза писателей (имени Хади Такташа, Гаяза Исхаки, Фатиха Хусни и др.) для стимулирования лучших литераторов.

Вариантов может быть много! Лишь не давать награды за многолетние заслуги и избранные труды.

Хочется «открытий», незаурядных произведений. Хочется, чтобы вокруг лауреата и его творения создалась аура признательности и восторга. Чтобы чаще вспоминали его, показывали портреты и его новые творения. Пора уже отучиться от привычки забвения творцов, получивших высшую премию на второй же день после вручения награды.

Хочется, чтобы критерием оценки произведений стала реальная помощь сохранению самобытности татарского и других народов, признанию республики перед всем миром и новыми поколениями.

Учить и подсказывать легко. Не так уж трудно даже комиссии, которая лишь предлагает, рекомендует. Последнее слово и выбор лауреатов — за президентом, как изменение даже самого порядка присуждения.

Подождем, осталось всего две недели.