ЧЕМ ЖИВЕТ ЕДИНСТВЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКИЙ ТЕАТР РЕСПУБЛИКИ

17 апреля Атнинский государственный драматический театр им. Тукая отметит свое 95-летие. Большую часть истории он существовал в статусе народного самодеятельного, а статус государственного профессионального получил в 2011 году. Это единственный театр в Татарстане (а то и в России) такого ранга, расположенный в селе. Чем занимаются сельские актеры и что их беспокоит, изучал побывавший в театре корреспондент «БИЗНЕС Online».

режиссер-Рамиль-Фазлиев-(4).jpg
Режиссер Рамиль Фазлиев

А ПОСЛЕ РАБОТЫ — НА РЕПЕТИЦИЮ

От Казани до Большой Атни нас довозит главный режиссер Рамиль Фазлиев. Он родом из этих мест. В пиджаке, коротко стриженный, явно напоминает старшего товарища — Фарита Бикчантаева. Выпускник ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфеца), Фазлиев работал в театре им. Камала, ставил такие спектакли, как «Шесть невест, один жених» Туфана Миннулина, «Поговорим о любви» и «Горький цвет» Ильгиза Зайниева.

— Моя бабушка — из той же деревни, в которой жили предки главного режиссера Камаловского Марселя Салимжанова, где родился отец Фарита Бикчантаева Рафкат. В школе нас повели на спектакль Дамира Сиразиева «Плаха» по Айтматову. Я после этого пережил катарсис, что-то произошло в мозгах, я решил, что театр — это, наверное, мое, — говорит, пока казанский пейзаж сменяется на высокогорский. — Меня в Атнинский народный приглашали ставить пьесы. И когда мы поставили «Муллу», Туфан Абдуллович Миннуллин захотел, чтобы статус у театра повысился. Миннуллин донес эту мысль до президента, тот сразу согласился. Театр надо было подхватить, помочь. Попросили меня, я согласился и переехал с семьей. Гумер абый Марданов, который возглавлял долгие годы, постарел, у него больная жена-актриса, за ней надо ухаживать. Старшее поколение, начинавшее в народном театре, потихоньку уходит. Сейчас у нас, к примеру, два старика. Одна девушка, Галия, вчера родила, ушла в декрет.

сцена-(14).jpg

МЛАДШИЙ БРАТ КАМАЛОВСКОГО

Почти все объекты культуры и образования (если не считать мечеть) в Большой Атне расположены у дороги, рядом друг с другом: школа, театр, Дом актеров... Построенный в 2005 году ДК театр получил в свое пользование в начале года. Рядом строят универсальный спортивный комплекс, куда скоро переедут все соседи драматического государственного. Напротив, кстати, и вовсе строят торгово-развлекательный центр, что уж совсем не вписывается в картину сельского быта.

В театре, который теперь финансируется министерством культуры, все, как полагается. Гримерки, звукорежиссер, кулисы.... Буфет, правда, не работает — нет желающих арендовать. Сегодня здесь репетируют празднование 95-летия. Для этого они подготовили постановку по его истории. Получается достаточно динамично, но и риторики хватает. В декабре 1918 года инспектор по делам просвещения Атнинской и Алатской волостей Мухаммет Парсин с учителями и чиновниками сделал постановку неопубликованной пьесы Фахриева, актера Камаловского, «Птица счастья». Тогда старики называли суфлерскую будку «адом», а муллы театр ругали — народ и потянулся. В 20-е годы в труппе появляется первая девушка — Галима Сибгатуллина. Татарский государственный академический театр помог им создать передвижную труппу колхозно-совхозного театра. В 1959 году руководителем стал Гумер Марданов, который и вел его дела до прихода Фазлиева. Сейчас уже не может — старость, надо приглядывать за женой.

В 1966 году театр стал народным, участвовал и побеждал в смотрах, в 1973 году, к примеру, показывал спектакль «Тополек мой в красной косынке» на сцене Московского драматического театра им. Пушкина. В 1977 году за спектакль «Минлекамал» Мирсая Амира получил звание лауреата Всесоюзного и Всероссийского смотров.

сцена-(9).jpg

В конце постановки идет длинный видео-кусок — это Салимжанов выступает на 75-летнем юбилее. Когда легендарный режиссер впервые приехал сюда по приглашению руководителя атнинcких артистов, то сразу завяз лакированными ботинками в грязи. Тем не менее ездил каждый год, работал с актерами, привозил сюда опытных коллег на творческие встречи. Мог во время репетиций запрыгнуть на небольшую сцену и устроить тарарам. Словом, атнинский театр, в некотором роде, превратился в младшего брата главного татарского театра. Салимжанов даже при смерти хотел отправиться в Атню. Он хотел построить здесь дом, но не успел. Зато теперь здесь есть дача у Бикчантаева. Главный художник Камаловского Сергей Скоморохов делаем атнинцам декорации. «Он не дает нам халтурить, — комментирует Фазлиев. — Потому что всегда делает серьезное оформление».

Минниханов, кстати, тоже давно знал Марданова. Будущий президент Татарстана работал в администрации Арского района (в который раньше входил Атнинский), а режиссер проводил концерты. Так что Минниханов мог оценить потенциал местного театра. Потому, видимо, указ о государственном статуте и подписал.

В прогоне есть недочеты — кажется, видео тускловато, один раз баннер не успели вовремя опустить, молодые говорят слишком быстро, особенно на фоне степенного старшего поколения. Тут же устраивается разбор полетов. Фазлиев ведет себя с актерами мягко (хотя и говорит позже, что может на них и матом наорать). У стариков просит совета, сетует, что текстов порой не слышно, в то время, как молодежь заходится смехом.

Историю театра до начала 90-х совместно с Мардановым написал Марат Хабибуллин (сейчас нужны спонсоры на дополненное издание). Раньше он совмещал любовь к народному театру с журналистикой, до 2011 года был главным редактором газеты «Әтнә таңы», и даже пытался ходить и в «Татмедиа», и сюда: «Потом я понял, что нельзя служить двум хозяевам». Сейчас Хабибуллин — профессиональный актер и завлит.

— После того, как мы стали государственными, изменилось отношение атнинцев к театру, — говорит он, сидя в гримерке. — Когда мы были народным, оно было более теплым. Мол, народный — он был как бы наш. Когда человек приходил после работы, вкалывал по 6 часов на репетиции, а утром шел на работу. И он молодец. А когда он получает за это деньги... Рамиль просто изменил наше отношение к работе , он сразу начал требовать как с профессионалов. Гумер абый, конечно, замечательный. Но как режиссер Рамиль сильнее.

Марат-Хабибуллин-(1).jpg
Марат Хабибуллин

ЖИЗНЬ НА ВЫЕЗДЕ

Другой старожил — Тагир Габидуллин. Он долгие годы не только играл в народном, но и возил местного главу. Теперь играет стариков и возит труппу на гастроли. Поскольку в Большой Атне живет всего три тысячи человек, значительную часть спектаклей театр играет по деревням. Помимо республики выручает, к примеру, Сибирь — там они играли в Омске, Новосибирске и окружающих деревнях. Ехали на автобусе 1,5 суток. В московском ДК им. Зуева показывали «Заблудшую душу».

— Я здесь играл в юности, в конце 70-х и начале 80-х , — говорит Габидуллин. — А сейчас меня сначала меня позвали в «Муллу», там нужны были взрослые артисты, и пошло-поехало. Соседи ни слова не сказали. Я просто с детства на сцене был, играл на баяне, пел. Гумер мне тогда еще говорил: иди в культуру, ты наш человек. Сюда вообще все ходили. А сейчас вот ездим — все иначе. Нет в голове у народа идеологии. Голова другим у них занята, им не до театра.

— В деревне теперь никуда не ходят, — продолжает разговор Фазлиев. — Из татарских театров активно ездим на гастроли по селам только мы. У нас есть автобус большой, 13 метров, тяжело в нем осенью-весной проехать по тамошним дорогам. Наш администратор лично договаривается о спектаклях. Обычно все доходы идут от кассы. В деревнях от головы до потолка порой — 5 сантиметров, на сцене нельзя развернуться. Как там можно играть? Света нет, одни плафоны дневного света. Поэтому туда можно возить только легкие вещи, практически без декораций. Вот сейчас строят культурные центры. А, знаете, как? Сцена расположена в центре здания, зритель должен проходить через нее в зал. Полный идиотизм. Кто такие проекты делает?

здание-(1).jpg
Построенный в 2005 году ДК театр получил в свое пользование в начале года

— У Рамиля есть амбиции, — объясняет Хабибуллин. — Раньше мы в каждое село выезжали. Когда стали ставить большие спектакли, эти деревеньки от нас отдалились. Раньше у нас было по 5 - 6 спектаклей год. Сейчас и 3 - 4 — уже много. Отрыв от народа меня тревожит. Вот говорят, что театр — городское искусство. Но явно не татарский театр . Достаточно посмотреть, кто сидит в залах городских театров: половина деревенские, вторая — деревенские во втором-третьем поколении. И все драматурги у нас из села... Рамиль соглашается, что надо ставить малогабаритные спектакли, с минимумом декораций, актеров, чтобы мы могли охватить деревеньки. Потому что театр — это единственное, что сейчас может воспитывать культуру. Вот вчера мы играли «Язын бозлар акканда» Зульфата Хакима. Критики нас ругали, мол, пошло, Зульфат исписался. И мы и в Мосве его показывали, и в деревнях. Идет на ура. Потому что там есть и обертка, и философия. К тому же он музыкальный, а зритель сейчас любит музыкальные спектакли, чтобы было шоу.

Хотя очень легко скатиться в шоу-биз. Народный театр — он же бессребреник. И этот дух в государственном театре сохранился. Рамиль — некоммерческий режиссер, режиссер с большой буквы. Он хочет ставить большие спектакли, развивать искусство, а не работать на потребу публики, даже в нормальной дозе. И это хорошо. Хотя мы по финансовым показателям не самые последние, а уж по занятости артистов... Всего 20 человек в труппе, всегда есть что играть. Представьте, что в Качаловском актер дает по 120 спектаклей в год? Ведущие там выходят по 4 - 5 раз в месяц.

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ

Практически вся труппа — совсем молодые актеры, недавно закончившие Казанское училище. В 2012-м было аж 9 новичков, но шестеро уехали обратно. В 2013-м приехали два парня и две девушки. Для них в нескольких метрах от места работы выстроен двухэтажный одноподъездный дом. Из окна можно наблюдать привычные сельские постройки — диковатое ощущение. На входе надо надевать тапочки. Фазлиев живет тут же с женой Ландыш, которая выполняет обязанности директора, и дочерью. Позже он сообщает, что уже давно занимается отдельным домом — надо вот только понять, как решить вопрос с коммуникациями. В родной Атне он намерен закрепиться основательно.

Безусловно, ребятам в возрасте чуть старше 20 было бы скучно в деревне — спасает работа. Уже появляются первые семьи — 11 апреля никах у Зухры Галиевой и Фаяза Хусаинова. В квартирах, конечно, пустовато — диван, стол, холодильник. Некоторые приехали из Казани, другие — из других районов. Гузель Гафарова в Атне жила до поступления в училище. В этом году она получила премию «Тантана» за роль Гайни в спектакле «Минлекамал».

— Очень неожиданно было, конечно, — вспоминает Гафарова. — Мы сильно на церемонии переживали. Вообще, после училища были и другие варианты. Но мы же у Бикчантаева учились, так что знали этот театр. И к Казани близко. Весело, конечно, получилось, что я домой вернулась. Родственники радуются, когда видят меня по телевизору. Наверное, если сюда будут постоянно прибывать новые артисты, то будет развитие. Здесь все интереснее становится, вот напротив уже строят развлекательный центр.

Айзиль-Фазлиев-и-Раиль-Саляхиев.jpg
Айзиль Фазлиев и Раиль Саляхиев

— Нам не скучно, — вторит Гульнара Гимранова (она из Пестречинского). — У нас и работа есть, и театр рядом, мы постоянно вместе. Если есть свободное время, все равно идем в театр, там веселее, можно пообщаться.

Их соседи — Айзиль Фазлиев (из Мамадышского района) и Раиль Саляхиев (из Арского района).

— Мы оба с Бикчантаевского курса, а Рамиль абый к нам приезжал на репетиции, — рассказывает корреспонденту «БИЗНЕС Online» Саляхиев. — Мы в Камаловском играем и сейчас раз в месяц. В деревнях, конечно, все иначе.

— Но в театре хочется работать, это уже болезнь, — выдает Фазлиев. — Иногда людей приходит мало, настроение портится. Но вот, к примеру, в Сабинский, Тюлячинский районы нас постоянно зазывают. Сначала нам было дико, мол, куда мы попали, сейчас уже привыкли, хотя на выездах было тяжело, мы-то думали, что это будет станционар. Зато у нас много практики, каждый спектакль — это роль, даже нет повода беспокоиться об этом.

— На репетиции они ходят из дома в тапочках, — добавляет Фазлиев. — Конечно, они могут зарабатывать на стороне, на свадьбах, к примеру, я не против. Если это не наносит вред театру, если они не срывают спектакли, репетиции. Конечно, очень сложно молодежь тянуть в деревню, на такую зарплату. 50 процентов от внебюджетных денег идет на зарплату. В станционарные, городские народу много собирается. А мы в селе не можем каждый день играть спектакли. Зарабатывать приходится по деревням. А там может прийти 20 - 50 - 100 человек и купить билеты по 50 - 100 рублей. Так что в труппе остаются только люди, которые по-настоящему увлечены театром. Дилетанты уезжают.

95 ЛЕТ — НЕ ЮБИЛЕЙ

Вторая половина дня посвящена не совсем типичному занятию. Чтобы повеселить людей на банкете, Фазлиев и несколько актеров репетируют у него в кабинете татарские песни. Режиссер играет на белой электрогитаре, остальные — на баянах, перкуссии, барабанах. В какой-то момент бас-гитара оказывается в руках корреспондента — и все дружно вгрызаются в трек «Тамчы гол». Рассказывают, что однажды играли в «Корстоне» — все коллеги пустились в пляс.

На обратном пути Фазлиев начинает делиться проблемами. Машина у них всего одна, к примеру. Так что либо администратор ездит по районам и выбивает новые даты, либо режиссер катается в министерство культуры и в другие присутственные места. А с театра, расположенного в селе, требуют таких же показателей, как от городских. Обмены гастролями тоже нелегко устроить — коллеги хотят выступать по несколько дней, а где в трехтысячной Атне найти столько поклонников Мельпомены?

сцена-(2).jpg

На закрытие сезона надо что-то поставить — и это, скорее всего, будет тинчуринский «Американец». Фазлиев сетует, что современные драматурги пишут исключительно на конкурсы, поэтому ставить совершенно нечего, приходится изучать классику, которая в татарском варианте зачастую изрядно покалечена советской идеологией. Сам он, конечно, мечтает поставить что-нибудь из Шекспира. Но готовит своих артистов к этому постепенно: классика — не каждому по зубам. К слову, в названии театра нет слова «татарский», так что и русскоязычные постановки возможны. Но для этого надо избавиться от акцента.

— Я ходил по кабинетам, просил помощи. А мне говорили: а где вы видели, что 95 лет — это юбилей? А где, мол, доказательства, что вам 95? Хотя есть же благодарственные письма от первого президента, есть книга... Мы, собственно, юбилей готовим в качестве трамплина, чтобы заявить о себе, чтобы начать готовиться к 100-летию. Мы не имеем права — перед народным театром — игнорировать праздник. Ведь то поколение актеров уходит. Я думаю, многие не доживут до круглой даты. А они же вовсе не получали за это деньги. Просто вкладывали душу. Поэтому для них надо устроить хотя бы какой-нибудь праздник.

Фото и видео: Юлия Калинина

село-(2).jpg
Ю.Аминов.-Язылмаган-законнар.1928-1940-еллар.jpg
Ю. Аминов. «Язылмаган-законнар».1928 - 1940-еллар
Р.�шморат.-Гульзада.-1958-ел..jpg
Р. Ишморат. «Гульзада». 1958 ел
Ч.Айтматов-Тополёк-мой-в-красной-косынке-1973ел-(3).jpg
Ч. Айтматов. «Тополек мой, в красной косынке». 1973 ел
З.Шагимурат-Хэят-.1972-ел..jpg
З. Шагимурат. «Хэят». 1972 ел
С.Шакуров.Уракчы-кыз-1966-1967-еллар.jpg
С. Шакуров. «Уракчы кыз» 1966 - 1967-еллар
М.Амир-Тормыш-жыры-1969-ел..jpg
М. Амир «Тормыш жыры». 1969 ел
за-кулисами-(2).jpg
Дом-актеров-и-режиссера.jpg
В нескольких метрах от места работы для актеров выстроен двухэтажный одноподъездный дом
ансамбль-(2).jpg
сцена-(5).jpg