На презентацию новой книги депутата Госдумы Фатиха Сибагатуллина «Татары и евреи» собрались люди разных национальностей

ПРОМОЛЧАВ ОДНО ВОСКРЕСЕНЬЕ, ИСПЫТАЛ БЛАЖЕНСТВО

В конце марта после 14-месячного марафона воскресных публикаций в «БИЗНЕС Online» я не написал очередного блога. Просто не хватило времени и сил. Слишком много дел. Не знаю, как успевают другие общественные и политические деятели. Наверное, команда и аппарат помогают. Но творческие замыслы невозможно поручить секретаршам и советникам. Которых, собственно, у меня просто нет. Более 60 аналитических статей в год плюс 3 - 4 десятка видеосюжетов и телеочерков — это много. Даже в молодые годы столько продукции не приходилось выдавать. Пришла не только физическая, но и моральная, идеологическая усталость. Если бы исписался, исчерпал ресурсы, тоже ничего странного. И читатели, небось, подустали от меня. Надо уметь останавливаться.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРУСЛИВОГО ПОФИГИЗМА

Все это верно. Но суть не только в усталости. Дело обстоит еще хуже. И не только для меня. Кажется, наше общество вступает в довольную опасную полосу. Это социальная пассивность, духовная закрытость и пофигизм при лицемерном одобрении. И тайном ношении «фиги» в кармане. Как это водилось в последние годы социализма перед горбачевской эпохой. Перестройка и последовавший за ней развал системы показали, чего стоило советское благополучие. «Верные ленинцы» кинулись хапать и прихватизировать, чтобы не отстать в строительстве капитализма. Союзные республики рванулись кто куда. Нравственные ориентиры, идеологические принципы испарились в один миг. До сих пор не можем заполнить появившуюся пустоту державно-монархическим, религиозным и культурно-развлекательным, спортивным контентом, телепроектами и соцсетями.

Обратили ли вы внимание, что попытки модернизировать общественное устройство, делать прививки демократизма и сколотить гражданское общество России оказались малоэффектны? Некоторое оживление, импульсы энергии вызывают лишь национальные, этнокультурные и другие идеи вкупе с естественной тягой к материальным ценностям и властным полномочиям.

«ЛИШЬ БЫ САМИ НЕ МОЛЧАЛИ, КОГДА НАДО КРИЧАТЬ»

Гуманитарные ценности (открытость, гласность, законность) весьма хрупки и беззащитны. В этом я убедился после своей последней публикации в «БИЗНЕС Online». В ней говорилось об очевидных и бесхитростных явлениях, существование коих невозможно отрицать. Например, об открытых оценках уровня гласности и причинах наметившегося застоя. Вот пример: минкульт РФ и РТ на базе Казанского университета культуры и искусств по инициативе Венеры Ганеевой организовали международный конкурс вокалистов «Сандугач-Соловей» с участием 80 талантов со всей России. В течение двух конкурсных дней и на гала-концерте там не было ни одного журналиста, кроме одного случайно заглянувшего ветерана в моем лице. Даже если все журналисты 800 зарегистрированных в республике СМИ заняты, даже если замечательная прима вокала кому-то надоела, все равно хоть кто-нибудь мог бы заглянуть, заинтересоваться, даже покритиковать. Особенно с учетом ренессанса национальных искусств и объявления Казани столицей тюркской культуры 2014 года. До сих пор не проходит изумление от того, что почти единственным летописцем мероприятия оказался я!

Допустим, вокалисты, народное и академическое пение на фоне крымских событий не столь сенсационны. В этой же публикации вы могли прочитать о странных приключениях вокруг журфака и татфака. Я писал и сам удивлялся идиотизму происходящего в гуманитарной сфере. Вспомнил фантастическую выставку ценнейшего богатства российского государства — сохранившихся с X века до нашей эры сокровищ древних предков современных россиян, особенно тюркских и степных народов. В значительной степени — утвари, оружия, украшений, одежды, письменных раритетов татар. Но кроме узкого круга любителей таких ценностей, мало кто, включая ярых национал-патриотов, заметил выставку «Кочевники Евразии на пути к империи» в центре «Эрмитаж-Казань» за 9 месяцев ее экспозиции. Как не удивиться!

Чувствуя, что даже этим невозможно пробить парафин в ушах, я рискнул и посягнул на крайнее: обозвал самих нас, журналистов, тормозом демократии и преградой на пути гражданского общества. Написал, что Путин не затыкает рты и не ест младенцев. Хотел пробиться через толщу заснувшей совести и остывшего сознания.

Нагло цитирую самого себя:

«Уверен, что за такие «крамольные» мысли меня не запишут в «пятую колонну» и «национал-предатели». Я не обижаюсь на Путина за эти термины. Это его ораторская риторика. Уверен, что сам оратор не затыкает рты, не ест младенцев. Эти термины из разряда «мочить в сортире», «бандерлоги», которые применяются для куража в целях информационной войны, в качестве PR-технологии. Путин — отличный пиарщик и полемист. А вы как думали? В реальной жизни власть и народ ориентируются не на метафоры политической агитации, а на настоящий информпродукт, подлинно народное мнение. А его как раз обычно не услышишь. Гражданское общество вместо нас старик Хоттабыч не построит и нормальные ценности с неба не упадут. И правду вместо нас самих никто не скажет. Сейчас невозможно устроить темную кому-либо, все происходит в режиме оnline. Лишь бы сами не молчали, когда надо кричать.

Мы сами виноваты. Соглашаемся на суррогатные медиа, совращаем власть липовыми комплиментами, закрываем глаза на ее косяки. «Не замечаем», как убивают очаги интеллекта и духовности, демонтируют альма-матер, отключают от кислорода настоящие творческие сообщества. Сами миримся с созданием вонючей, напряженной, предвоенной атмосферы. Потворствуем клерикалам, молчим, когда извращают смысл слова «патриот». Не удивляемся бездарному информационному сопровождению сложнейших процессов».

Напрасно я ждал, что коллеги или чиновники обидятся, придут с расправой или потащат в суд. Ни журналистское сообщество, ни КФУ, ни охранители российского президента не позвонили, не требовали опровержения. Только пара десятка верных и трусливо-анонимных идеалистов написали свои «тролли» и суждения в форуме под статьей. Один из них с удивлением признал меня оппозиционером. Налицо узнаваемое брежневских «застойных» лет ношение «фиги» в кармане при внешней лояльности и страх диссидентства. По сути — тотальный пофигизм, готовность к вранью. Диалогов, реального обсуждения поднятых проблем нет и не предвидится. Да ни к чему. Ведь одно дело — слова, газеты, трибуны, совсем другое — реальная жизнь.

Вот тогда стало понятно: приехали. Дальше уже не имело смысла писать и взывать. Говорить стало не о чем и не для кого. Потому испытал огромное облегчение оттого, что на прошлой неделе, впервые с 28 января 2013 года, не написал очередной блог. Возможно, вышел в тираж, не добившись ничего. Собственно, о таком варианте я догадывался. Но надеялся на что-то. Тукай писал однажды: «Этот мир очистить я не смог, только сам испачкался...» Вот и я так же. Прямо как Тукай.:)

«Да, претендент на писательскую премию Фатих Сибагатуллин — доктор ветеринарных наук. Но с 1967 года, когда в казанском трамвае его унизили за разговор на татарском языке, он изучает историю»

«ДУЭЛЬ» ИСТОРИИ И ПОЭЗИИ?

Я бы не писал блога и сегодня. Но бурное возражение известного поэта, лауреата Государственной премии им. Тукая Ркаиля Зайдуллина против книги депутата Государственной Думы Фатиха Сибагатуллина вывело меня из равновесия.

Сама статья и комменты в форуме нашпигованы злыми и взаимоисключающими оценками. Вот, оказывается, где расположен нервный узел общественного сознания татарской интеллигенции! Что только не говорят и пишут! Не Сибагатуллин, мол, книги написал, а Булат Хамидуллин! Не вполне «художественная литература» якобы. И автор не член союза писателей. Припоминают работу автора в районах и городах, в правительстве республики. Указывают, кому из других деятелей литературы и культуры давно надо было дать Госпремию и кому ни за что не давать! Так много унитазной продукции может содержать человеческая память и душа, что начинаешь стыдиться за анонимное линчевание. Как будто сам подумал и сказал такие мелкие гадости.

СТРАННОЕ ИЗБИЕНИЕ САПОГАМИ

Но, эфэнде и господа-товарищи! Я лично не подумал и не сказал таких недостойных вещей, что выдают некоторые члены союза писателей. Как читатель и такой же защитник сокровищ татарского народа я думаю совсем иначе.

Во-первых, я позавидовал автору статьи Зайдуллину за резонанс. Как уже признался сам, пару недель назад мои суждения о гражданском обществе и деградации журналистики мало кого задели. А неоднозначные и малоубедительные оценки Ркаиля нашли своего читателя! Среди 170 откликов есть вполне здравые, современные по манере мышления. Но это коллективное избиение ногами человека за то что, он зашел на «не свою» территорию. За попытку отнять кусок, предназначенный для «своих». Значит Ркаиль, в отличие от меня, своей позицией задел нерв и выдал затаенные грезы татарской интеллигенции, преимущественно казанской.

Во-вторых, я совершенно не согласен с тезисами Ркаиля, которыми он простодушно поделился с корреспондентом радио «Азатлык» («Свобода»), где, кстати, я давно не работаю, что тоже важно и принципиально. Напротив, я считаю, что спорная книга Сибагатуллина в течение последнего года заслонила собой все остальные книги всех членов СП Татарстана. И даже самих профессиональных, искушенных, талантливых писателей (представляю лица своих друзей-литераторов, имеющих опыт издания своих «совершенно гениальных» книг). Включая Зайдуллина, которого теперь будут знать как человека, посягнувшего аж на самого Сибагатуллина. Не надо обижаться, такова логика общественных и этнокультурных процессов периода модернизации и распада национальных литератур, включая русскую.

РКАИЛЬ МНЕ ДРУГ, НО ИСТИНА ДОРОЖЕ

Дело совершенно не в личностях авторов статьи и спорной книги. Фатиха я знаю со времен, когда он работал в колхозе «Правда» Балтасинского района. Регулярно встречались. Но он из другого круга по материальному и общественному положению. Ничего нас не связывает! И меня нет никакого желания примазаться и общаться с ним. Кстати, интервью брать у него невозможно, так он молотит свою правду и абсолютно не слушает нашего брата-журналиста. Вряд ли буду с ним иметь дело. Нет у меня никакого личного интереса к нему. Наверняка у него немало грехов и добродетелей. Ни возвеличивать, ни воспевать неохота, поверьте. Депутат, госдеятель, богатый человек. Ну и что из того?

1.jpg
Ркаиль Зайдуллин

Я вижу не его самого, а только его работу. Ведь по положению на премию выдвигается не человек с его заслугами, а книга. Посторонний для Татарстана человек или представитель нового поколения тем более видит перед собой только книгу. Писатель ли ее автор или конюх — ему все равно. А вот книга «Татары и евреи» уже вошла в историю, оттесняя остальные фолианты, изданные, в отличие от нее, на государственные деньги. При всех ее недостатках и спорном содержании. И чем больше будут спорить, тем больше вырастет ее цена. В магазине на улице Шмидта напротив РКБ-2 книга «Татары и евреи» стоит 1100 рублей. Верю, что покупатели будут. Если книга несовершенна, тем более интерес подскочит. Это нестандартная ситуация, даже своеобразный феномен.

Ркаиль же, наоборот, мне близок, он вместе с Газинуром Муратовым был молодым и «гениальным» сотрудником журнала «Идель», которого я принял в редакцию и с которым мы совершили чудо — за два года добились 125-тысячного тиража. А сейчас с какими тиражами издаются татарские журналы и книги? И это в новую эпоху, когда открыты сотни школ, десятки журналов, газет, факультетов, кафедр, телерадиоканалов и культурных центров! Почему в эпоху интернета и сотен частных издательств 300 писателей и их книги остаются безвестными? Заходите в почти единственный магазин татарской книги «Нур-маркет» на улице Баумана. Прекрасные книги, хорошие авторы. Но мимо книжных полок ходишь почти в одиночестве. Вот бы Ркаилю и другим принципиальным литератором исследовать это явление.

ПИСАТЕЛИ И ВЛАСТЬ

Можно, конечно, катить бочку на власть за слабое внедрение родных языков в общественную жизнь. За книжную торговлю. За размеры гонораров. И катили, бывало. Помню, перед съездом писателей Татарстана в последние годы президентства Минтимера Шаймиева руководитель республики встретился в Кремле с ведущими писателями, «сливками» СП. Там я не был, но знаю, что говорили откровенно, писатели излили душу. Часа два, не меньше. Минтимер Шарипович тоже делился сокровенным. Потом был съезд в конференц-зале НКЦ «Казань». По его ходу апеллировали президенту. Диалог продолжался. В конце съезда выступил сам президент. У меня хранится диктофонная запись выступлений на этом съезде. Я ее не слушаю, потому что и так помню. И потому что стыдно за то, что некоторые литераторы примитивно наезжали на президента. Не знаю, у кого что осталось, но у меня — какой-то осадок.

Горько вспоминать. Писатели вроде как судили президента. Долго, многократно, рефреном. Как будто за всю глобализацию, за семейные разговоры и воспитание, за рыночную экономику, которая распотрошила многие культурные ценности, отвечает один руководитель. И Минтимер Шарипович слушал, принимал меры.

Хрупкая сфера этнических языков культур слабо поддается управлению. Уходя с должности президента, Шаймиев сказал, что не успел полностью решить проблемы родных языков и восстановить памятники культуры. Он был честен и откровенен, конструктивен, чего не могу сказать обо всех тружениках пера.

В принципе, я знаю, чего хотят писатели. В советские времена члены союза писателей получали квартиры, издавали книги по спискам СП, получали гонорар, на который можно было жить года два. А сейчас издают поменьше. Или издают за свой счет. Изданные книги лежат горой в магазине и на складе. Кое-кто из писателей занимает высокие должности или живет в достатке из-за успешных детей. Кого-то кормит слава и близость к спонсорам. Другие еле перебиваются. Единых стандартов нет. Лучше всего апеллировать к читателям! Пусть читают, спорят, ругают и благодарят. Лишь бы не приговорили к забвению.

ИСТОРИЯ КАК СПАСИТЕЛЬНИЦА

Сибагатуллин издал на свои деньги книгу, которая востребована и будет распространяться во всей России. Вне зависимости от ее литературных достоинств. Потому что ее содержание имеет огромное общественное значение для татар и российских народов. Потому что ее приятно подержать, почитать. Потому что народы стали терять лицо, перемешиваться, проявлять склонность к драке и унижению. И самое время людям в популярной форме объяснить историю страны, ее народов. Только на обложке указано «Татары и евреи», на самом деле она о русских царях и татарских ханах. И нет народа, которого она бы не касалась.

Можно спорить с отдельными положениями книги. Тем более она в героическом свете представляет татарскую историю. Но и другие народы практически в той же мере воспеты. Говорится о сложных, спорных, рискованных вещах. Но все, что сказано, — из российских архивов и самых серьезных, классических книг. Никто не опровергает, не подает в суд.

СКОЛЬКО ШАГОВ ОТ ВЕТЕРИНАРИИ ДО ИСТОРИИ?

Что касается помощи литературного редактора Булата Хамидуллина, то, насколько я понял, он не соглашается ставить свою подпись как соавтор. Потому что у него, кандидата исторических наук, могут быть свои взгляды на историю. Каждый факт, каждая мысль Сибагатуллина настолько выстраданы и отточены, что бесполезно пытаться спорить с ним. Не знаю, спорит ли с ним Булат.

Да, претендент на писательскую премию — доктор ветеринарных наук. Хозяйственник и государственный чиновник. Но с 1967 года, когда в казанском трамвае его унизили за разговор на татарском языке, он изучает историю. Хочет понять, что произошло с его народом. Кто прав и кто виноват. Охотно верю, что в последние 10 - 15 лет он вызубрил сотни книг по истории. Общался с академиками, сам видел. Если систематически изучать какую-то науку, то за 3 - 5 лет можно получить новое высшее образование, даже новую специальность. А за 15 лет — стать профессором. Зря выпускники филфаков и литературных курсов 70-х годов прошлого века пытаются судить или учить нестандартных личностей наших дней. Это наши с вами проблемы, а не тех, кто решил действовать в условиях этнокультурной катастрофы. Хотел бы спросить у Ркаиля, что он сделал в ответ кинопасквилю «Орда»? Как предлагает ответить вакханалии в истории татар и народов России?

КАК СТАТЬ МЫСЛИТЕЛЕМ И ПОЛИТИКОМ?

И еще. Если мой друг Ркаиль болеет за статус и материальную поддержку членов СП, почему он мирился с тем, что в последние 5 - 7 лет председатель союза писателей по занимаемой должности не избирается в Госсовет РТ? Может, пора пропускать во власть хотя бы нынешнего председателя Рафиса Курбанова, избранного на альтернативной основе, вопреки указаниям сверху? Не исключено, что и сам Ркаиль не прочь с высоких трибун защищать культуру и свой народ, раз выступил против депутата Госдумы. Флаг тебе в руку, Ркаиль! Но сначала надо изучить всю политическую и правовую «макулатуру», выслушать опытных собратьев — депутатов и поэтов. Легко обвинять всю комиссию по премиям в некомпетентности, труднее самому быть компетентным. Как действующий журналист я убеждаюсь в этом каждый день.

Нечего делать! Остается сесть за учебники, точно так же, как изучил источники автор книг об истории, бывший ветеринар Сибагатуллин.

Литература ли то, что написал или надиктовал Сибагатуллин? Раз автор не претендует на открытия в исторической науке, значит, его книги — научно-популярная, познавательная публицистика. Или кое-кто журналистику и публицистику уподобляет ветеринарии и коммунальному хозяйству? В таком случае я спрошу у Ркаиля, какое произведение Гаяза Исхаки он прочитал с самого начала, когда он только начал издаваться. Правильно — скорее всего, не романы, а небольшую брошюру «Идель-Урал». До сих пор эта книжка самая популярная и активно работающая.

Вспоминается книжка времен перестройки Абрара Каримуллина «Татары: этнос и этноним», которая многократно перепечатывалась большими тиражами. Никто не спрашивал, наука ли это, какая наука, а может, литература? Просто читали, покупали. И не было тогда ничего важнее для нашего народа.

История с книгами Сибагатуллина чем-то тоже похожа. Правда, его книги роскошнее по полиграфическому исполнению. И сам он раскованнее, чем авторы других эпох. Невозможно сопоставить с кем-либо. Как ни с чем невозможно сравнить балет «Золотая Орда», поставленный театром имени Джалиля. Это явление не провинциальное и не на один театральный сезон. Может быть, на десятилетия и века. Такие пришли времена! Придется привыкать к таким неожиданным фактам текущей жизни.