18202.jpg
Искандер Ахмедов

КРЫМ ИЗ ДЕТСТВА

Так сложилось, что я рос вместе с крымскими татарами: основанная генералом Михаилом Скобелевым Фергана была одним из самых многонациональных и колоритных городов СССР, а крымские татары по понятным причинам составляли значительную долю его населения. Мы, дети разных национальностей, не делили друг друга по национальному признаку. У меня было три лучших друга — русский, узбек и крымский татарин.

Крымские татары запомнились мне как разносторонние, одаренные и с сильным духом люди, в то же время обладающие хорошими манерами и высокой культурой. На чужбине они вынуждены были все начать с нуля, но наладили жизнь, построили добротные дома, посадили сады, работали на производстве и в других сферах.

Когда я бывал в гостях у своего друга, мы играли в саду, вспоминались строки из «Бахчисарайского фонтана» Пушкина, ощущалось его вдохновение.

4.jpg
Татарчонок Искандер (слева) и крымский татарчонок Эдем (справа). 2-й класс

«БРУТАЛЬНЫЙ» ИМИДЖ ТАТАРСТАНА И ВОССОЕДИНЕНИЕ БРАТЬЕВ

С детства мы как-то осознавали глубокую родственность наших народов, общую историю и близость языков. Но после распада СССР татары и крымские татары оказались в разных государствах. Это не могло не сказаться на близкородственных связях и восприятии двух народов.

Весьма любопытно, что в одной из групп «ВКонтакте» крымско-татарская молодежь восторгалась гуманитарной помощью Республике Крым из Республики Дагестан (несколько «КАМАЗов»). Конечно, любая помощь важна, в том числе от такой уважаемой республики, как Дагестан.

Между тем титанические усилия Республики Татарстан (начиная от перечисления однодневной заработной платы госслужащих до эффективного посредничества и лоббирования, которое уже привело к результатам) остались поначалу либо игнорируемыми отдельными кругами, либо воспринимались очень сдержанно.

И это весьма показательно.

Вообще, так называемая «кавказская мода», а вернее, отдельная молодежная субкультура распространена в молодежной крымско-татарской среде, пусть и не является доминирующей. Одна из причин этого заключается в том, что часть крымских татар похожа на кавказцев внешне. У крымских татар, которые как народ отчасти сформировались в прибрежных горах, есть общие элементы культуры с российскими горцами, тем более с тюркскими народами Кавказа. С другой стороны, Кавказ является притягательным образом как образец бытовой, родовой солидарности и яркой национальной идентичности, пассионарности. Немаловажную роль сыграла и общая историческая судьба — депортация кавказских тюрков (балкарцев и карачаевцев). Как таковые теплые чувства к Кавказу — это не плохо, а хорошо, ведь и народы России не чужие друг другу.

Плохо иное: риск упустить возможности и потерять братство.

Сегодня у двух братских народов есть уникальный шанс восстановить отношения. Время собирать камни.

В «классической» этнологии крымско-татарская нация и татарская нация образуют татарскую этническую общность, как и русские, украинцы, белорусы образуют общность исторической Руси.

Большая часть известной нам этноистории тюрков и татар связана с Великой степью (в том числе до нашей эры), а как отдельный этнос крымско-татарский народ сформировался в рамках Крымского ханства, которое, кстати, возглавляли Гиреи из «золотого рода» Чингизидов. Знающий татарский язык может включить крымско-татасркий канал или радио и понять, о чем говорят, причем без подготовки. Основатель Крымской Республики Номан Челебиджихан и дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан в официальных документах записывали себя как «татарин». Конечно, мы не будем оспаривать тот, факт, что и тот и другой — представители именно нации крымских татар, но это напоминание о том, насколько мы близки.

В труднейшую минуту именно Татарстан пришел на помощь крымским татарам.

Не случайно в ходе телефонного разговора при посредничестве государственного советника Татарстана Минтимера Шаймиева с Мустафой Джемилевым Владимир Путин привел пример поволжской республики в качестве успешной модели.

Вообще Татарстан — это пример благополучия, здоровых амбиций, но все же в движении жизнь, и анализ молодежной крымско-татарской среды показывает, что образу «Татарстан» и «татары» есть куда стремиться.

Поэтому и без того привлекательный, успешный бренд призван стать еще более привлекательным, в том числе для крымских собратьев.

К примеру, стоит обратить внимание на ряд спортсменов, которые отличились успехами в боевых единоборствах и имеют татарские корни.

Да, такие герои, как Федор Емельяненко, рождаются раз в 100 лет, а может быть, и реже, причем на всю планету, но и ярких сынов татарского народа в боевых единоборствах достаточно.

К примеру, было бы замечательно, если бы, к примеру, чемпион мира по кикбоксингу Бату Хасиков, у которого отец — калмык, а мать — татарка, и экс-чемпион мира по боксу в супертяжелом весе татарин Руслан Чагаев стали бы «послами доброй воли» республики. Думается, эти люди с радостью бы приняли предложения о сотрудничестве.

Быть может, образу нашей успешной республики, наряду с уже имеющимися, например, гармошкой, эчпочмаком, теннисом, футболом и хоккеем, как раз и не хватает немного цивилизованной и пикантной брутальности?..

Всемирно известные татарские спортсмены боевых единоборств, которые и в жизни являются примерными семьянинами и примерами порядочности, отлично бы подошли для этого.

ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ: ТРИ «СОРОДИЧА» БОЛГАРА

Самые насущные вопросы, которые требуют решения, — это земля и социально-экономические вопросы. Но национальное образование и культура не менее важны. И пожалуй, ничто так не сближает, как общие святыни.

В Крыму находятся уникальные исторические памятники. До недавнего времени единственные сохранившиеся строения эпохи Улуса Джучи на территории России были в городе Болгаре Спасского района Татарстана (XIII - XV века).

Сегодня же Болгар воссоединился со своими «сородичами»: на территории полуострова расположены по крайней мере три великих памятника эпохи Улуса Джучи XIV века — это мечеть хана Узбека, при котором ислам стал государственной религией в 1312 году, мавзолей Джаныке-ханым — дочери хана Тохтамыша, и мечеть Тохта-Джами — мечеть хана Тохтамыша, который, кстати, по легенде похоронен в Сибири (!), у села Тахтамышево ныне Томской области.

По крайней мере в XIII - XVI веках татары были единым народом в рамках Улуса Джучи и татарских ханств. Уже позже, с XVI - XVII веков, когда Казань стала частью Московского государства, а Крымское ханство укрепило отношения вассалитета с Османской империей (Высокой Портой), стали складываться региональные отличия. Но при всем при этом общего у татар и крымских татар больше, чем отличий.

Хан Узбек, Тохтамыш, Джаныке-ханым, благодаря которым созданы шедевры мировой архитектуры и культуры, — это общие исторические деятели двух народов.

Как и святыни Болгара, эти жемчужины являются общим наследием мусульман России, в особенности крымских татар и татар. Как и Киево-Печерская лавра для православных исторической Руси — России, Украины, Беларуси.

Татарстан имеет опыт реализации мегапроекта возрождения Болгара и Свияжска под началом государственного советника Шаймиева. Республика могла бы стать прекрасным партнером в деле сохранения и развития этих жемчужин.

Ничто так не сближает, как общее правое дело, общие святыни и общие корни.

Искандер Ахмедов