Казань опять отличилась: известный журнал "Русский репортёр" поставил её на 4 место среди "наиболее перспективных российских мегаполисов". Это приятно. Такой симпатичный PR. Да ещё на фоне других побед — сборной России на чемпионате мира по хоккею и очередного выигрыша "Рубина" в футбольном чемпионате.

Но что значит "перспективный"? По каким критериям это оценивалось? И почему Екатеринбург и Уфа оказались впереди Казани? То, что Казань — один из главных городов России; не только по факту, но и по официальному званию — третья столица, это понятно. Можно ли это перевести на язык цифр?

В исследовании "Русского репортёра" существует три оценки каждого города: "народный рейтинг", "статистический рейтинг" и "экспертный рейтинг". Конечно, какая-то объективность во всей этой системе оценок есть. Очень интересно, что у Казани все три оценки совпали — по всем трём рейтингам наш город занял 4-е место. Как же эти рейтинги считались?

Экспертная оценка, насколько можно   понять из статьи, — это обычный опрос. Объём выборки— 4350 человек, экономически активное население старше 18 лет. Вопрос, однако, был, на мой взгляд, несколько странным: "Что лучше всего развивается в вашем городе"? Можно было выбрать из 15 позиций или не выбрать ничего. Но что значит "развивается"? Интенсивно развивается как раз то, чего до сих пор не было. То, что и так хорошо, развивается медленнее или даже совсем не развивается, потому уже достигло предела роста. Таким вопросом представителя "экономически активного населения" можно только запутать. Подобные невнятные вопросы задают, когда хотят получить заранее заданный ответ или вовсе затуманить положение дел. Что и получилось: в Казани, по мнению опрошенных, лучше, чем где бы то ни было, развиваются общественный транспорт и доступность товаров и услуг! Ну, с транспортом понятно: метро запустили. А вот как развивается "доступность товаров и услуг" — понять нелегко. В последние годы эта самая доступность практически не изменялась, а с приходом кризиса уж никак не возросла. Некоторые вопросы из списка были почти бредовыми: ну вот как оценить развитие "уровня взаимопомощи" в родном городе? В чём и как это выражается? Неудивительно, что жители всех городов дали по этому параметру не более 4%, а в Хабаровске так вообще получился ноль.

К статистике тоже есть вопросы. Вот, например, такой параметр, как среднемесячная зарплата. Замечательная характеристика! Но только в том случае, если к ней приложить другой — уровень цен на товары и услуги. Но вот как раз этого параметра в исследовании нет! Поэтому тот факт, что в Екатеринбурге самая большая средняя зарплата, не говорит ровно ни о чём. А если уровень цен там в разы выше, чем в других городах? Тогда что? И   такой параметр, как число поездок на одного жителя на общественном транспорте, тоже мало о чём говорит. В Советском Союзе эта величина была заведомо больше, чем сейчас, — потому что было мало личных автомобилей. Хорошо это было или плохо? Воистину, статистика — третий вид лжи.

Гораздо интересней действительно народный рейтинг — вопрос "нравится ли вам жить в вашем городе?" И вот тут Казань бьёт всех: 88% положительных ответов и всего 13% отрицательных!

В итоге от исследования "Русского репортёра" остаётся двойственное, незаконченное впечатление. С одной стороны — третья столица, несомненный центр спорта, удовольствие от жизни в городе подавляющего большинства его жителей, — а с другой, не лучшие статистические показатели (ну, например,   среди 10 исследованных городов в Казани самая низкая средняя зарплата, один из самых низких — третий с конца — показатель количества магазинов и павильонов на одного жителя). Как это совместить? В "Русском репортёре" ответа нет. И очень жаль, что журнал не удосужился поспрашивать жителей мегаполисов не только об их городе, но и о других городах списка. Вот тогда было бы интересно. Так что придётся прибегнуть к собственным экспертным оценкам.

Осведомленные и даже просто следящие за информацией, так сказать, с мест москвичи гораздо более высокого мнения о Казани, чем в среднем жители России, — но не потому, что здесь особо высокий уровень жизни или это благоприятное место для инвестиций. По этим параметрам Казани с Москвой не сравниться. Мнение это вообще лежит в другой плоскости. Казань рассматривается как возможное благоприятное место для жизни не в нормальной, стабильной экономике, — а в период её краха. И опять-таки не потому, что здесь будет такой небольшой оазис среди экономической пустыни, — не об этом речь. Оазиса не будет нигде. Речь о том, что в Казани СПОКОЙНО. Ни тебе терактов, ни скинхедов, ни взрывов газа посреди улицы. И горячую воду отключают почти исключительно по расписанию. Что будет в Москве с её ордами олигархов, бездельников, безработных и мигрантов, если рухнет американская — а вместе с ней мировая и российская экономика, — представить нетрудно. А вот в Казани ничего подобного не случится. Потому что, хотя вышеперечисленные и присутствуют, их количество и качество далеки от критической массы, приводящей к взрыву. А ещё потому, что в Казани никогда не было ни ГКЧП, ни танков на улицах, ни стрельбы по парламенту. И потому что 80 с лишним процентов, которые наберёт на выборах по любой системе татарстанский президент, — это не дутые, а реальные 80%. Которые, кстати, замечательно коррелируют с количеством довольных жизнью жителей Казани.

Проводится ли какая-нибудь рекламная кампания, формирующая такой образ Казани? Нет, не проводится. Ни у нас, ни в Москве. Ни ТВ, ни даже Интернет такой картины не дают. И тем не менее, она, оказывается, грамотным людям отлично известна! Откуда?

Из народного pr . Того самого, который от двери к двери и из уст в уста. Самый эффективный, самый устойчивый и долгодействующий pr . Работает медленно, но неотвратимо. Ходит неслышно, в мягких туфлях, не топочет и не грохочет рекламными фокусами. Картинка складывается сама по себе, из кусочков информации, независимо от усилий профессионалов работы с общественным мнением. Поэтому и сокрушить её усилиями тех же профессионалов невозможно. Пока даже заокеанские мастера такую картинку создать не в состоянии. Зато научились неплохо пользоваться уже возникшими. Мы пока этого не умеем. А жаль. Пора бы и научиться.

12.05.09

Владимир Марченко

 

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.

Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.

Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.

В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.