Президент РТ Рустам Минниханов представляет хоккеистам «Ак Барса» нового генерального менеджера и вице-президента клуба Зинэтулу Билялетдинова (первый слева)
Рустам Минниханов представил «Ак Барсу» нового генерального менеджера и вице-президента клуба Зинэтулу Билялетдинова (первый слева)

ХУДШИЙ СЕЗОН ЗА 17 ЛЕТ

Судя по всему, возвращение на тренерский мостик казанского клуба Зинэтулы Билялетдинова — это вопрос решенный. Причем объявить об этом могут и прямо сейчас, и через какое-то время, произвольно выбранное руководством «Ак Барса». Вспомните последнее межсезонье и долгие месяцы молчания из стана команды относительно изменений в ее составе. Тем не менее Билялетдинов должен вновь занять тот пост, который занимал с 2004 по 2011 год. Подобное решение выглядит на первый взгляд вполне логичным. Смена тренера «барсов» кажется неизбежной после фиаско флагмана татарстанского спорта в нынешнем Кубке Гагарина. Вылет подопечных Валерия Белова в 1/8 финала турнира от новосибирской «Сибири» вкупе с антирекордом 1:7 в третьем матче серии в сумме дали чрезвычайно мрачную картину итогов сезона. И пусть главный тренер говорил перед началом чемпионата, что на строительство новой команды (а в Казани этим занялись меньше года назад) необходимо несколько лет. Никто ему этого времени не даст, причем Белов может винить только себя.

Ведь такого провала «Ак Барс» не знал с 1997 года, когда коллектив Юрия Моисеева фактически в первый свой сезон в качестве одного из сильнейших хоккейных клубов страны уступил на той же стадии саратовскому «Кристаллу». Последний же раз в первом раунде игр на вылет казанцы уступали в далеком 2005-м, на старте карьеры тренера Билялетдинова в столице Татарстана. Но тогда в плей-офф выходило всего 8 команд, так что текущий сезон можно назвать самым неудачным для «барсов» за последние 17 лет.

1.jpg
Владимир Крикунов утверждал, что не он эту команду собирал и не ему нести ответственность за ее результат

Кроме того, фактически в начале апреля 2014-го клуб вновь оказался в той же точке, в которой находился три года назад в момент старта командировки Билла в национальную сборную, закончившейся оглушительным сочинским провалом. Абсолютно бессмысленный сезон Владимира Крикунова, твердившего, что не он эту команду собирал и не ему нести ответственность за ее результат, затем — два года «старателя» Белова, так и не «намывшего» хоккейное «золото» для Казани. Никакого движения вперед клуб так и не сделал, разве что в составе чаще стали фигурировать собственные воспитанники. Так что с возвращением Билялетдинова «Ак Барс» вряд ли может что-то потерять. Но сможет ли он приобрести — это большой вопрос. Пока все указывает на то, что с новым-старым тренером процесс стагнации «барсов», не выигрывавших медалей уже четыре года (!), только продолжится. Хотелось бы ошибиться, но в хозяйстве «барсов» накопилось слишком много «болячек»...

ТОТ ЛИ БИЛЛ?

Любопытно, что даже болельщицкое сообщество разделилось во мнении о правильности возвращения в клуб прежнего наставника, хотя именно с его именем связано большинство успехов «Ак Барса», который, действительно, вторую половину нулевых был лучшей хоккейной командой мира, не выступающей в НХЛ. Но с тех пор прошло уже немало времени. Не ушло ли время 59-летнего Билялетдинова, не является ли казанское «назад в будущее» попыткой вернуть вчерашний день? Ведь даже в Континентальной хоккейной лиге уже потихоньку начинают верховодить в тренерском цехе 48-летний Дмитрий Квартальнов, 40-летний Андрей Назаров и другая «молодежь». Последний раз Билл выигрывал на клубном уровне Кубок Гагарина-2010, а со сборной — чемпионат мира-2012. Но последние годы принесли сплошные разочарования, откровенную злобу в адрес наставника со стороны авторитетной столичной прессы как за консервативный оборонительный хоккей, так и за ошеломляюще низкие результаты национальной команды. В Сочи раздутый до невозможности тренерский штаб россиян с самого начала турнира выглядел каким-то обреченным и аморфным, что и вылилось в закономерное поражение от финнов в четвертьфинале. Окончательно поседевший в сборной Билялетдинов предсказуемо был уволен, появившись в качестве мессии в Казани перед самым Кубком Гагарина. Но с новым вице-президентом и генеральным менеджером «Ак Барс» ждал не менее оглушительный провал. Теперь же тренер, который с треском проиграл все турниры, в которых участвовал на протяжении двух лет и который через год должен разменять седьмой десяток, поведет — точнее, должен повести! — «барсов» к новым победам, но...

58230.jpg
Валерий Белов так и не «намыл» хоккейное «золото» для Казани (фото: ak-bars.ru)

ОТОРВАЛИСЬ ОТ ЗЕМЛИ

В казанском хоккейном хозяйстве в части управленческой деятельности все не так хорошо.

Два года назад после провала команды в плей-офф сменили тренера, через год после поражения команды в финале конференции было принято решение убрать из коллектива лидеров Даниса Зарипова и Алексея Морозова. После бесславного вылета команды в 1/8 финала плей-офф, похоже, вновь виноватым сделают тренерский штаб команды. На деле же тренеры оказались заложниками обветшавшей и с каждым годом все менее дееспособной системы, выстроенной в клубе. В клубе, который претендует на самые высокие места в лучшей европейской лиге, нет даже скаутской службы. После того как вице-президент «Ак Барса» Равиль Шавалеев выпал из окна лечебной клиники и долгое время из-за состояния здоровья не мог работать с командой, вся полнота власти в части комплектования коллектива перешла к директору клуба Шамилу Хуснутдинову и не слишком опытному менеджеру, помощнику Шавалеева и чемпиону России-1998 Кириллу Голубеву. Частично переходы или переподписания контрактов не проходили и без консультаций Билялетдинова, который хоть и работал в сборной, все равно сохранил влияние в «Ак Барсе». Тем более что его давний помощник Белов был главным тренером команды.

Интересно, что система, построенная в «Ак Барсе», по своей сути немного напоминала ту, что была в «Рубине» при позднем Курбане Бердыеве. Просто в хоккее уже сложились рыночные отношения, и «Татнефть», в отличие от спонсоров футбольного клуба, четче и грамотнее решала финансовые вопросы. Заметим, что сводный бюджет «Ак Барса» не меньше, а может быть, даже больше того, что был в «Рубине», особенно если принимать во внимание, что на «барсов» работает огромная хоккейная пирамида, выстроенная в республике. Вообще, странностей в трансферной политике «барсов» за последние 7 лет набралось столько, что эта тема достойна отдельного разбора (что мы и сделаем в следующих частях нашего материала).

МЕНЕДЖМЕНТ В КАЗАНИ «ЗАБРОНЗОВЕЛ»?

Заметим, что после прихода Шафагата Тахаутдинова на пост президента казанского «Ак Барса» клуб в кратчайшие сроки обзавелся великолепной инфраструктурой, которая до сих пор считается чуть ли не лучшей в Европе. База — это небольшой хоккейный город. Гостиница для хоккеистов и тренеров, собственная столовая, спортивный комплекс с катком и парк прямо на территории. Условия для игроков идеальные. Большая группа квалифицированных врачей, массажистов, администраторов и персонала обслуживает команду. Только работай и выдавай результат. Философия «Татнефти» времен Тахаутдинова в действии — подходить к решению задач капитальным образом.

В начале 2006 года клуб переехал в новый Ледовый дворец и сходу стал чемпионом, проиграв во всем плей-офф лишь один матч. По словам людей, связанных с «Ак Барсом», стагнация началась именно тогда, но головокружение от успехов было не столь серьезным, тем более что на будущий год казанская команда проиграла в финале. Последний сезон перед созданием КХЛ и вовсе оставил «барсов» без медалей. Тем временем талантливая молодежь практически не проявляла себя и ежегодно большими группами покидала Казань, а обновления в управленческой структуре клуба носили лишь косметический характер. Такая система укоренилась еще больше после побед в двух кряду Кубках Гагарина в 2009 и 2010 годах. Если в первом походе за трофеем Казани очень сильно повезло с Морозовым и Зариповым, то вторая победа была уже более чем уверенной и солидной. С этого момента в клубе стали особенно сильно цениться такие качества, как чинопочитание, а культ личности тренера (Билялетдинова) и директора вырос до небывалых высот. Любое инакомыслие начало строго пресекаться. Напомним, что с 2010-го команда более не завоевывала медалей чемпионата России.

Алмаз Гарифуллин (справа)
Алмаза Гарифуллина (справа) попросили убрать из эфира после звонка из «Ак Барса»

«ДА КОМУ МЫ НУЖНЫ В КАЗАНИ!»

В этом плане показательна история с Алмазом Гарифуллиным, который сейчас работает спортивным директором московского ЦСКА. Чемпион России в составе казанского клуба, собственный воспитанник, которого многие хоккейные люди в республике называли одним из самых грамотных специалистов новой формации, вернулся в Казань после работы в КХЛ аккурат после побед «Ак Барса» в Кубке Гагарина. К слову, Гарифуллин был спортивным директором ХК МВД, сенсационно дошедшего до финала Кубка Гагарина-2010, но проигравшего «Ак Барсу». Гарифуллина через полтора года после этого назначили исполнительным директором федерации хоккея республики, где президентом, так же как и в клубе, был лично Тахаутдинов. Финансовые потоки от «Татнефти» шли через руководство «Ак Барса» и частично по линии министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ. До этого назначения Гарифуллин уже начал работать комментатором хоккейных матчей на телеканале ТНВ. Настоящая находка для журналистов и зрителей. Грамотная и разнообразная речь, солидный бэкграунд и детальное понимание хоккея. После того как бывшего игрока «Ак Барса» привлекли для работы на благо республиканского хоккея, начали появляться первые недовольства его работой на ТV. Критику в «Ак Барсе» никогда не любили, тем более после успехов в КХЛ. Открытая и квалифицированная критика принималась настолько болезненно, что Гарифуллину после одного из эфиров запретили работать на... телевидении. Менеджер последние полтора года своей работы в Татарстане говорил с прессой лишь на темы детского хоккея и причиной своего ухода с телевидения называл большую загруженность в федерации. Хотя в телекомпании ТНВ и не скрывают, что Гарифуллина попросили убрать из эфира после звонка из «Ак Барса», сославшись якобы на просьбу самого Тахаутдинова (во что верится с трудом). Так клубный менеджмент одержал победу в мелкой склоке, на которых и был зачастую сосредоточен в последнее время.

А Гарифуллин был одним из тех людей, который мог бы вдохнуть новую жизнь в управленческую структуру «барсов». Изначально лояльный специалист, которого клуб вырастил как игрока, предлагал, к примеру, создать скаутскую службу в команде, дабы следить за потенциальными новичками еще на уровне спортивной школы. Однако такое предложение, очевидно, было расценено как желание занять чье-то место. Скаутской службы нет и по сей день, а после того как вице-президент клуба Равиль Шавалеев выпал из процессов управления, стало и вовсе не до системных решений. Тогда местная пресса стала подбирать кандидатов на пост генерального менеджера «Ак Барса». И до Тахаутдинова довели информацию, будто Гарифуллин хочет воспользоваться ситуацией и занять солидное кресло. Так, путем интриг хоккейный менеджер стал persona non grata в кабинете Тахаутдинова, прошлым летом уехал из Казани в Москву и сейчас работает в армейской команде. Подобных историй, возможно, только с меньшим масштабом, можно набрать целый десяток. Так, к примеру, категорично не общается с прессой легенда казанского хоккея Алексей Чупин, он многое может рассказать об игре «Ак Барса» и порядках в клубе, но предпочитает хранить обет молчания. Кстати, один из важных игроков той самой первой чемпионской команды-1998, сейчас пробующий себя на тренерском поприще, так и сказал авторам статьи: «Да кому мы нужны в Казани!» Вообще в клубе будто не признают, что до прихода менеджеров «Татнефти» у «Ак Барса» была история. Чемпионам России 1998 года абонементов предусмотрено не было, удалось лишь выбить небольшую квоту для тех, кто ковал первые победы татарстанского хоккея. В прошлом году было 15 лет с того триумфа. В «Ак Барсе» эта дата прошла незамеченной. Лишь сами чемпионы собрались в одном из ресторанов города и тихо отметили свою победу 15-летней давности.

На самом деле сейчас общественности совершенно непонятно, кто все-таки курирует основные направления работы в «Ак Барсе». Голубев — лишь советник теперь уже бывшего вице-президента и сейчас работает в управлении федерации хоккея республики. Шавалеев давно пропал с экранов, Билялетдинов — это прежде всего тренер, но не менеджер, а Шамил Хуснутдинов, скорее, хозяйственник, который управляет всей оргструктурой «барсов». Сращивание же тренерского штаба с системой управления может привести к еще большей разрухе и даже хаосу, как и вышло в свое время в футбольном «Рубине». В общем, новому президенту «Ак Барса» (Тахаутдинов покинет свой пост этим летом — этот вопрос считается решенным) для возрождения великого клуба предстоит решить целый ряд сложнейших задач и прежде всего — это очевидно — начать с системы управления.