Борис Титов рассказал, что побывал в Крыму и попытался понять, каково состояние делового климата в регионе, что волнует предпринимателей больше всего

80% ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КРЫМА ИСПОЛЬЗУЮТ СЕРЫЕ СХЕМЫ

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов пообещал к 15 апреля доложить президенту РФ Владимиру Путину о состоянии предпринимательской среды в России, отдельная «глава» будет посвящена ситуации в Крыму. Об этом он заявил вчера на пресс-конференции в РИА «Новости».

Бизнес-омбудсмен рассказал, что на минувшей неделе побывал в Крыму и попытался понять, каково состояние предпринимательской среды, делового климата в регионе, что волнует предпринимателей в новом российском регионе.

Главное, по Титову, — защита крымских предпринимателей и их собственности от рейдерских атак, коррупционного давления. «Все это очень ярко присутствовало в жизни предпринимателей Крыма, Украины в целом», — заявил Титов. По официальной статистике украинских властей, уровень теневой экономики составляет 30%. Уполномоченный рассказал, что результаты опроса в Крыму показали, что до 80% предпринимателей пользуются серыми схемами, выдавая зарплаты в конвертах, особенно это касается сферы туризма. Кроме того, сельхозпроизводители жаловались, что до 30% выделяемых им субсидий приходилось тратить на откаты.

КРЫМ ЗА 20 ЛЕТ ПРЕВРАТИЛСЯ В ШАНХАЙ

Ситуация с собственностью тоже оставляла желать лучшего. «Она переходила из рук в руки, рейдерские атаки — злободневное явление для крымского рынка», — заметил Титов. Среди проблем Крыма бизнес-омбудсмен назвал и изношенность оборудования, так как в последние годы инвестиций в производство не было. «В целом сегодня инфраструктура как производственная, так и жилая оставляет желать лучшего. Впечатление такое, что эти 20 лет, которые Крым жил другой жизнью, привели к тому, что он стал похож на неорганизованное пространство», — добавил Титов и сравнил полуостров с Шанхаем.

Борис Титов: «Крым не должен стать офшорной зоной, где перерегистрируются предприятия из других регионов, чтобы избежать налогов»

В то же время особую сложность, по его словам, представляют трудности перехода из одной юрисдикции в другую, прежде всего это связано с юридическим регулированием: надо перестраиваться на российские законы, и для этого необходимы переходные периоды. «Это во многом негативно влияет на бизнес, надо срочно принимать решения», — добавил Титов.

Самой главной проблемой в данной ситуации становится регистрация компаний, так как на Украине действовали другие правила, например, если в России индивидуальные предприниматели, то в Крыму — частные. «Немножко другие налоги, немножко другая регистрация, немножко другие даже формы юридических лиц», — пояснил уполномоченный по правам предпринимателей. В итоге крымские компании испытывают трудности с поставкой товаров на российский рынок. Также Титов сообщил, что в Крыму на общественных началах назначен бизнес-омбудсмен.

ПРАВОВОЙ БЕСПРЕДЕЛ

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский также видит основную проблему в законодательном обеспечении. Несмотря на то, что Госдума приняла ряд законов, сложности остаются. Он согласился с Титовым в том, что регистрация предприятий — болевая точка. «Разница юрисдикций, законодательства между Россией и Украиной, которая существовала, создает сегодня некий правовой беспредел», — сказал он.

Важна и проблема кредитования. «Предприятия Крыма сильно закредитованы, в том числе украинскими банками, которые перестали существовать на территории Крыма, либо вообще перестали существовать априори, потому что они не работают на территории Украины», — объяснил Звагельский. При этом сложность в том, что кредитные портфели активно продаются в том числе российским банкам, и по сегодняшнему законодательству покупатель кредитных активов имеет право полностью менять условия вплоть до незамедлительного возврата или изменения процентов.

Кроме того, нынешняя политическая неопределенность затрудняет взаимодействие крымских предприятий с иностранными партнерами, например, по поставке оборудования и материалов. Разница в налоговой политике, особенно в акцизной, также оставляет много вопросов. Звагельский надеется, что если закон об особой экономической зоне будет сделан правильно, то такие предприятия в переходный период не будут испытывать налоговое давление, оставаясь конкурентоспособными.

Много ведется разговоров и о создании в Крыму игорной зоны. «Мы имеем пока только негативные примеры создания игорных зон в России, поэтому надо очень взвешенно подходить к этому вопросу», — сомневается депутат.

СТАВКА НА ОЭЗ

Главным и важнейшим инструментом вывода крымского бизнеса из тени Титов считает создание особой экономической зоны, о чем на прошлой неделе говорил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Бизнес-омбудсмен уверен, что для этого можно было бы применить все те идеи, которые давно обсуждаются в России, но пока не нашли применения, например, облегчение административных процедур, налоговой нагрузки на малый бизнес. Для этого Титов предлагает в рамках ОЭЗ реализовать систему самозанятых — возможность покупать патенты без регистрации в качестве предпринимателя или юридического лица. «Самозанятые просто могут купить патент без дополнительных административных процедур», — сказал он. Титов пояснил, что такого рода патенты должны быть недорогими и продаваться буквально в банкоматах.

«Кроме того, мы могли бы применить налоговые каникулы для малого бизнеса, о чем говорили-говорили в России, но так и не сделали, а там, в Крыму, это можно было бы реализовать, — уверен Титов. — Например, все малые предприятия производственного, туристического, инновационного, социального профиля первые три года могли бы не платить налоги, а мы предлагаем еще другую схему — первые 10 миллионов рублей налогов могли бы не платить». Также уполномоченный считает возможным освободить крымский малый бизнес на три года от проверок, за исключением, если это несет угрозу жизни и здоровью граждан.

Все эти инициативы, уверен омбудсмен, могли бы найти отражение в правилах работы ОЭЗ в Крыму, которая в то же время не должна быть каким-то парком или промышленной зоной «за забором». «Мы считаем, что ОЭЗ «Крым» должен быть весь Крым, вся территория Крыма должна входить в ОЭЗ «Крым», регулирование всего Крыма должно быть одинаково. Тогда это может сработать», — уверен Титов. В то же время он уточнил, что Крым не должен стать офшорной зоной, где перерегистрируются предприятия из других регионов, чтобы избежать налогов.

С ним согласен и Звагельский, который предвидит, что будет много попыток ухода от налогов. Поэтому, по его мнению, «в эйфории создания преференций» надо не забыть четко прописать законодательную базу. «Важно, чтобы законодательство, с одной стороны, работало очень жестко с точки зрения преференций Крыму, с другой стороны, очень жестко, чтобы не было махинаций и схем», — объяснил депутат. По его словам, в Крыму уже начинает происходить нечто подобное, когда ряд алкогольных предприятий пытается зарегистрироваться на полуострове, чтобы получить льготы, данные отрасли в переходный период.