С Борисом Титовым
«После того как Борис Юрьевич стал уполномоченным при президенте России по правам предпринимателей, ЦОП начал активно сотрудничать с институтом уполномоченного» (на фото Тимур Нагуманов и Борис Титов)

ИДЕЯ БОРИСА ТИТОВА

Сегодня на брифинге в кабинете министров РТ бизнес-омбудсмен республики Тимур Нагуманов подвел итоги своей работы в 2013 году и рассказал о задачах на 2014 год. Нагуманов работает на этом посту уже чуть больше года — указ о введении должности уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей был подписан 24 января 2013 года, омбудсмен назначен 25 января. Выступая на брифинге, он привел немало интересных цифр, назвал главные проблемы предпринимателей РТ, которые были определены после анализа их обращений к бизнес-омбудсмену. За прошлый год к нему поступило 201 обращение предпринимателей на самые разные темы, из которых 76 в устной форме, а 125 — в письменной: как уже писала газета «БИЗНЕС Online», жалуются на уголовное преследование, на сложность в решении земельных, имущественных вопросов, на невозможность иной раз получить кредит...

Но самая интересная для предпринимателей РТ новость, которую сообщил на брифинге Нагуманов, — это то, что еще до конца весны в республике планируется запустить новый проект — центр общественных процедур «Бизнес против коррупции».

Бизнес-омбудсмен рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» об этом проекте.

— Тимур Дмитриевич, чья идея — создать центр общественных процедур «Бизнес против коррупции»?

— Эта идея родилась у «Деловой России», когда ее возглавлял еще Борис Титов, тогда и был создан этот ЦОП «БПК», как мы его кратко называем. После того как в июне 2012 года Борис Юрьевич стал уполномоченным при президенте России по правам предпринимателей, ЦОП начал активно сотрудничать с институтом уполномоченного. Постепенно пошла работа по созданию территориальных центров. В Татарстане мы до настоящего времени не занимались этим, развивали институт уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей. Но сейчас видим, что необходимость создать ЦОП в регионе назрела. Конечно, эта структура у нас в регионе не будет копией и подобием федерального центра общественных процедур, но основные базисные элементы мы, естественно, возьмем.

ЕДИНАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

— Что будет представлять из себя такой центр?

— Планируется, что это будет некоммерческая организация. Основная идея — рассматривать проблемные вопросы бизнеса, как локальные истории, связанные с криминальным, административным преследованием бизнесменов, так и различные системные вопросы, с которыми предприниматели сталкиваются. Можно также говорить о создании при ЦОПе оперативного штаба по защите прав предпринимателей. С одной стороны, это дублирует наши функции, но с другой — мы планируем максимально привлекать предпринимательское сообщество для решения проблем бизнеса. Это будет единая площадка для работы с вопросами и проблемами предпринимателей. После создания центра туда сможет обратиться любой предприниматель, и мы там будем разбирать его вопрос, не через какие-то государственные институты, а через общественные институты. Будем стараться подробно изучить все обстоятельства дела, рассмотреть его с разных сторон, чтобы вынести некое решение — коллегиальное, взвешенное.

— Кто конкретно будет этим заниматься, кто войдет в ЦОП?

— У нас уже есть договоренность с региональным отделением «ОПОРЫ России», с Азатом Халиловичем Газизовым — вице-президентом «ОПОРЫ» по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями, сопредседателем ТРО «ОПОРЫ». Он очень заинтересовался этой идеей, и мы с ним сейчас отрабатываем все детали. В этом проекте участвуют и ряд экспертов уполномоченного, изъявили желание поучаствовать несколько юридических и маркетинговых компаний, которые с нами сотрудничают. Сейчас мы как раз собираем состав центра. В ближайшее время кинем клич, предложим войти в президиум центра общественных процедур видным общественным деятелям, которые обладают серьезным авторитетом на уровне Республики Татарстан.

02.jpg

ОТНОШЕНИЕ К КОРРУПЦИИ ПОСТЕПЕННО МЕНЯЕТСЯ

— Может ли вообще бизнес противостоять коррупции, а не вписываться в нее, как сейчас повсеместно происходит?

— На самом деле количество локальных историй взаимоотношений бизнеса и власти, где присутствует коррупционная составляющая, постепенно уменьшается. Немало предпринимателей, мы знаем, раньше с удовольствием участвовали в каких-то коррупционных схемах, извлекая из этого прибыль. Но сегодня все меньше и меньше желающих идти по этому пути, все больше предпринимателей желают получить поддержку и помощь в непростой борьбе против коррупции. Мы видим, что свои плоды дает информационная работа, которую ведет антикоррупционное управление при президенте республики. Отношение к коррупции постепенно меняется. Самое главное — меняется у тех, кто с ней сталкивается. Все больше людей начинают обращаться в правоохранительные органы, сообщать о таких фактах, перестают давать взятки и начинают искать варианты по решению своих проблем законным путем. Этому способствует и то, что меняются, становятся современными способы оказания государственных услуг. На каждом шагу теперь информационная составляющая, госуслуги все больше унифицируются, переводятся в электронный вид. И роль чиновника постепенно минимизируется. Соответственно, сам коррупционный фактор автоматом уходит.

Понятно, что быстро победить коррупцию нереально. Но у центра ориентир будет не только на борьбу с коррупцией, хотя это будет главным, но и в целом на работу с проблемами предпринимателей. Я не говорю, что с созданием центра мы сразу победим коррупцию, но по крайней мере серьезные шаги к достижению этой цели, надеюсь, сделаем.

— Вам нужны будут какие-то средства для запуска ЦОП, штаты?

— Пока мы планируем делать все на общественных началах, используя ресурсы, которые есть у «ОПОРЫ России», у ряда других общественных объединений. Когда выйдем на серьезный уровень, по мере необходимости, возможно, появятся штаты. Но пока они не предполагаются.

— Где будет располагаться центр?

— Заседания пока будем проводить в разных местах. В дальнейшем, думаю, место найдется, это не так сложно. Самое главное, чтобы идея была правильной и она работала.

«КАК МЕРТВОМУ ПРИПАРКА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили идею создания центра общественных процедур «Бизнес против коррупции».

Радик Гафуров — президент ассоциации мусульман предпринимателей:

— Бизнес-омбудсмен правильно обозначил направление деятельности — по земле и всему, что связано с разрешением на строительство, подключением коммуникаций. Надо однозначно сроки сокращать, упрощать эти процедуры. У нас почему-то одним можно строить что-то на определенной земле, другим — нельзя. Я бы еще им предложил или по конкурсу, или по экспертной выборке продвижение проектов, которые можно презентовать и на федеральном уровне. Зачастую, чтобы пробиться, реализовать проекты, просто доказать их нужность и эффективность невозможно. Любая инициатива — это убивание рабочего времени чиновников, поэтому они глухи к предложениям бизнеса. Лучше, когда их никто не тревожит. Есть предложение вести выборку интересных проектов и их сопровождать, следить за тем, где сколько согласовывали, где какие отписки написали. Я знаю три проекта, которые могут быть знаковыми в Татарстане, но пробить их очень сложно, в ручном управлении нужно обязательно дойти до президента, чтобы он головой кивнул, сказал: да, нам это нужно. Только после этого чиновники начинают шевелиться. Например, можно наладить производство травяной витаминной муки. Это самый востребованный продукт, это витаминная кормовая добавка. Президент же сказал: хватит нам зерно фуражное выращивать, давайте на корма перейдем. Есть отработанная российская технология по производству установок. В Советском Союзе в свое время была потребность 10 миллионов тонн. В каждом селе стояла такая установка, сейчас все умерло. Есть люди, которые этим в Татарстане занимаются, просто не могут ни до кого достучаться. Сейчас есть федеральная программа по развитию биотехнологий на 300 миллиардов, пока пытаются до президента донести, потому что никто не реагирует. Я предлагаю вести сопровождение проектов по принципу АСИ, только на региональном уровне. У нас как крупные проекты сажаются? Фактически президент знает руководителей в лицо — Кастамону, например. Надо только те проекты сопровождать, у которых нет аналогов в России.

01.jpg

Марсель Шамсутдинов — управляющий ГК «Райдэн»:

— Хотя эффективность такой инициативы почти нулевая, но вообще к идее отношусь положительно. Чем больше общественных организаций, чем больше неравнодушных людей будут бороться за свои права и контролировать бюрократический аппарат, тем лучше. Почему власть сейчас не налаживается? Потому что нет политической воли. А политической воли нет потому, что власть знает, что она всегда сама себя переназначит, перевыберет. Нельзя решить частные задачи, не решив общие. А общие — это реальная демократия, реальный контроль избирателей на выборах власти. Пока власть не зависит от общества, она делает все что хочет. А хочет она, как и всякий человек, жить хорошо, а это значит, брать взятки, ездить на служебных автомобилях, получать привилегии и хорошую зарплату, плюс разные льгот и два месяца отпуска. Поэтому этот центр — как мертвому припарки, пока власть не будет под контролем народа.

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета:

— Если центр будет работать на общественных началах и заседания будут проводиться в разных местах, по-моему, это просто насмешка. Я, наверное, резко скажу, по-моему, это дело не стоит выеденного яйца. Если хотите заболтать какую-то проблему и похоронить ее — вот можно сделать то, что делается.