Хамза Шарипов
Хамза Шарипов

«ПОЛИТИКА САМА ПО СЕБЕ, ХУДОЖНИКИ САМИ ПО СЕБЕ»

Художники начали собираться в аудиториях задолго до официального начала мероприятия — расставлять мольберты, готовить холсты и краски. Кто-то уже принялся за работу, рисуя на бумаге первые контуры будущей картины. Среди молодых людей лица именитых мастеров: Хамзы Шарипова и Мадияра Хазиева. Последний — заслуженный деятель искусств РТ и народный художник РТ — преподает в художественной школе уже 38 лет и признается, что несмотря на свой почтенный возраст не потерял способности удивляться.

«На симпозиуме авангардной живописи каждый рисует, что хочет, — рассказывает Хазиев корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Каждый может быть свободен. Стили могут быть разными: авангард, абстракция.... Это делается для того, чтобы художники общались, учились друг у друга, не отставали от жизни. Когда ты учишься в академии, ты работаешь преимущественно только в одном направлении, но когда ты видишь разнообразие, видишь разные стили, техники — ты растешь».

Хазиев вспоминает, как он вместе с другими челнинскими художниками ездил по разным местам, бывал в Казахстане, Удмуртии — да где только ни бывал. И всегда мечтал, чтобы и в Челнах сделали какой-нибудь симпозиум, но ничего подобного не происходило. До этого дня.

Мадияр Хазиев
Мадияр Хазиев

«Ситуация в городе с художественным искусством в последнее время не очень хорошая, — признается Мадияр Шарипович. — Уровень падает, отношение к художникам не очень. Всегда так было: политика сама по себе, художники сами по себе. И во все времена художники несмотря ни на что работают, потому что без творчества не могут. Особой поддержки у нас нет со стороны администрации. Один раз в год подводятся итоги года — и все. Это очень мало. Нет новых проектов. Мы пытаемся организовывать выставки в других городах, складываемся деньгами и везем картины. Художнику ведь надо показывать свои работы, он не должен хранить у себя в мастерской. Есть ведь очень много картин, которые не продаются, а зритель все равно должен их оценить».

«СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ МОЖЕТ ВОСПИТЫВАТЬСЯ ТОЛЬКО В ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

Член союза художников России Наталья Бабкина показывает карандашный набросок будущей картины: большое дерево и рядом две фигуры, взявшиеся за руки. Наталья — участница творческой группы «Вдохновение», которая и стала инициатором арт-проекта. По ее словам, собрать людей было несложно — разместили афиши в челнинском отделении союза художников России и по вузам, где есть художественно-графические и дизайнерские отделения.

«Это нужно, во-первых, для того чтобы оживить жителей, художников и ту ситуацию, которая сложилась в городе в художественной среде, — говорит Бабкина. — Чтобы молодые художники и мастера на равных условиях могли поработать вместе. У нас в городе нет галереи современного искусства. И если молодые художники хотят представить авангардные работы, то выставиться на какой-то большой площадке у них нет возможности. Потому что те течения, которые они представляют, могут не признаваться большинством. «Крылья» нужны, чтобы они не чувствовали себя ненужными, «не такими».

Лилия Ягудина, директор Набережночелнинского филиала КНИТУ
Лилия Ягудина — директор Набережночелнинского филиала КНИТУ

Лилия Ягудина — директор Набережночелнинского филиала КНИТУ, поддержала идею творческой группы. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она не раз называет арт-проект «сейшном», совместной импровизацией. Помимо художников, которые создают картины в режиме реального времени, в программе «Крыльев» запланированы выступления бардов и поэтов города.

«Мы поддержали идею, потому что считаем, что в современных условиях мы должны формировать инженеров, которые способны к творчеству и инновациям в своей работе, — объясняет Ягудина. — Такая способность к творчеству может воспитываться только в творческой среде. Ведущие университеты мира в своей программе подготовки инженеров обязательно совмещают образовательную часть с гуманитарной составляющей. Считается, что так называемые озарения в научном мире возникают именно в результате эффекта, когда сходится не только чистая наука, но и предпринимательство, и гуманитарная сторона. Этот ар-проект нужен, чтобы у студентов появлялись новые идеи, чтобы они развивались разносторонне».

«ТОТ, КТО ПОНИМАЕТ ИСКУССТВО, ВЕЧНО БЕЗ ДЕНЕГ»

Коллекционер Сергей Калинин не без гордости рассказывает о своей коллекции картин художника Виктора Сынкова — самой большой из существующих. Вспоминает времена, когда треть студентов в Строгановском и Репинском училищах якобы была из Челнов — ведь город этот уникален своей талантливой молодежью, которую некому организовать. Говорит, что пришел на арт-проект искать новые таланты и что дело это нелегкое.

Коллекционер Сергей Калинин
Коллекционер Сергей Калинин

«Таланту нужны деньги, — делится с нами Калинин. — Тот, кто понимает искусство, вечно без денег. А кто имеет деньги, тот материалист страшной силы. Живописная культура у нас сильная, нужно только «выводить» людей, знакомить друг с другом. Здесь собрались ветераны и молодежь — они учатся друг у друга, вживую влияют друг на друга. Это творчество одного дня — в живописи такое возможно».

«В ПЛАНЕ КУЛЬТУРЫ В НАШЕМ ГОРОДЕ ВЕТРЕНО И ПУСТЫННО»

Поэты и барды действительно появились, когда работа художников уже была в самом разгаре. В помещении прочно обосновался запах краски, многие картины близились к завершению. Поначалу организаторы попытались оторвать художников от работы и переместить всех в одну комнату, чтобы послушать песни и игру под гитару. Но поняв, что в такой атмосфере все должно происходить само по себе, непринужденно и спонтанно, от идеи отказались. Музыканты исполняли столько песен, сколько им хотелось, в любой из трех аудиторий. Поэты читали стихи без смущения, не боясь невнимания со стороны рисующей публики — ведь не это главное. Главное — состояние, в котором творцы одновременно являются зрителями и слушателями, и, создавая свое произведение искусства, они одновременно воспринимают чье-то чужое.

Поэт Анатолий Ухандеев
Поэт Анатолий Ухандеев

Поэт Анатолий Ухандеев говорит, что все люди, собравшиеся на «Крыльях», по сути, вспахивают одно и то же поле — поле красоты.

«Когда у нас происходит подобное событие, это напоминает свечку на ветру, которая стоит в одиночестве, и все над ней склонились и держат руки, чтобы только она не потухла, — говорит он. — А вообще-то, такие вещи должны проходить в городе каждый день, они должны уже надоесть. И тогда это может породить то, что называется средой. «Крылья» не факт искусства самого по себе. Не очень велика вероятность, что здесь будет создан шедевр. Но это общение — то, из чего может появиться художник. Поэтому чем больше будет таких арт-проектов, тем лучше. Это всплеск, без которого не будет ощущения хоть какой-то востребованности. Поэт пришел почитать стихи и рад, что у него нет ограничения по времени — можно сказать все, что хочешь. И, в общем-то, не так важно, что художники заняты своим делом, что они слушают вполуха. Дело ни в том, чтобы стихотворение произвело революцию в сознании слушателя. А в том, чтобы в этой атмосфере звучали ритмизованные звуки».

По словам Ухандеева, в плане культуры в Челнах «ветрено и пустынно». Ветер есть, и это уже хорошо. Геометрическая пустыня Челнов тоже по-своему интересна. Но эти свечи, стоящие в одиночестве на ветру... На другом конце города пока не слышен запах воска.