В Набережночелнинском филиале КНИТУ им. Туполева в эту субботу прошло нестандартное для технического университета мероприятие. Профессиональные художники и студенты художественных вузов собрались вместе, чтобы на несколько часов погрузиться в атмосферу сиюминутного творчества и авангардной живописи. Название этого проекта — «Крылья», и он, по словам организаторов, для города уникален. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на мероприятии и оценил идею совмещения разных видов искусства в одном арт-проекте.
Хамза Шарипов |
«ПОЛИТИКА САМА ПО СЕБЕ, ХУДОЖНИКИ САМИ ПО СЕБЕ»
Художники начали собираться в аудиториях задолго до официального начала мероприятия — расставлять мольберты, готовить холсты и краски. Кто-то уже принялся за работу, рисуя на бумаге первые контуры будущей картины. Среди молодых людей лица именитых мастеров: Хамзы Шарипова и Мадияра Хазиева. Последний — заслуженный деятель искусств РТ и народный художник РТ — преподает в художественной школе уже 38 лет и признается, что несмотря на свой почтенный возраст не потерял способности удивляться.
«На симпозиуме авангардной живописи каждый рисует, что хочет, — рассказывает Хазиев корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Каждый может быть свободен. Стили могут быть разными: авангард, абстракция.... Это делается для того, чтобы художники общались, учились друг у друга, не отставали от жизни. Когда ты учишься в академии, ты работаешь преимущественно только в одном направлении, но когда ты видишь разнообразие, видишь разные стили, техники — ты растешь».
Хазиев вспоминает, как он вместе с другими челнинскими художниками ездил по разным местам, бывал в Казахстане, Удмуртии — да где только ни бывал. И всегда мечтал, чтобы и в Челнах сделали какой-нибудь симпозиум, но ничего подобного не происходило. До этого дня.
Мадияр Хазиев |
«Ситуация в городе с художественным искусством в последнее время не очень хорошая, — признается Мадияр Шарипович. — Уровень падает, отношение к художникам не очень. Всегда так было: политика сама по себе, художники сами по себе. И во все времена художники несмотря ни на что работают, потому что без творчества не могут. Особой поддержки у нас нет со стороны администрации. Один раз в год подводятся итоги года — и все. Это очень мало. Нет новых проектов. Мы пытаемся организовывать выставки в других городах, складываемся деньгами и везем картины. Художнику ведь надо показывать свои работы, он не должен хранить у себя в мастерской. Есть ведь очень много картин, которые не продаются, а зритель все равно должен их оценить».
«СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ МОЖЕТ ВОСПИТЫВАТЬСЯ ТОЛЬКО В ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЕ»
Член союза художников России Наталья Бабкина показывает карандашный набросок будущей картины: большое дерево и рядом две фигуры, взявшиеся за руки. Наталья — участница творческой группы «Вдохновение», которая и стала инициатором арт-проекта. По ее словам, собрать людей было несложно — разместили афиши в челнинском отделении союза художников России и по вузам, где есть художественно-графические и дизайнерские отделения.
«Это нужно, во-первых, для того чтобы оживить жителей, художников и ту ситуацию, которая сложилась в городе в художественной среде, — говорит Бабкина. — Чтобы молодые художники и мастера на равных условиях могли поработать вместе. У нас в городе нет галереи современного искусства. И если молодые художники хотят представить авангардные работы, то выставиться на какой-то большой площадке у них нет возможности. Потому что те течения, которые они представляют, могут не признаваться большинством. «Крылья» нужны, чтобы они не чувствовали себя ненужными, «не такими».
Лилия Ягудина — директор Набережночелнинского филиала КНИТУ |
Лилия Ягудина — директор Набережночелнинского филиала КНИТУ, поддержала идею творческой группы. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она не раз называет арт-проект «сейшном», совместной импровизацией. Помимо художников, которые создают картины в режиме реального времени, в программе «Крыльев» запланированы выступления бардов и поэтов города.
«Мы поддержали идею, потому что считаем, что в современных условиях мы должны формировать инженеров, которые способны к творчеству и инновациям в своей работе, — объясняет Ягудина. — Такая способность к творчеству может воспитываться только в творческой среде. Ведущие университеты мира в своей программе подготовки инженеров обязательно совмещают образовательную часть с гуманитарной составляющей. Считается, что так называемые озарения в научном мире возникают именно в результате эффекта, когда сходится не только чистая наука, но и предпринимательство, и гуманитарная сторона. Этот ар-проект нужен, чтобы у студентов появлялись новые идеи, чтобы они развивались разносторонне».
«ТОТ, КТО ПОНИМАЕТ ИСКУССТВО, ВЕЧНО БЕЗ ДЕНЕГ»
Коллекционер Сергей Калинин не без гордости рассказывает о своей коллекции картин художника Виктора Сынкова — самой большой из существующих. Вспоминает времена, когда треть студентов в Строгановском и Репинском училищах якобы была из Челнов — ведь город этот уникален своей талантливой молодежью, которую некому организовать. Говорит, что пришел на арт-проект искать новые таланты и что дело это нелегкое.
Коллекционер Сергей Калинин |
«Таланту нужны деньги, — делится с нами Калинин. — Тот, кто понимает искусство, вечно без денег. А кто имеет деньги, тот материалист страшной силы. Живописная культура у нас сильная, нужно только «выводить» людей, знакомить друг с другом. Здесь собрались ветераны и молодежь — они учатся друг у друга, вживую влияют друг на друга. Это творчество одного дня — в живописи такое возможно».
«В ПЛАНЕ КУЛЬТУРЫ В НАШЕМ ГОРОДЕ ВЕТРЕНО И ПУСТЫННО»
Поэты и барды действительно появились, когда работа художников уже была в самом разгаре. В помещении прочно обосновался запах краски, многие картины близились к завершению. Поначалу организаторы попытались оторвать художников от работы и переместить всех в одну комнату, чтобы послушать песни и игру под гитару. Но поняв, что в такой атмосфере все должно происходить само по себе, непринужденно и спонтанно, от идеи отказались. Музыканты исполняли столько песен, сколько им хотелось, в любой из трех аудиторий. Поэты читали стихи без смущения, не боясь невнимания со стороны рисующей публики — ведь не это главное. Главное — состояние, в котором творцы одновременно являются зрителями и слушателями, и, создавая свое произведение искусства, они одновременно воспринимают чье-то чужое.
Поэт Анатолий Ухандеев |
Поэт Анатолий Ухандеев говорит, что все люди, собравшиеся на «Крыльях», по сути, вспахивают одно и то же поле — поле красоты.
«Когда у нас происходит подобное событие, это напоминает свечку на ветру, которая стоит в одиночестве, и все над ней склонились и держат руки, чтобы только она не потухла, — говорит он. — А вообще-то, такие вещи должны проходить в городе каждый день, они должны уже надоесть. И тогда это может породить то, что называется средой. «Крылья» не факт искусства самого по себе. Не очень велика вероятность, что здесь будет создан шедевр. Но это общение — то, из чего может появиться художник. Поэтому чем больше будет таких арт-проектов, тем лучше. Это всплеск, без которого не будет ощущения хоть какой-то востребованности. Поэт пришел почитать стихи и рад, что у него нет ограничения по времени — можно сказать все, что хочешь. И, в общем-то, не так важно, что художники заняты своим делом, что они слушают вполуха. Дело ни в том, чтобы стихотворение произвело революцию в сознании слушателя. А в том, чтобы в этой атмосфере звучали ритмизованные звуки».
По словам Ухандеева, в плане культуры в Челнах «ветрено и пустынно». Ветер есть, и это уже хорошо. Геометрическая пустыня Челнов тоже по-своему интересна. Но эти свечи, стоящие в одиночестве на ветру... На другом конце города пока не слышен запах воска.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.