«РУСТАМ МИННИХАНОВ — НАШ БОЛЬШОЙ ДРУГ»

Сегодня на стадионе «Казань-Арена» журналистам впервые официально презентовали ключевые элементы брендбука чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани — логотип, талисманы и слоганы соревнований. Место организаторы выбрали не случайно — именно на «Казань-Арене» будут проходить соревнования ЧМ-2015.

Представили все графические элементы генеральный директор АНО «Исполнительная дирекция «Казань-2013» — организатора чемпионата — Азат Кадыров, а также гости из международной федерации плавания FINA — исполнительный директор Корнель Маркулеску и президент FINA Хулио Сезар Маглионе.

«Для нас большая честь быть в Казани, в Татарстане, — заявил Маглионе. — Когда три-четыре года назад мы приехали сюда для подготовки чемпионата, город был совсем другой. Построен один из самых красивых водных стадионов в мире, — рассказал он и рассыпался в комплиментах в адрес принимающей стороны. — Азат Кадыров прекрасно работает со своей командой. У них большой опыт. Это большое удовольствие работать с ними. Казань — спортивный город, и это важно для молодежи. Не только потому, что город развивается, но и потому, что спорт есть в сердцах всех людей. Для нас очень важна поддержка, которую оказывает президент Рустам Минниханов. Он наш большой друг и упорно работает для спорта. Путин также заинтересован в идее. Они с Мутко с самого начала поддерживали подачу заявки».

Маркулеску добавил, что сегодня — второй день встреч делегации в Казани. «Мы приехали со своими экспертами, с компанией, производящей временные конструкции, — рассказал он и объявил о нововведении. — В Казани мы впервые будем проводить обычный чемпионат и турнир Masters. Это соревнования для спортсменов старше 28 лет. Ждем несколько тысяч спортсменов. В общей сложности фестиваль водного спорта будет проходить более четырех недель».

Таким образом, сам чемпионат продлится с 24 июля по 9 августа, а турнир Masters начнется 9 августа и завершится 16 августа. Кадыров напомнил, что в чемпионате мира примут участие 2,5 тыс. спортсменов, приедут 1,8 тыс. официальных лиц, гости из 180 стран, будет разыграно 72 комплекта медалей.

БРЕНДИНГ И ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Итак, ключевые элементы брендбука — слоган, логотип и талисманы.

Логотип ЧМ-2015 уже был известен относительно давно: в первоначальной своей версии был создан еще в рамках заявочной кампании в 2011 году, когда Казань представляла FINA заявочную книгу на право проведения чемпионата. После победы Казани в заявочной кампании логотип использовался оргкомитетом чемпионата.

Что же из себя представляет лого? Схематическое отображение пересечения Волги и Казанки, этакое размашистое и цветное пятно из Google Maps, на который нанесены пиктограммы. В последнее время в логотип внесли изменение в части количества видов спорта — на логотипе теперь не пять, а шесть пиктограмм видов спорта (добавилась пиктограмма хай-дайвинга). Цвет логотипа — сине-голубой, а для турнира Masters — красный.

Разработка логотипа осуществлялась привлеченной компанией, однако на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, кем именно, Кадыров ответил, что информация не озвучивается. Отказался он назвать и сумму, заплаченную за подготовку всего брендбука чемпионата. Видимо, руководитель дирекции лишний раз подстраховался, помня, как был беспощадно раскритикован логотип «Рубина», в котором вместо схожести с драконом фанаты увидели петуха.

За основу слогана, по словам Кадырова, был взят слоган, используемый FINA, который немного изменили. В итоге он звучит как Water of life. На русском языке он будет звучать как «Живая вода» или «Вода жизни», а на татарском — «Шифалы су» (переводится как «полезная, лечебная вода», именно так называлась некогда популярная в Татарстане минералка). «Как говорится по-простому, мы без воды ни туды и ни сюды», — вспомнил песню водовоза из кинофильма «Волга-Волга» генеральный директор АНО «Исполнительная дирекция «Казань-2013».

Что касается талисманов, то это два барсика. Сложно было бы ожидать что-то другое в Казани... Барсов здесь можно найти везде, начиная от герба республики и опорного госбанка, заканчивая хоккейной командой и талисманом Универсиады по кличке Юни. В этот раз талисманам ЧМ-2015 также дали имена — мужская особь будет называться Итиль (прежнее название хоккейной команды «Ак Барс» и древнетюркское название Волги (у татарского писателя Нурихана Фаттаха даже есть историческая повесть «Итиль река течет»), а женская — Алсу. «Итиль — это Волга, а Алсу — просто красивое женское имя. Переводится как розовая вода (в действительности перевод «розоватый, аленький, румяный, светло-розовый», где «су» — это аффиксред.), — объяснил выбор имен Кадыров. — У чемпионата будет огромная телеаудитория. Надеемся, и турнир Masters привлечет большое количество зрителей. Мероприятие в Казани мы презентуем летом этого года в Монреале, а также в декабре в Катаре».

Напомним, интернет-голосование за талисман-символ «водного мундиаля» началось в декабре прошлого года. Победителем в итоге стал барсик Анастасии Цыгиной. Добавим также то, что впервые дирекция Универсиады презентовала брендбук предстоящего чемпионата еще в середине февраля во время сочинской Олимпиады.

СОХРАНИТ ЛИ FINA НЕЙТРАЛИТЕТ НА ФОНЕ СОБЫТИЙ НА УКРАИНЕ

Помимо основных вопросов по чемпионату спикеры также ответили на волнующий всех вопрос, когда «Казань-Арена» закроется для матчей по футболу (которые, впрочем, еще ни разу здесь не проводились). По словам Кадырова, точной даты нет, в настоящее время вопрос решается. «Понадобится полтора-два месяца для подготовки ванны. После окончания чемпионата демонтаж конструкции для проведения чемпионата мира уже по футболу пройдет быстро», — сказал он.

Он также рассказал, что в этом году с 8 по 10 августа на Казанке пройдет первый кубок мира FINA по хай-дайвингу. Подробности ивента станут известны в начале лета.

Маркулеску ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, нет ли у организаторов опасений по поводу бойкота чемпионата, которые могут объявить страны мира из-за событий на Украине и в Крыму. «Членами FINA являются 204 страны. И позиция FINA — не вмешиваться в политику. Думаю, все захотят приехать в Казань», — ответил он.

ФУНКЦИЯ — СОЗДАТЬ АТМОСФЕРУ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать элементы брендбука чемпионата.

Арина Судакова — директор компании Evolution:

— На мой взгляд, логотип получился оригинальным и актуальным.

Важно понимать, что это не логотип бренда, а логотип спортивного события. Главная его функция — не запомниться всем на долгие годы, а создать атмосферу и определенное настроение.

Это точно не простой логотип, однако назвать его слишком ярким и сложным тоже нельзя. Цветовое решение и краски подходят для таких соревнований. Мне очень нравится идея стилизованного изображения Казани и Волги.

Слоган получился в хорошем смысле легким и простым. Он емкий и запоминающийся, а также отлично передает характер соревнований.

Что касается выбора барсов в качестве талисмана, я считаю, что от образов барсов как символов нужно уходить. Хорошим решением могли бы быть два варианта символов: либо специально придуманный вымышленный персонаж, либо образ, связанный с водой, например, капля.

Ирина Волынец — генеральный директор рекламной группы President:

— Логотип не выглядит цельным образом. Слишком простой или слишком яркий — неплохие характеристики для такого понятия, как логотип. Этот, на мой взгляд, наоборот, не очень четкий, размазанный, абстрактный. А для того чтобы стать запоминающимся, логотип не должен быть абстрактным. Наверное, принималась во внимание оригинальность, и логотип действительно оригинален. Скорее всего, должен быть некий баланс между запоминанием и гармоничным видом. Если бы голосовали жители республики, возможно, был бы выбран другой логотип.

Я считаю, что на этапе раскрутки Казани как туристического центра можно использовать барсов в качестве талисманов, до тех пор пока барс не станет международным символом Казани. Символами города могут быть здания, архитектурные сооружения, а в спорте логично, что символом становится подобный персонаж, который одухотворяется от частого тиражирования. Не думаю, что это плохо, барсики вполне симпатичные и не кажутся странными, в отличие от логотипа. Это символ, который работает на узнаваемость Казани. Ведь суть проведения международных мероприятий — не только в приглашении гостей, но и в запечатлении имени города на карте мира, напоминании об этом.

Что касается слогана, то иностранцам будет трудно выговорить и «Живая вода», и «Шифалы су». Кроме этого, есть такой бренд (продажа питьевой воды) «Шифалы су». Для нас лучше будет звучать «Вода жизни», а не «Живая вода», потому что первый вариант оправдывает те цели, которые ставит спорт.

Тимур Мухаметзянов — графический дизайнер:

— Безусловно, логотип чемпионата мира по водным видам спорта-2015 интересен с дизайнерской точки зрения. Он обладает одним из главных признаков хорошего логотипа — выражает и соединяет в себе ряд важных идей, связанных с данным событием. Мы видим объединение нескольких видов спорта вокруг общего центра притяжения. И это единство накладывается на пространство. Событие существует не в абстрактном мире, а соединяется с территорией реального города.

Немаловажным аспектом является и динамика знака, выражающая всплески воды, брызги, энергию движения. Если же отвлечься от очевидной темы воды и сконцентрироваться на пространственной структуре, то мы сможем проследить сходящиеся или же расходящиеся лучи с центром в районе расположения основных объектов чемпионата — на берегу Казанки, в сердце Казани.

111.jpg

Наконец, в логотипе присутствует идея свободы творчества. Использованные художественные приемы отсылают нас к свободной манере рисования. Логотип словно бы нарисован выплеснутой краской, размашистыми движениями кисти, кляксами, брызгами цвета. Ведь спорт — это свобода. И в то же время эта небрежность упорядочивается строгими сходящимися линиями и частичной радиальной симметрией. Ведь спорт — это еще и дисциплина.

Цветовое решение знака мне также представляется удачным. Используются преимущественно открытые цвета — яркие, сильные, энергичные. И в то же время использованная палитра достаточно естественна. В ней присутствуют оттенки воды, травы, листвы, земли. Здесь и чистота бассейнов, и песчаные пляжи, и простор реки, и бездонное небо. Все это цвета летней Казани.

Разумеется, даже в самом удачном логотипе можно найти некоторые спорные моменты. С дизайнерской точки зрения наиболее сомнительным мне представляется наличие в логотипе мелких элементов, разбросанных вокруг основной части логотипа. Эти брызги или капли создадут некоторые сложности для тех, кто попытается аккуратно воспроизвести логотип в малом масштабе сувенирной продукции. При печати часть небольших элементов будет утеряна. Те же проблемы могут возникнуть при воспроизведении сложных изобилующих мелкими элементами краев логотипа. Впрочем, это технические проблемы, не влияющие на художественную и пиктографическую ценность логотипа. Подводя итог, скажу, что логотип мне понравился. Мне было бы приятно самому создать нечто подобное. Думаю, дизайнерам удалось продемонстрировать как наличие художественного вкуса, так и должным образом выразить идею предстоящего спортивного мероприятия. Хорошая работа.

Сергей Насекин — дизайнер:

— Я видел логотип три года назад, когда он был утвержден. Мне объяснили, что пиктограммы — это виды спорта, и все это на фоне генплана Казани (цветное пятно). Еще тогда я сказал ребятам, что логотип очень сильно переусложнен. На маленьком размере он вообще не воспринимается. Мне логотип не нравится. Учитывая, что это популярное спортивное мероприятие и логотип будет везде транслироваться, думаю, что подавляющее большинство зрителей в мире не поймут, что все это означает, и останутся в недоумении.

Шрифтовая часть мне нравится, сделана хорошо.

Что касается талисмана, то всегда его использовать — это уже перебор. Как и перебор — использовать национальные цвета Татарстана — зеленый, белый и красный. Это дизайн на начальном этапе, детская болезнь этапа, когда вновь появившиеся национальные символы используют на урнах, заканчивая чем угодно. То же самое относится и к барсу. Его пытаются использовать везде по 100 раз. К этому надо относиться серьезнее и аккуратнее, к тому же он уже был символом Универсиады. И барс не имеет никакого отношения к воде. Графически барсы мне не нравятся, хотя в объеме смотрятся получше.