Владимир Мединский: «В Татарстане множество успешных проектов, их необходимо выводить на международный уровень»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ И ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ

Почти за час до начала концерта площадка перед оперным театром была уже заполнена нарядным народом. Гостей встречал министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, неподалеку от него, на правах «хозяина дома», можно было видеть директора оперного театра Рауфаля Мухаметязнова. Встреча гостей была обставлена пышно. На лестнице, ведущей из гардероба в фойе, которая была убрана цветами, публику встречали юные балерины — учащиеся казанского хореографического училища. Уважительный книксен, сделанный с грацией, и гостю протягивают тюльпан из гофрированной бумаги, в центре которого была... шоколадная конфета. Можно предположить, что тюльпан был выбран неслучайно — традиционный элемент татарского орнамента. Так еще до входа в зал для гостей создавали праздничное настроение.

В фойе была развернута небольшая, но весьма интересная выставка, рассказывающая о вехах татарстанской культуры. Можно было видеть клавир оперы «Алтынчеч» Назиба Жиганова, фотографии корифеев татарстанской культуры и даже «Золотую маску», которую получил в свое время в номинации «За честь и достоинство» выдающийся татарский режиссер Марсель Салимжанов.

Большую часть фойе занимали телекамеры — все ждали появления министра культуры РФ Владимира Мединского, который специально прилетел в Казань на торжества по случаю открытия Года культуры в РТ. Мединский появился в Казани в полдень и до концерта успел побывать в нескольких детских библиотеках, в национальном музее РТ и музее-заповеднике «Казанский Кремль». В фойе оперного театра министр вошел в сопровождении премьер-министра РТ Ильдара Халикова и сразу подошел к журналистам. Владимира Ростиславовича сходу спросили, считает ли он Казань культурной столицей России. «Если я скажу, что Казань — культурная столица России, сильно обижу несколько других городов, например, Санкт-Петербург. А если не скажу, то обижу казанцев. Казань — замечательный город, и успехи в области культуры и туризма, в области управления культурой, говорят о большой эффективности власти Татарстана. Мы многие татарстанские проекты должны брать за образец и тиражировать по всей территории России», — дипломатично ответил министр.

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, ожидают ли Татарстан в Год культуры какие-либо дополнительные гранты от федеральных властей, был получен развернутый ответ: «В рабочем порядке дополнительные гранты, безусловно, будут. И не только Татарстану. Помощь получат районные учреждения культуры и муниципальные. Мы сегодня обсуждали один очень интересный новый проект по открытию литературного музея в Татарстане. Я думаю, что когда он реализуется, это будет здорово. Пока не будем говорить подробно, когда все будет подписано, это будет большая и интересная история. Это, во-первых. Во-вторых, с премьер-министром Татарстана мы обсуждали создание в республике военно-исторического лагеря, обсуждали вопрос тиражирования опыта татарстанских детских библиотек, которые ищут новые формы взаимодействия с читателями. И так же, вне всякого сомнения, у нас большие планы развития туризма в Татарстане». Позже удалось выяснить, что речь шла о литературном музее в Чистополе. Ведь именно там в годы Великой Отечественной войны в эвакуации находились многие писатели и поэты. Так что материала для такого музея предостаточно.

culture.jpg

«КУЛЬТУРА СПАСЕТ МИР, ЕСЛИ МИР СПАСЕТ КУЛЬТУРУ»

Зал оперного театра был полон, забитым до отказа оказался даже третий ярус — на открытие приехали работники культуры со всего Татарстана. Можно было заметить руководителя центра «Эрмитаж-Казань» Ольгу Пиульскую и директора-художественного руководителя театра им. Качалова Александра Славутского, руководителя музея-заповедника «Казанский Кремль» Зилю Валееву и главного режиссера театра им. Камала Фарида Бикчантаева, главного редактора журнала «Казан утлары», замечательного поэта Равиля Файзуллина и кинооператора Николая Морозова. Когда в зале появились Мединский, Халиков и государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, публика встала. Гости сели в пятом ряду, рядом с ними находился и Сибагатуллин. На сцене прозвучала увертюра Михаила Глинки к опере «Руслан и Людмила» в исполнении ГСО РТ (за пультом — главный дирижер коллектива Александр Сладковский), и ведущие концерта пригласили к микрофону Мединского.

«Вчера в Большом театре торжественно открылся Год культуры, в зале собрались представители разных регионов страны, их было около 800 человек. Мне очень приятно, что сегодня эстафету принимает Татарстан, — начал выступление министр культуры. — Татарстан — уникальный регион, здесь живут люди разных национальностей. Они создают особый культурный слой, но не растворяются в нем при этом, сохраняя самобытность. О таком явлении философ Константин Леонтьев образно сказал, как о «цветущей сложности». Например, Сабантуй сейчас многие народы уже считают своим праздником. Мне недавно рассказали, что даже украинцы начали считать его своим», — пошутил Мединский. Он отдал должное уникальному проекту, который курирует Шаймиев, — восстановлению Булгар и Свияжска. Вчера до концерта он встречался с первым президентом РТ, они успели обсудить последние новости этой беспрецедентной работы. «В Татарстане множество успешных проектов, их необходимо выводить на международный уровень, — похвалил татарстанцев министр. — Это проекты, связанные с культурной работой в селе, опыт детских библиотек, которые новыми методами привлекают читателей».

Следующим к микрофону пригласили Халикова. От имени президента РТ Рустама Минниханова, Госсовета РТ и правительства республики он поздравил находящихся в зале с Днем работника культуры и с открытием Года культуры. И поблагодарил Мединского, что он смог выбрать время и приехать на торжества именно в Казань. «Культура и искусство — это то, чем гордится Татарстан, — сказал Халиков. — Музеи, театры, православные и мусульманские святыни — это все достояние нашего народа. Гаврила Державин, Лев Толстой, Василий Качалов, Габдулла Тукай, Муса Джалиль, Николай Фешин, Баки Урманче, Назиб Жиганов, Натан Рахлин, Фуат Мансуров — это все имена, связанные с культурой Татарстана. Культуре республики оказывается серьезная поддержка, и я хочу поблагодарить Владимира Мединского за поддержку нашей культуры из федерального бюджета. Прекрасно, что именно в Год культуры в республике была принята программа развития культуры на 2014 - 20120 годы. А через месяц по решению ТЮРКСОЙ Казань на год станет столицей тюркского мира».

Он так же напомнил, что культура Татарстана постоянно получает финансовую поддержку в форме грантов от президента РТ. Причем получают эти гранты и многие люди, плодотворно и интересно работающие в отрасли. И сообщил приятную новость: решением президента РТ в честь Года культуры учреждениям отрасли выделено 10 новеньких автобусов. «Хочу напомнить правильную мысль: «Культура спасет мир, если мир спасет культуру», — подытожил свое выступление Халиков.

Culture-2.jpg

КУПЛЕТЫ МЕФИСТОФЕЛЯ, ВАЙНАХСКИЕ ТАНЦЫ И ФРАГМЕНТ ИЗ БУДУЩЕЙ ПРЕМЬЕРЫ

В праздничном концерте, ставить который доверили петербуржскому хореографу Александру Полубенцеву, который плотно сотрудничает с ТГАТ оперы и балета им. Джалиля, львиная доля номеров пришлась именно на солистов этого театра. Начало было лирическим — концерт начался с фрагмента из третьего акта балета Людвига Минкуса «Баядерка». Это так называемый «акт теней», который обычно не играют на западе из-за сложной хореографии и непременного наличия хорошо обученного кордебалета. Первым западной публике его показал человек, чье имя носит фестиваль балета в Казани, — Рудольф Нуриев, он поставил его для своей партнерши Марго Фонтейн. В Казани «Баядерка» всегда идет с этим актом. И на этот раз публика поразилась чистоте линий нашего кордебалета и танцу ведущих солистов казанской балетной труппы — Кристины Андреевой и Михаила Тимаева.

Дальше инициатива была отдана в руки солистов оперы. Солист казанского и Большого театров Михаил Казаков с блеском исполнил куплеты Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст», его коллега, тоже казанец, Алексей Тихомиров предстал перед публикой в образе Дон Кихота. Надо отметить, что весь концерт шел под аккомпанемент оркестра оперного театра, а за дирижерским пультом находился главный дирижер коллектива Ренат Салаватов. И музыканты, и маэстро в очередной раз продемонстрировали высочайший уровень игры.

Приятное впечатление оставил детский танцевальный коллектив «Дорога из города», показавший веселую и яркую композицию о Сабантуе. Одной из «изюминок» концерта стал номер, участие в котором приняли не только танцоры и певцы из Татарстана, но и их коллеги из Башкортостана, Калмыкии и Чечни. Номер этот символизировал, каким гостеприимным и открытым может быть Татарстан. Ну, а выход на сцену оперной и эстрадной «звезды» Венеры Ганеевой буквально взорвал зал. Впрочем, не меньше аплодисментов досталось и популярному в народе Салавату, исполнившему песню о любимом Татарстане.

В конце публику ждал сюрприз — она смогла увидеть фрагмент балета «Кармина Бурана» на музыку Карла Орфа, балета, который еще никто не видел. Премьера этого балета, поставленного Александром Полубенцевым, пройдет в день открытия очередного фестиваля им. Нуриева, а пока зрителям был представлен на редкость экспрессивный фрагмент. Завершился концерт трогательно: на сцену вышел любимец казанской публики, солист Мариинского театра Ахмет Агади, исполнивший арию Габдуллы Тукая из оперы Резеды Ахияровой «Любовь поэта». За эту партию Агади получил «Золотую маску». Так вышло, что великий поэт, радевший за культуру своего народа, словно был с нами в зале.