Глава минфина РТ Радик Гайзатуллин сообщил, что в бюджет РТ с начала года поступило на 3 млрд. рублей больше, чем в прошлом
Глава минфина РТ Радик Гайзатуллин сообщил, что в бюджет РТ с начала года поступило на 3 млрд. рублей больше, чем в прошлом

НА 3 МИЛЛИАРДА БОЛЬШЕ. НО ЭТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ

Заседание парламента Татарстана началось накануне с предложения премьер-министра РТ Ильдара Халикова преобразовать недавно созданное агентство РТ по туризму в государственный комитет РТ по туризму, а управление госзакупок РТ — в госкомитет республики по закупкам. Премьер объяснил, что это необходимо «для лучшего взаимодействия» между госучреждениями и, отвечая на реплику коммунистов, не разводим ли мы тут бюрократию, сообщил: «Нет, штатные единицы увеличиваться не будут». Позднее глава теперь уже госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов пояснил газете «БИЗНЕС Online», что единственное изменение — это повышение статуса его ведомства: оно стало центром ответственности за туризм в республике со всеми необходимыми полномочиями.

Закипели страсти (а их опять подогрели коммунисты) вокруг изменений в республиканский бюджет. Как заверил парламентариев министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, все изменения носят редакционный характер: ни доходы, ни расходы, ни дефицит меняться не будут. Но федеральный законодатель потребовал, чтобы все, что касается расходов по госпрограмме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в РТ на 2014 - 2020 годы» было включено в единую статью, а не было размыто по нескольким. Тем не менее депутаты, воспользовавшись случаем, решили не отпускать министра без вопросов.

Депутат Леонид Иванов, памятуя о том, что бюджет на 2014 год принят с огромным дефицитом в 9,6 млрд. рублей, поинтересовался наполняемостью республиканской казны в целом и налогом на прибыль в частности. Министр ответил, что за два месяца с начала года поступления составили 16,6 млрд. рублей, что больше на 3 млрд. рублей по сравнению с прошлым годом. «Но это не говорит о том, что у нас бюджет наполняется благополучно», какая-то ясность наступит в конце марта - начале апреля, когда и первый квартал закончится и многие компании подведут итоги за прошлый год.

Тем не менее коммунисты не поверили главе минфина о том, что никаких изменений в бюджете не будет. Рафаил Нурутдинов заявил, что на 1 млрд. рублей урезаются различные соцпрограммы (в частности, капремонт жилья, капремонт школ, уличное освещение), эти средства и пойдут на программы «Энергосбережение» и «Доступная среда». Несмотря на протест Гайзатуллина, что это не так (а потом он еще и подтвердил это «БИЗНЕС Online»), «красное» парламентское меньшинство проголосовало против изменений в бюджете. Но меньшинство, оно и есть меньшинство.

«МЫ ЧТО-ТО УВЛЕКЛИСЬ СОЗДАНИЕМ БАЗ ДАННЫХ»

Еще одно изменение, которое депутаты назвали «неоднозначным», представил единоросс Илсур Сафиуллин. Госдума меняет федеральный Лесной кодекс, требуя вести «учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах», для чего необходимо предоставлять информацию «в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней». Эти изменения теперь надо внести и в республиканский закон «Об использовании лесов в РТ».

Илсур Сафиуллин
Илсур Сафиуллин

«Зачем всей России знать, что мужик из деревни Агрызского района купил для бани дрова? — спросил с трибуны Сафиуллин. — Но теперь мы создаем информационный ресурс, куда мы будем вносить данные, а для вноса этих данных надо нанимать людей, брать их в штат. Мне кажется, мы увлеклись созданием различных баз данных», — сказал депутат. Но добавил, что выхода нет. И депутаты приняли изменения в первом чтении.

Еще одна новость касается предприятий Татарстана, которым придется более внимательно относиться к трудоустройству инвалидов. Министр труда, занятости и соцзащиты РТ Айрат Шафигуллин зачитал изменения, согласно которым в компаниях со штатом от 35 до 100 человек количество трудоустроенных инвалидов должно составлять не более 3% от среднесписочной численности. Ныне существует норма, которая обязывает трудоустраивать инвалидов в количестве 2 - 4% лишь в компаниях, чья численность превышает 100 человек. Депутаты и тут спорить не стали, приняв в первом чтении изменения в закон РТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите».

«ШТРАФОВАЛИ ОДНОГО ГРАЖДАНИНА ЗА НЕСАНКЦИОНИРОВАННУЮ ТОРГОВЛЮ 46 РАЗ — И НИЧЕГО, ТОРГУЕТ»

Поспорили депутаты и о штрафах. Министр юстиции РТ Лариса Глухова предложила депутатам увеличить штрафы за ряд правонарушений. По ее данным, количество правонарушений в сфере организации уличной торговли в Казани увеличилось (в 2011 году нарушений в этой сфере было 1 691, в 2012-м — 2 113, в 2013-м — 3 492). Штрафы ежегодно составляли лишь около 3 млн. рублей, надо ужесточать наказания. Различные штрафы предлагается поднять в среднем в 5 - 6 раз. Это и санитарно-эпидемиологическую обстановку улучшит, и на благоустройстве города положительно скажется.

Депутат Хафиз Миргалимов напомнил о пенсионерах России, интересы которых Административный кодекс не учитывает — они выходят продавать на улицу фрукты, овощи, выращенные на своем участке, надеясь на прибавку к скромному доходу, а явно не с целью получения больших прибылей. «Нельзя ли оборудовать места близ супермаркетов, чтобы они там торговали? Тысяча рублей штрафа — это одна шестая, седьмая часть пенсии», — возмутился лидер КПРФ. Глухова пояснила, что вопрос создания таких площадок относится к компетенции местных органов самоуправления. Тогда депутат Артем Прокофьев заявил, что эта политика направлена на закрытие рынков, чтобы покупатели переориентировались на крупные торговые площадки. Зампредседателя комитета Госсовета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов заметил, что к законопроекту есть замечание от прокуратуры — штрафы слишком высокие.

Впрочем, депутат Николай Рыбушкин заявил, что за уличную торговлю еще ни одна бабушка оштрафована не была, зато некоторых предприимчивых граждан из кавказских республик ничто не останавливает. Так, на пр. Победы в Казани иностранного гражданина за несанкционированную торговлю сухофруктами в прошлом году штрафовали 46 (!) раз на 48 тыс. рублей, однако торговать он продолжает до сих пор. Вывод — только большие штрафы могут остановить «злостных нарушителей».

В итоге депутаты решили принять изменения в первом чтении, а ко второму их доработать, чтобы и бабушкам было не страшно, и жителей южных республик со стихийных мест торговли прогнать.

«НЕ ОТВЛЕКАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, АМИНОВА»

Глава минстроя РТ Ирек Файзуллин представил законопроект о признании утратившим силу ст. 14 закона о государственной поддержке развития жилищного строительства в Татарстане. Она предусматривала определенные меры финансовой поддержки инвесторов, они могли вносить платежи за землю и инфраструктуру в рассрочку под строительство жилья на основе использования схемы долевого участия по договору со специализированными организациями — Госжилфондом при президенте РТ и Государственным резервным фондом земель.

«Сегодня фактически используется иной механизм подготовки инвестиционных площадок под строительство жилья. В зависимости от того, в чьей собственности земельный участок, специализированная организация выступает либо как арендатор земли, либо как участник инвестиционного соглашения о совместном освоении участка», — пояснил Файзуллин. Глава ГЖФ Талгат Абдуллин тем не менее предложил не устранять эту возможность, а сделать так, чтобы механизм заработал.

Депутат Марат Хайруллин, выслушав министра, поднял вопрос лжетаунхаусов — незаконных построек, которые в Казани, напомним, уже несколько раз сносили по решению суда. Владельцы согласовывали проекты индивидуального жилья, после чего создавали там квартиры. Люди, вложившие в них средства, в итоге остаются и без денег, и без крыши над головой. «У людей есть деньги, они готовы строить дома, на которые есть спрос, констатировал Хайруллин. — Что мешает органам власти использовать их энергию в мирном русле, дать им возможность строить дома? Министерство занимается этой проблемой?» Файзуллин, начав с сухой формулировки о том, что «таунхаусы — это незаконное строительство на площадке индивидуального жилого дома», далее пояснил: в таких домах не хватает электроэнергии, воды на всех, коммуникаций. «Кроме как мошенничеством этот процесс не назовешь», — резюмировал он.

Однако председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин обозначил новый поворот в теме. Сразу оговорившись, что вопрос, «может, и не публичный, но людей-то беспокоит», он спросил о том, с кого все-таки нужно спрашивать за таунхаусы: «Кто несет ответственность за то, что на территории города или района выделяется площадка для строительства малоэтажного жилья, а в течение полугода никто ничего не спрашивает? В это время как грибы появляются многоквартирные дома, которые потом сносят. Надо штрафовать того, кто недосмотрел, хотя по должности был обязан. Решение есть о том, одноквартирный или двухквартирный дом построить. Полгода-год строится, никто не подходит, потом тракторами сносится. Кто недоглядел? Почему люди должны страдать? Представьте себя в этой ситуации!»

Файзуллин ответил, что федеральный закон, Градостроительный кодекс не дают возможности вести все надзорные мероприятия за объектами до 1,5 тыс. кв. метров. Когда застройщик приносит на согласование проект жилого дома, что там строится, непонятно: «Проект не подлежит на этой стадии ни согласованию, ни экспертизе, только внешний вид утверждается. Можно усложнить законодательство и вернуться к надзору за любыми строительными объектами. Можем такое предложение подготовить», — нашел выход глава минстроя. Мухаметшин попросил найти форму, в которой можно было бы внести такую норму в законодательство. «Талгат Мидхатович, — вдруг обратился к Абдуллину спикер. — Не отвлекайте, пожалуйста, Аминова (гендиректора ТНВ Ильшата Аминова — прим. авт.)» И заодно нашел поручение для Аминова, попросив его обсудить на канале данный вопрос и узнать народное мнение по этому поводу.

«НАВЕРНОЕ, ДАЖЕ НЕ ВО ВЛАСТИ СТЕПАШИНА»

Завершили же депутаты заседание с того же, с кого и начали — с Халикова. Депутат Валентин Кострин предложил направить ему обращение с просьбой разобраться в законности снижения выкупной цены у собственников аварийного жилья. Скандал на эту тему разгорелся в среду вечером в Зеленодольске (газета «БИЗНЕС Online» писала о нем в статье «Талгат Абдуллин обещает суд, бульдозер и приставов»). Его суть кратко напомнил Кострин. Жители Зеленодольска возмутились из-за снижения в два раза цены выкупа аварийного жилья у собственников при переселении. Первоначально была предусмотрена цена выкупа в 20,7 тыс. рублей за «аварийный» квадратный метр, финансирование предлагалось из двух источников: федерального фонда содействия и реформирования ЖКХ и республиканского бюджета. Однако кабинет министров принял решение выкупать жилье у собственников из расчета 11,02 тыс. рубля за кв. м, то есть цена выкупа в два раза была уменьшена.

«Вызывает вопросы законность установления республиканским нормативным актом единой цены выкупа для всех домов, независимо от его состояния, — продолжил депутат. — А также признание некоторых домов аварийными. Там земля под домами понадобилась кому-то. Надо разобраться и поставить точку в этом вопросе — где законно, а где незаконно? Где ущемляются права граждан?» Мухаметшин в продолжение заявил, что почти во всех регионах закон о переселении граждан из аварийного жилья в полную силу не работает: «Поскольку нужно софинансирование, а денег ни у кого нет. 11 тысяч рублей за квадратный метр — это федеральные деньги, а деньги субъекта изыскать очень непросто. Перед главой фонда реформирования ЖКХ Константином Цицыным и главой наблюдательного совета фонда Сергеем Степашиным, которые были в Казани, эти вопросы подняли, но даже, наверное, не в их силах этот вопрос решить. Они пообещали, что будут этот вопрос поднимать на уровне правительства России».

В итоге Госсовет обращение к премьер-министру депутата Кострина поддержал.