Александр Сладковский и Лукас Генюшас Александр Сладковский и Лукас Генюшас

«НА ОТКРЫТИИ ФЕСТИВАЛЯ РЕШЕНО ИСПОЛНИТЬ ВОСЬМУЮ СИМФОНИЮ ШОСТАКОВИЧА»

Кажется, впервые открытие нашего ежегодного Рахлинского фестиваля совпадает с концом Страстной недели. В этом есть символический смысл: Натан Григорьевич Рахлин, работая в Казани, чувствовал себя страстотерпцем. Иначе как Агасфер, себя не называл, да и в тоску (было дело) впадал по прежним временам, когда он руководил Государственным оркестром Украины, а в Москве выступал за пультом лучших оркестров — Государственного симфонического, Оркестра всероссийского радиокомитета, Московской филармонии. Тем не менее к последнему в его жизни — казанскому — коллективу (это всем известно) Рахлина привязывала любовь, похожая на любовь отца к позднему ребенку.

На открытии фестиваля решено исполнить Восьмую симфонию Шостаковича. Я спрашивал у старожилов оркестра, играл ли ее Рахлин. Никто не вспомнил. Думаю, играл. Ну а мы в свою очередь, записав на фирме «Мелодия» все симфонии Шостаковича, именно эту — Восьмую — впервые представим в концертном режиме. Сочинение трагическое, масштабное (пять частей). Мне кажется, оно хорошо проецируется и на биографию Шостаковича, и на биографию Рахлина. Ведь после куйбышевской эвакуации, где Шостакович писал Седьмую симфонию, страдая от одиночества, и где к концу 1942 года его свалил брюшной тиф, в очередную свою симфонию он вложил суровый опыт одного из наиболее мрачных периодов своей жизни. Хотя музыку Восьмой симфонии Дмитрий Дмитриевич в 1943 году сочинял уже не в Куйбышеве, а в Москве, где ему только что дали квартиру. А некоторые части написаны им в композиторском Доме творчества в Иванове.

Премьеру Восьмой симфонии в 1943-м исполнял Государственный симфонический оркестр под управлением Евгения Мравинского. Ему симфония и посвящена. Напомню, что в 1935 году на всероссийском конкурсе дирижеров Рахлин занял третье место, а первое занял Мравинский. С тех пор они не выпадали из поля зрения друга друга. Снова все сходится.

«ВО ВРЕМЯ ПЕРЕЛЕТОВ МЫ С ПЛЕТНЕВЫМ РАЗГОВАРИВАЛИ О КАЗАНИ»

Вот заговорил о Шостаковиче — и не могу не вспомнить, как буквально на днях столкнулся с огромным интересом к нашей записи его симфоний и концертов, не поверите где — в Китае. Это был тур Российского национального оркестра. Их главный дирижер Михаил Плетнев выступал в качестве «легенды российского пианизма» (играл Первый концерт Чайковского и Второй — Рахманинова), а мне он предложил встать за пульт РНО. С «плетневцами» мы дали восемь концертов в восьми городах, проехав фактически весь Китай с севера на юг. Перепад температур был от +10 на севере (Пекин, Нанкин, Шанхай) до +30 на юге, в Гуанджоу, фактически на границе с Вьетнамом. Выступали в фантастических залах: в Китае их строят в виде комплекса — оперный театр плюс концертный зал с общей подземной стоянкой, с фантастическими подземными переходами из театра в зал и обратно. Акустика — потрясающая. Такое встретишь еще, пожалуй, только в Японии.

Но что меня потрясло. Во-первых, музыкой в Китае сейчас занимаются все начиная с младшего школьного возраста. Музыку там прививают как спорт, и результаты поразительные. Меня даже пригласили на своеобразный мастер-класс: в зале сидели школьники и их родители, спрашивали о русской музыке, о том, что главное в музыкальном образовании. Я сказал: «Главное — любить свое дело». Потом перешел в зал, а детвора вышла на сцену и исполнила нечто вроде оркестрового приветствия мне. Ужасно порадовали! Ну а вторым потрясением было, когда после концертов ко мне подходили китайцы с дисками симфоний и концертов Шостаковича в исполнении ГСО РТ и просили у меня автограф. Честно говоря, даже не понимаю, каким образом эти записи там оказались.

Во время перелетов мы с Михаилом Васильевичем разговаривали о Казани. Оказалось, здесь он впервые дирижировал своим сочинением — «Фантазией для баяна с оркестром» (у него же отец был баянист). Написал ее в возрасте 14 лет. В Казани же впервые «живьем» услышал оркестр, и это был рахлинский оркестр. Даже вспомнил смешное: как в детстве все время «терялся» во время первомайских демонстраций; к счастью, родители знали, где его искать — в оркестре. Видите, сколько разных нитей стягивается в Казань! Но вернемся к Рахлинскому фестивалю.

ЛЮКА ДЕБАРГ КАК ФЕСТИВАЛЬНАЯ «ЗАВЛЕКАЛОЧКА»

Кроме Восьмой симфонии Шостаковича на нем прозвучит Седьмая симфония Дворжака (первое исполнение в Казани). Этот концерт 17 апреля будет записывать телеканал Medici.tv, что, безусловно, ценно и важно, потому что таким образом ГСО РТ системно укореняется в поле зрения европейских меломанов. В тот же вечер нашим партнером выступит известный молодой виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт. В его исполнении вы услышите Виолончельный концерт британского композитора-классика Эдуарда Уильяма Элгара (1857–1934). Полагаю, самолюбию нашей публики польстит, что выходу этого мюнхенского музыканта непосредственно предшествовало выступление в Нью-Йорке, в «Карнеги-холле», где Двойным концертом Брамса (на пару с Мюллером-Шоттом солировала известная скрипачка Юлия Фишер) открылся дебютный цикл концертов Оркестра Баварской Штатсоперы под управлением Кирилла Петренко, который в 2019 году займет место главного дирижера в самом лучшем оркестре мира — Берлинском филармоническом.

Самому мне между концертом-открытием и концертом 17 апреля придется слетать в Рим. Так случилось, что Юрий Хатуевич Темирканов заболел и меня пригласили вместо него продирижировать серией из трех концертов с оркестром «Санта Чечилия». Тот случай, когда говорят: «От таких предложений не отказываются». Думаю, мое отсутствие не омрачит впечатлений от фестивальной программы 14 апреля, в которой примут участие два отличных пианиста. Москвич Павел Нерсесьян, заслуженный артист России, профессор Московской консерватории и Бостонского университета, известен как ученик Сергея Доренского. Очень крепкий и тонкий музыкант выступит вместе со своим молодым коллегой Лукасом Генюшасом (если кто не знает, Лукас — лауреат второй премии последнего конкурса имени Чайковского и внук пианистки Веры Васильевны Горностаевой) в двойных концертах Моцарта и Пуленка. Составляя эту программу я, конечно, радовался за нашу постоянную публику, но думал и о том, насколько любопытным окажется их выступление для консерваторских студентов-пианистов. Не сомневаюсь, что концерт привлечет внимание молодежи.

Ну а последней фестивальной «завлекалочкой» (не сомневаюсь) станет выступление французского пианиста, сенсации опять же последнего конкурса имени Чайковского — Люки Дебарга. Интернет-трансляции его конкурсных программ из Большого зала Московской консерватории летом 2015 года ошеломили и наблюдателей, и специалистов. 24-летний парень, который вообще-то изучал в Парижском университете литературу, а игрой на рояле всерьез начал заниматься только в 16 лет, оказался этаким от природы виртуозом, да и смельчаком: сыграл никому неизвестную Сонату Метнера в первом туре. В результате не только стал лауреатом четвертой премии, но и получил Приз ассоциации музыкальных критиков. В Казань он приедет, чудом вырвавшись из сумасшедшего концертного режима: только что отыграл в Петербурге с Гергиевым, потом — много европейских городов, включая Мюнхен, а оттуда — в наш Зал имени Сайдашева. 20 апреля Дебарг исполнит Первый фортепианный концерт Шопена, вслед за которым вас ждет роскошная «Органная» симфония Сен-Санса от ГСО РТ. Музыка такой красоты и силы, что слов уже не подобрать. Но, думаю, я уже достаточно заинтриговал наших слушателей. Всех жду на «Рахлинских сезонах – 2018».

Александр Сладковский
Фотографии предоставлены пресс-службой ГСО РТ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции