СПУСТЯ МЕСЯЦ ПОСЛЕ АНОНСА

Сегодня президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о создании агентства по туризму Республики Татарстан. Соответствующие функции будут изъяты у возглавляемого Рафисом Бургановым министерства по делам молодежи, спорту и туризму, которое будет переименовано в министерство молодежи и спорта Республики Татарстан.

На вопрос «БИЗНЕС Online», кто может возглавить агентство по туризму, руководитель пресс-службы президента РТ Андрей Кузьмин ответил, что «во исполнение указа президента правительство должно подготовить ряд предложений, так что все пока в работе». Из текста указа, появившегося на сайте президента РТ, следует, что предложение о создании агентства по туризму поступило от кабинета министров, частью которого оно и станет. Своим указом Минниханов поручает кабмину разработать и утвердить положение об агентстве и установить предельную численность работников. Тем временем в пресс-службе минмолодежи «БИЗНЕС Online» сообщили, что сферой туризма в министерстве до настоящего времени занимались примерно 10 человек.

Напомним, о планах по созданию новой структуры в сфере туризма Минниханов впервые рассказал в феврале на итоговой коллегии минмолодежи РТ. Он пояснил, что агентство объединит усилия государства по повышению туристической привлекательности республики как для россиян, так и для иностранных гостей. Тем временем в РТ объем туристских услуг, который включает в себя три компонента (гостиничные, экскурсионные и санаторно-курортные услуги), в 2013 году составил 8,3 млрд. рублей, в 2012 году — 6,8 млрд. рублей.

ТАТАРСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ АВСТРИЙСКОГО ПЛАНА

Очевидно, что ключевой задачей вновь созданного агентства станет исполнение разработанного австрийской консалтинговой компанией Kohl&Partner мастер-плана развития туризма в Татарстане, согласно которому республика должна сделать ставку на городской, культурный и деловой туризм. Согласно документу, представленному австрийцами в январе в Казани в рамках контракта на 2,8 млн. рублей, в ближайшие 5 - 10 лет основным рынком для Татарстана будет Россия. Но шаги должны предприниматься и в сторону стран СНГ, Китая, а в Европе основной акцент нужно сделать на Германии и Великобритании, где число туристов наиболее велико.

Контракт с Kohl&Parther обошелся РТ в 2,8 млн. рублей

Если говорить о дальнейшей перспективе, то при грамотной реализации австрийского плана к 2025 году возможно практически вдвое увеличить число ночевок в столице РТ примерно до 10 млн. (сейчас 4,4 миллиона, причем половина приходится на санатории). Количество койко-мест может достичь 29 тыс. (в 2013 году — 13,2 тыс. койко-мест).

Среди проектов, предлагаемых к реализации Kohl&Partner как средство достижения колоссальной суммы в 69 млрд. рублей доходов от туризма, — катание туристов по Волге, строительство наблюдательной вышки на ее берегу для любования окрестностями Татарстана, раскрутка за рубежом Сабантуя, который привлечет дополнительных туристов в июне, созданный на базе КАМАЗа музей по примеру аналогичного музея BMW в Мюнхене.

КАНДИДАТ В ГЛАВНЫЕ ТУРИСТЫ

По данным наших источников, основным претендентом на пост руководителя новой структуры является замминистра по делам молодежи, спорту и туризму 37-летний Сергей Иванов. Напомним, ранее газета «БИЗНЕС Online» уже сообщала об этом.

Рамиль Мифтахов
Рамиль Мифтахов

Отметим, что Иванов — фигура для туристической отрасли не случайная. В чиновники он перешел из кресла исполнительного директора туркомпании, которая является одним из лидеров казанского рынка — ООО «Персона Грата» Рамиля Мифтахова. Последняя входит в пятерку крупнейших казанских турагентств (выручка в 2012 году составила 205,4 млн. рублей, а количество клиентов — порядка 4 тысяч). Согласно СПАРК, в 2009 году Иванов числился ее совладельцем с пакетом в 14%, а до 2007 года был здесь исполнительным директором, пока не перешел в ООО «Туристско-информационный центр Казани» (ТИЦ). Последнее считается детищем самого Иванова, которое он возглавлял вплоть до своего ухода в мэрию Казани. Согласно открытым данным, главное отличие ТИЦ от других туркомпаний в том, что ТИЦ обслуживает многие официальные мероприятия, организует выставки для мэрии, пресс-туры.

В 2009 году Сергей Иванов становится председателем МУ «Комитет внешних связей и туризма исполнительного комитета МО г. Казани», а с июня 2010 года — заместителем министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ. Его приход в министерство совпал с масштабной подготовкой к Универсиаде, а это и реконструкция исторического центра Казани, и массовое открытие новых отелей. Основной туристический потенциал команда министра увидела в поволжских городах. На время работы Иванова пришлись и «похороны» так и не запущенного инвестпроекта «Камская жемчужина» по созданию туристической зоны в Камских Полянах. Из других ноу-хау Иванова можно вспомнить создание консультативного центра наподобие ТИЦ, но уже в структуре минмолодежи — АНО «Центр развития туризма РТ». Его возглавила бывшая сотрудница туристско-информационного центра Казани Оксана Саргина, которую Иванов заприметил еще в ее бытность студенткой.

Как известно, у Казани впереди еще два мега-мероприятия — Чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году и Чемпионат мира по футболу-2018, которые привлекут десятки тысяч иностранных туристов. Теперь задачу их размещения и обслуживания предстоит решать новому агентству в связке с дирекцией Универсиады, которая назначена оператором событий в столице РТ.

Тем временем, похоже, реструктуризация ведомства Бурганова созданием агентства по туризму не ограничится. По данным наших источников, сейчас на властном олимпе активно обсуждается идея создания еще двух отдельных агентств — по спорту и по делам молодежи, что, кстати, было бы логично. Если этот сценарий будет принят (окончательного видения еще нет, надо заметить), то это означает, что вместо нынешней одной структуры в итоге будет три самостоятельных ведомства. Но это уже другая история...

ТУРИЗМ В ТАТАРСТАНЕ ВЫРОС ИЗ КОРОТКИХ ШТАНИШЕК

Эксперты «БИЗНЕС Online» высказали свое мнение о создании агентства по туризму.

Диляра Насыбуллина — руководитель турагентства «Евразия-Трэвл»:

— Если было принято решение о создании агентства по туризму, значит, оно имеет под собой почву. В любом случае, если люди чем-то занимаются, то результат их деятельности рано или поздно мы увидим. Надеюсь, в дальнейшем мы будем иметь только положительные итоги работы нового агентства, а именно повышение количества гостей нашей республики. Если говорить о том, что происходит сейчас в отрасли, то туризм и так неплохо развивается. Безусловно, проблемы есть. В первую очередь это качество обслуживания, но это касается не только Татарстана, а всей России в целом. По миру путешествовать гораздо дешевле, чем по нашей стране.

Венера Тагирова — генеральный директор турагенства «Grand Вояж»:

— Я думаю, что агентство будет более отлаженно и структурировано решать вопросы увеличения турпотока в Татарстан. Сама же я никогда не сталкивалась с министерством по делам молодежи, спорту и туризму. Может быть, действительно сейчас в республике наступило такое время, когда сфере туризма необходим отдельный регулирующий орган. Сейчас в основном министерство больше ориентировано на своих «клиентов», а именно на чиновников, чтобы они летали по более лояльным программам. Поэтому говорить о том, как деятельность агентства будет сказываться на рынке, на нас, обычных агентствах, я не могу. Хотелось бы, чтобы была проверка агентств, потому что нередки случаи недобросовестной работы. Кроме того, хотелось бы новых интересных программ, касающихся внутреннего туризма, потому что пока в этом вопросе мы предоставлены сами себе. Туризм у нас развивается, но каждое агентство работает само по себе. Нет общих программ с министерством. Есть проблемы и с сервисом, и ценовая политика оставляет желать лучшего. Как вариант можно предложить какие-то программы по снижению стоимости гостиниц или облегчения оформления визового въезда.

Сергей Пасечник — генеральный директор «Компаньон СП»:

— Я уже давно говорил, что наш туризм вырос из тех «коротких штанишек», в которых мы находимся последние 20 лет. Туризм всегда находился на третьем месте — сначала молодежь, потом спорт, и только потом туризм. Действительно, в последние годы было приложено немало усилий, чтобы увеличить привлекательность Татарстана как туристического продукта. Сейчас необходимо использовать все наследие Универсиады, тысячелетия Казани, а также те новые гостиницы, рестораны, метро, транспортные развязки. Казань вполне готова принимать гораздо больше гостей, а отдельная структура сделает эту работу более удобной, доступной, прозрачной. Предполагаю, что согласование многие вопросов будет проходить гораздо быстрее, туризм, наконец-то, начнет отвечать сам за себя.

Основными вопросами в первую очередь ставлю прибытие гостей в нашу республику. Кроме того необходимо уделить внимание культуре сервиса, которую сейчас необходимо развивать и поднимать. Что касается стоимости этих услуг, я уже давно говорил, что она достаточно высокая. На данный момент предлагаемый нами пакет проигрывает по цене и по экзотике тому же Ташкенту и Баку. Если же брать отельную сферу в целом, то мы готовы где-то на 80 процентов. Но работы еще немало, есть пробелы, которые нужно восполнять. Необходимо все время анализировать, что-то добавлять и бороться за каждый тур-день.

Да, в Казань приезжают, но, как правило, этот срок недолгий, два-три дня. Нужна большая работа, чтобы мы могли удержать туристов хотя бы на неделю, а для этого гостя необходимо удивлять каждый день.

Что же касается Сергея Иванова в качестве кандидатуры руководителя агентства, думаю, что она наиболее подходящая. Иванов активный, молодой, перспективный. Кроме того, он сам из наших, знает предмет деятельности не понаслышке. Поэтому эта должность не должна вызвать у него каких-то глобальных вопросов.