Еще год назад автомобили в казанских автосалонах расхватывали как горячие пирожки – причем как новые, так и подержанные. Благодаря доступным кредитам (достаточно было иметь   при себе паспорт!) продажи росли как на дрожжах не только у автосалонов, торгующих новыми машинами, но и у тех, кто специализировался на подержанных. Праздник на авторынке, казавшийся вечным, закончился – под воздействием кризиса многие автосалоны оказались банкротами. О своей несостоятельности объявила компания "Апельсин-Авто", известная как лидер казанского рынка подержанных автомобилей.

КОМУ ЗАДОЛЖАЛ "АПЕЛЬСИН-АВТО"?

Случай достаточно редкий – "Апельсин-Авто" не стал ждать, когда его банкротства потребуют кредиторы, и решил объявить о своей несостоятельности сам, подав в феврале соответствующее заявление в суд. Дело о признании "Апельсин-Авто" банкротом сейчас рассматривается в Арбитражном суде РТ, над компанией введена процедура наблюдения, назначен арбитражный управляющий. 23 июля суд должен вынести окончательное решение о признании несостоятельным ООО "Апельсин-Авто".

Как следует из материалов дела, которые размещены на сайте Арбитражного суда РТ, долги "Апельсин-авто" составляют 15,9 млн. рублей. А активы, которыми располагает компания, – это дебиторская задолженность в размере 13,4 млн. рублей. Фактически это означает, что компания признает себя неспособной погасить взятые в банках кредиты. Именно банкиры стали первыми, кто заявил о своих требованиях к "Апельсин-Авто".   В частности, в начале апреля о них заявил банк "Спурт", также "Апельсин-Авто" имеет долги по кредитам перед "БТА-Казань", Сбербанком и "АК БАРС" Банком. Свои претензии во вторник на очередном заседании суда по делу о банкротстве выдвинул еще один кредитор – ООО "Ваш консультант".

Удастся ли им вернуть долги? Пока кредиторы настроены оптимистично. Вице-президент "Спурт банка" Елена Иполитова в разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online» заявила следующее: "Есть закон о банкротстве, в соответствии с которым они никак не смогут уйти от ответственности. Тем более, что у нас есть хорошие залоги. Мы не боимся".

АПЕЛЬСИН ОТРЕЖЕТ ОТ СЕБЯ "ДОЛЬКУ"

Руководитель "Апельсин-Авто" Руслан Абдулнасыров в телефонном разговоре с корреспондентом газете «БИЗНЕС Online» сообщил, что процедура банкротства необходима "для оздоровления бизнеса", и на деятельность автосалонов это никак не повлияет.

"Под банкротство попадает только одно юридическое лицо из группы компаний, - сказал Абдулнасыров. - Нужно было убрать один "придаток", чтобы остальные могли работать. Этот способ показался нам наиболее удачным". Гендиректор сети автосалонов заявил также, что размеры кредиторской и дебиторской задолженности с момента подачи заявления о банкротстве изменились. Однако назвать точные суммы отказался.

ООО "Апельсин-Авто" - это одна из трех компаний группы, в которую входят также ООО "Апельсин-Авто" и ООО "Апельсин-Авто-Казань". Причем все они находятся по одному юридическому адресу – Ямашева, 95 (торговый комплекс XL), и первым лицом всех трех компаний является Руслан Абдулнасыров.    

ЖЕРТВА СПАДА

Нет сомнений, что к банкротству салон привели две причины – бурное развитие, осуществлявшееся на кредитные средства, и колоссальный спад на автомобильном рынке. Трудно найти автодилера, который бы не столкнулся сейчас с этими проблемами. По иронии судьбы, именно Руслан Абдулнасыров стал первым из руководителей автосалонов Татарстана, кто еще осенью заговорил о грядущем обвале на рынке. В октябре он заявил, что снижение продаж в 2009 году может составить 40-50%.

Абдулнасыров также рассказывал о том, какие средства "Апельсин" вложил в свое развитие. По его словам, в 2008 году было инвестировано более 70 млн. ру­блей. Надо понимать, что это в основном банковские кредиты, возврата которых требуют теперь банки. "Сейчас весь финансовый мир сидит как на порохо­вой бочке. Никто не уверен в завтрашнем дне", - говорил в своем интервью гендиректор "Апельсина".

Кстати, в январе этого года он прогнозировал еще более мощный спад на автомобильном рынке – по его словам, с июля он ожидает спад в четыре (!) раза.

Не в этих ли прогнозах заключается причина добровольного банкротства "Апельсин-Авто"? Руководство "Апельсина", которому не откажешь в трезвом взгляде на действительность, наверняка понимает, что рассчитаться по кредитам, взятым в докризисные времена, на фоне обвала будет практически невозможно. Из каких источников вносить платежи, если продажи упадут в разы? В такой ситуации остается лишь принять превентивные меры и отдать на заклание кредиторам одну из компаний, пока они сами не начали атаку на активы компании. Ведь неизвестно, с чего они могут начать – вдруг с самых ценных и важных активов? А процедура наблюдения и внешнего управления могут помочь протянуть время - как уже сказано выше, решение по заявлению "Апельсин-Авто" суд должен вынести лишь в конце июля. И не факт, что оно будет окончательным.

 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СИЛЬНЫХ ЗА СЧЕТ СЛАБЫХ

Свой взгляд на ситуацию вокруг "Апельсин-Авто" газете «БИЗНЕС Online» высказали эксперты.

Эмиль Гатауллин, коллегия адвокватов "Раскин и партнеры":

- Банкротство – один из способов способ, которым пользуются компании, чтобы избавиться от кредиторов. Подача заявления о банкротстве должником – это действие, выгодное, прежде всего, самому должнику. Соответственно, за счет чьего-то другого интереса. Банкротство, если оно добровольное - это способ решения проблем сильных за счет слабых. Думаю, оно направлено на то, чтобы кредиторы не получили долги. Потому что с кредитором, которого должник уважает, он расплатится и без объявления себя банкротом.

Сергей Чернов, заместитель генерального директора ООО "КАН-АвтоВАЗ":

- Вторичный рынок подсел, подрезало крылья и "Апельсину". Сейчас люди не стремятся продавать старые автомобили. Даже те, кто планировал поменять старую машину на новую, говорят: "Ладно, я на ней еще поезжу". Плюс поставки из-за границы подержанных иномарок фактически прекратились из-за ужесточения таможенных пошлин. Но "Апельсин" - это многогранный бизнес. И если произошел сбой по вторичке, они вылезут за счет ремонта машин – у них серьезный технический центр, сдачи автомобилей в аренду и других своих направлений. Знаю директора, Руслана. На мой взгляд, он толковый руководитель. Из-за слабого оборота многие предприятия сейчас не могут выполнить всех своих обязательств. Но ведь даже если предприятие объявляет себя банкротом, это не означает прекращение всех выплат. Это значит, что "я сегодня неплатежеспособен". Честно говорят, я от вас впервые услышал про банкротство "Апельсин-Авто". Не думаю, что компания закроется.

Наталья Голобурдова,
Жанна Печенко,
Ринат Билалов

Справка

"Апельсин-Авто" в Казни представлен двумя автосалонами на проспекте Ямашева (парковка XL ) и улице Энгельса, компания имеет также представительства в Альметьевске, Набережных Челнах, Зеленодольске и Арске. "Апельсин-Авто" специализируется на продаже автомобилей с пробегом и новых машин, в том числе и грузового малотоннажного транспорта. В "портфеле" компании - ВАЗ, LIFA N, Chevrolet, ГАЗ, FOTON,   КАМАЗ, спецтехника и другие.

Как говорится на официальном сайте компании, автосалон на улице Энгельса был специально открыт для продажи подержанный иномарок стоимостью от 300 тыс. рублей. На его территории находятся международный пункт аренды автомобилей "Dollar Thrify Казань", тюнинг ателье "FOCUS", автомойка "Мойдодыр", а так же сервисный центр "Апельсин". Отличительной чертой автосалонов "Апельсин" всегда было то, что в них можно приобрести подержанные автомобили в кредит – в автосалоне их предлагали более 20 банков.