НА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКЕ В КАЗАНИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ОКОЛО СТА КОМПАНИЙ

В начале года российский туристический рынок не досчитался каждого десятого турагентства, увольнения в отрасли достигли 15%, а спрос на турпоездки упал на треть. Туркомпании с замиранием сердца ждут начала нового отпускного сезона, по окончании которого не всем из них удастся сохранить свой бизнес. Сегодня около сотни турфирм презентовали свои услуги и продукты на традиционной XIV Международной специализированной выставке "Индустрия туризма – 2009", открывшейся на Казанской ярмарке.

Выставка будет проходить на Казанской ярмарке три дня, с 15 по 17 апреля. Организаторы – министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ, мэрия Казани, ОАО "Казанская ярмарка" и Ассоциация туристических агентств Татарстана.

В выставке принимают участие около ста компаний из 20 городов России. Представлены также Австрия, Греция, Египет, Израиль, Норвегия, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория…

ОБВАЛ ИЛИ ОЖИВЛЕНИЕ?

Десятки стендов с красочными буклетами и плакатами в большом павильоне, сотни посетителей, музыка создают на туристической выставке ощущение праздника. Даже может показаться, что никакой финансово-экономический кризис сферу турбизнеса не затронул. Но на самом деле это далеко не так. Уже на торжественном открытии выставки, перед тем, как разрезать красную ленточку, замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Анатолий Березинский упомянул, что "выставка сегодня проходит в непростых условиях". Правда, тут же добавил: "Очень приятно, что все-таки в Татарстане сегодня наблюдается значительное оживление туризма…"

Чуть позже, на пресс-конференции Анатолий Николаевич напомнил, что по прогнозам некоторых экономистов туризм должен был обвалиться еще в I квартале нынешнего года. Однако этого не произошло.

 ПУТЕВКИ НА ЛЮБОЙ ВКУС И КОШЕЛЕК

Турфирмы, открывшие стенды на выставке, предлагают посетителям огромный выбор путевок. На любой вкус и на любой кошелек. Самые разные санатории, курорты, маршруты… Пожалуйста – Татарстан, Сочи, Ижминводы, Турция, Египет, Италия, Европа…

Представители турфирм охотно делились с газетой «БИЗНЕС Online» своими впечатлениями о том, как выживает туризм в условиях кризиса.

Николай Пряхов, генеральный директор туристско-оздоровительного комплекса "Хрустальный", Владимирская область

- По внутреннему туризму кризис все-таки ударил не так сильно. У нас, например, цены увеличились в нынешнем году примерно на 15 процентов. Ожидаем, что многие из тех, кто раньше ездил отдыхать за границу, теперь предпочтут Россию. Скоро будет понятно, насколько оправдаются наши предположения.

Наталья Наумчак, начальник отдела продаж ОАО "Ульяновсккурорт" (Наталья представляла экспозицию популярного у татарстанцев курорта "Ундоры"):

- Кризис есть кризис. Тем не менее, стараемся оставаться на плаву, выжить. Надеемся на лучшее.

Марина Барулина, начальник отдела рекламы и pr компании A сcent travel , Москва:

- Наша фирма занимается поиском и бронированием для турфирм авиабилетов, апартаментов, туров… С нами сотрудничают около трех тысяч агентств. В начале года новых подключений было мало, только пролонгация прежних договоров. Но затем в Москве прошла туристическая выставка и, несмотря на кризис, пошел большой поток подключающихся агентств со всей России. Исходя из этого, думаю, что сегодня положение на туристическом рынке все же не такое плачевное, как может показаться…

 КАЗАНЬ – СТОЛИЦА КУЛИНАРИИ?

Инновацией выставки, по словам председателя комитета внешних связей и туризма исполкома Казани Сергея Иванова, стало участие в ней Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана. Более того, рестораторы, вдохновленные тем, что Казань заявила о себе, как о третьей столице России, поставили целью сделать родной город… российской столицей кулинарии. Это, несомненно, должно привлечь иностранных туристов – а в сложные времена каждый турист на счету…. Впрочем, и сегодня гости Казани с удовольствием пробуют блюда татарской национальной кухни, которыми славится Казань. Национальные блюда были представлены рестораторами из Дома татарской кулинарии и на нынешней выставке.

 ЛИЦОМ К ВНУТРЕННЕМУ ТУРИЗМУ

О развитии – и о трудностях – туристического бизнеса в условиях кризиса газете «БИЗНЕС Online» рассказал заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Анатолий Березинский:

- Финансово-экономический кризис, действительно, затронул туристический бизнес, что уж там говорить. Это заметно, например, по тому, что в нынешней выставке участвуют меньше туркомпаний, чем в прошлом году. Кроме того, сегодня наблюдается снижение глубины продаж. То есть, если раньше люди покупали путевки заранее, где-то за три месяца, то сегодня чуть ли не день в день, горящие.

Кризис, конечно, ударил и по транспорту. Это еще одна тенденция в рамках кризиса – то, что транспорт стал дороже, чартер стал дороже… Что ж, это означает, что турфирмам надо пробовать что-то другое. Возможно, кризис подвигнет наших туроператоров вплотную заняться внутренним туризмом, формировать свой турпакет с учетом туристических возможностей Татарстана.

Вот мы предложили, с моей точки зрения, очень интересную идею – создать туристско-оздоровительный парк "Камские поляны". Там можно будет и отдыхать всей семьей, и поправить здоровье, и специально для молодежи будет действовать поляна приключений… И еще много чего. Конечно, кризис может притормозить осуществление этого проекта. Но начнем же мы когда-то выходить из кризиса!

Елена Чернобровкина,
фото Марии Зверевой