Если не решать эти проблемы сегодня системно, начнется обострение социальных противоречий – еще более серьезное, чем в 90-е.

"ЧЕЛНЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ТЕХНОПОЛИСОМ"

Борис КУЗНЕЦОВ, профессор ИНЭКА:

– Наш город без КАМАЗа функционировать не может. Даже когда экономика Челнов была на подъеме, весь наш товарооборот составлял около трех миллиардов рублей, из них два миллиарда рублей приходилось на фонд оплаты труда (ФОТ) КАМАЗа, а на все остальные отрасли города – один миллиард рублей.

Хотя я должен сообщить: сам проект под названием КАМАЗ не состоялся. В 1981 году мы подписали акт о приемке мощностей КАМАЗа, рассчитанных на выпуск 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч дизельных двигателей. КАМАЗ никогда не выходил на эти показатели. Кстати, одновременно с Челнами в Китае строился технополис Шеньжень. Сейчас это 6-миллионный город, построенный по принципу технополиса, генерирующий новые технологии и процветающий, несмотря на кризисы. Это символ синтеза науки и техники ХХI века. Что касается нашего города, то он оказался весьма чувствительным к экономическим перепадам. Кризис 90-х годов Челны пережили болезненно – дело дошло до того, что выпуск большегрузов на КАМАЗе снизился в 1998 году до 3200 единиц. Нынешний кризис, по моим прогнозам, будет затяжной. Это парадигмальный кризис, и вернуться на круги своя мы уже не сможем. Дело в том, что на базе тех технологий, тех продуктов, которые мы научились использовать и производить, в том числе в массовом порядке, нам не удастся выжить в условиях послекризисной экономики. Нужно переходить на принципиально новые технологические процессы и продукты. Освоенные же рынки, в том числе и автомобильный, который сам по себе не такой уж емкий (всего 200 миллиардов долларов), не дают развернуться в полную ширь. В то же время на рынке инновационных технологий уже сейчас крутятся 4 триллиона долларов.

И вот здесь мы подходим к проблеме нашего города. Мы его построили только как промышленный центр. В нем нет науки. Но мы подошли к такому рубежу, когда Челны без науки выжить не смогут. Сейчас очень модно говорить о развитии нанотехнологий. Однако тут есть проблема. О ней в свой приезд в Казань говорил Анатолий Чубайс: "Помогите освоить деньги", а это 135 миллиардов рублей. Но для того чтобы приступить к разработке нанотехнологий, нужно соответствующее оборудование. А его, кроме Курчатовского института да еще пары-тройки учреждений, в стране нет. В Челнах нет ни одного научно-исследовательского института, отраслевой лаборатории. Нужно ставить вопрос о создании сектора науки в нашем городе. Это нам по силам. Ведь даже Зеленодольск провозгласил технополисный путь развития. Нам тоже необходимо идти этим путем.

"ВЫХОД ОДИН: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА"

Владимир Иванов, директор ООО "Бизнес-центр":

– Кто спас Набережные Челны в 90-е, когда сгорел КАМАЗ? Памятник нужно ставить челноку и челночнице, которые тащили товар в сумках, воюя с рэкетом. Челны спасли эти люди и малый бизнес в гаражах, киосках, при заводах, они что-то делали и продавали. А ведь тогда в Челнах жили образованнейшие люди. Я учусь сейчас на курсах английского языка, и писал вчера сочинение на тему "Прошедшее время". Взял фотографию работников центральной лаборатории промэлектроники корпуса серого ковкого чугуна литейного завода. Когда пришел туда в 1984 году, все наладчики были с высшим образованием. Мы уже в 1985 году собрали компьютер. На КАМАЗе была элита нашего общества.

В 90-е годы эти люди были вынуждены заняться мелким бизнесом, появились предприятия, которые все эти годы успешно работали. И сегодня предпринимательство поможет вытащить город. Не надо ему выделять денег, их просто разворуют. Не надо мешать. Народ у нас трудолюбивый и живучий. Уменьшите только налоги и не поднимайте тарифы.

Насчет сегодняшней ситуации с КАМАЗом. Сейчас государство приняло протекционистские меры: увеличены таможенные пошлины и созданы, по сути, идеальные условия для КАМАЗа. Но вот цифры из отчета по международной системе финансовой отчетности (МСФО) за первое полугодие прошлого года аудиторской компании КАМАЗа. (Тогда все было хорошо, и автомобили расходились как горячие пирожки, за каждый "КАМАЗ" приходилось доплачивать – это знают все – 300 тысяч рублей. А почему официальную цену в таком случае нельзя было поднять и продавать "КАМАЗы" через автоцентры?) Так вот выручка за первое полугодие прошлого года составила 51 миллиард рублей. Прибыль 4,2 миллиарда рублей. Но в то же время кредиты и займы 13,2 миллиарда рублей, из них до одного года 8,3 миллиарда рублей. Это короткие деньги, которые нужно сразу отдавать. Часть из них была получена в йенах, долларах, евро, курс которых взлетел, и теперь эти долги составляют 900 миллионов долларов. Плюс на прошлой неделе КАМАЗ разместил долговые облигации на 10 миллиардов рублей, плюс правительство оформило госгарантии на 4,5 миллиарда рублей, плюс 1 миллиард рублей на 147 дней – эту кредитную линию открыл на днях Сбербанк. Итого мы получаем: долговая нагрузка увеличилась на КАМАЗ практически в полтора раза и составляет 1 миллиард евро. Это только официальные цифры. Но в то же время (в отчете МСФО об этом тоже говорится) в прошлом году дочерней компанией куплен самолет за более чем 500 миллионов рублей. Предварительные итоги работы КАМАЗа за 2008 год (это информация "Тройки-Диалог", которая владеет 44 процентами акций): чистая прибыль составила 918 миллионов рублей. Вспомним, что за первое полугодие эта цифра была 4,2 миллиарда рублей. А в 2007 году она была 4,8 миллиарда рублей, то есть падение составило 5,3 раза. В 2009 году, по прогнозам Тройки-Диалог, КАМАЗ будет иметь 1,5 миллиарда рублей убытков.

Если мы сегодня вступим в ВТО, а речь об ускорении этого процесса шла на встрече Медведева с президентом Чили, то у нас с такими долгами КАМАЗа случится полный крах. Наша задача не допустить этого. Для решения стратегических задач должен быть создан общественный комитет с участием ученых. Весь мир вкладывает деньги в альтернативные источники энергии. Уже выходят на рынок автомобили, которые полностью работают на электричестве. Автомобили старого образца скоро окажутся не нужны. Не будет больше и шальных 150 долларов за баррель нефти. Тактические шаги прежде всего должны быть связаны с освобождением КАМАЗа от всех непрофильных активов, начиная со спортцентра Федотово и заканчивая, может быть, даже зданием дирекции. Во-вторых, необходимы реальные цифры по выпуску автомобилей, 50 тысяч никогда уже не будет, а значит, нужно уменьшить количество работающих. Необходимо занять их, чтобы они не пополнили число безработных и бандитов. А выход, как их занять, один – создать условия для малого бизнеса.

"ТЯНУТЬСЯ ЗА КАМАЗОМ НАМ ПРИДЕТСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ"

Елена МАШКОВА, директор Камского центра социальных и бизнес-технологий "Развитие", социолог, кандидат экономических наук:

– Если исходить из законов маркетинга, для того чтобы быть успешной, эта территория должна быть привлекательной как для жителей, чтобы им было здесь комфортно, так и бизнеса, чтобы ее могли развивать. Представим ситуацию: КАМАЗа нет. Но есть ли у нас другие факторы привлекательности?

Готовясь к круглому столу, как социолог, я решила применить метод неоконченных предложений и предлагала челнинцам завершить фразу "Набережные Челны – это...". Поразительно: люди старше 40 все как один говорили: "Набережные Челны – это КАМАЗ. Молодежь же (я преподаю в разных вузах и опрашивала студентов целыми потоками) отвечала абсолютно по-разному: "панели", "широкие улицы", "деревня" и ни один не сказал: КАМАЗ. В сознании молодежи КАМАЗа как такового, может быть, и нет.

Тогда чем привлекательна может быть эта территория с точки зрения маркетинга? Может быть, финансовой состоятельностью, высокими доходами и потреблением? Мы неоднократно проводили исследования и на пяти тысячах респондентов рассчитали пирамиду доходности. У нас треть населения живет ниже черты прожиточного минимума, и в целом до 70 процентов ниже уровня среднедекларируемой заработной платы на человека. То есть потребление у нас очень низкое. И кризис усугубил эту ситуацию. Может быть, у нас особо привлекательные условия для бизнеса: низкие цены, налоговые ставки, низкие тарифы и так далее? Когда недавно собирались бизнесмены, говорили, в частности, о тарифах на энергоресурсы. Так вот после Нового года они значительно повысились. У нас подключение к сетям намного выше, чем в Кировской и Пермской области. Так что с этой точки зрения наша территория тоже не привлекательна.

Может, у нас особая степень цивилизованности рыночных отношений? Снова пример, который недавно прозвучал на встрече предпринимателей: на строительство Нижнекамского НПЗ челнинских строителей не пускают, хотя там работают даже предприятия из дальних регионов, потому что наши откаты давать не хотят. Может, у нас архитектурная экзотика, ценное историческое прошлое? Нет. Может быть, бизнес-инфраструктура развита? Она направлена только на машиностроение. Может, у нас специалисты высокой квалификации или дешевая рабочая сила? Увы, тоже нет.

И весь тот динамизм развития, темпы роста, которые были фактором привлекательности до кризиса, в кризис тоже исчезают. И всплывает имидж, подпорченный в прежние кризисы.

Оптимизма мало, и впечатление, что без КАМАЗа никуда. И тянуться за ним нам придется всю жизнь. А если его не будет, особо хорошего на этой территории ждать не приходится. Примером может служить американский город Хартвард, в котором была металлургическая промышленность, револьверное производство. Их вывели за территорию страны, и город превратился в руины. Вырвался он только за счет малого бизнеса. Но у нас правительство не действует так, чтобы поддержать малый бизнес.

ВЫВОДЫ, К КОТОРЫМ ПРИШЛИ НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Борис КУЗНЕЦОВ:

– Я не верю, что наш город может спасти малый бизнес. Его доля в валовом региональном продукте всего 13%, а 86% составляет продукция машиностроительной отрасли. Из них 82% приходится на долю КАМАЗа. Так что деятельность нашего автогиганта не может быть замещена ни малым, ни средним бизнесом. При этом я согласен, что машиностроение низкорентабельная отрасль. Максимальная рентабельность в лучшие времена достигается в этой сфере на уровне 5%. Но, несмотря на это, ставку на малый бизнес делать сложно. Поскольку 60% малого бизнеса у нас зависимы от КАМАЗа. Но самое страшное то, что у нас нет национальной, инновационной системы. Только 4% предприятий России утверждают, что у них есть инновационная составляющая. А в Европе этот показатель (например, в Португалии) составляет 40%. Если государство не способно создать национальную инновационную систему, то Татарстан должен приступить к созданию локальной инновационной системы, включая создание технопарковых структур и технополиса в Челнах.

Елена МАШКОВА:

– Может быть, это разница в менталитете мужском и женском, но я хочу сказать о другом. В Челнах сегодня треть семей, в которых только мама. Доход в таких семьях в пять раз ниже, чем в полной семье. Когда мы говорим о концепции технополиса, нужно понимать, что этим мамам с детьми там места нет. Это беднейшее население. Комсомольцы-добровольцы, продвинутые, интеллектуальные, уже уехали из нашего города, замещение произошло сельским населением, так что ожидать взрыва науки не приходится. Наверное, нужно проектировать аппараты, которые полетят на Марс, чтобы нам внеземные сигналы передавать, но он залетел за Марс и молчит. А дети голодные остаются. Я с Владимиром Ивановым абсолютно согласна: нужно спасать малый бизнес и если не помогать ему, то по крайней мере не мешать. Второе: необходимо поддерживать образование. Год назад со всех трибун кричали, что нужно закрывать коммерческие вузы и готовить токарей для КАМАЗа. А город необразованный, в аудиториях сидят люди, которые в первом поколении получают высшее образование. Чтобы быть интеллигентным человеком, нужно, чтобы три поколения в семье имели высшее образование. А у нас этого нет. И еще предлагали перекрыть путь к образованию. Мало того, учеба в вузе сегодня, когда нет рабочих мест, – это еще и отсроченная занятость. А третье – это развитие сферы услуг в той же системе ЖКХ. В Германии не только кузова на ножках, там еще в подъезде свет гаснет, когда никого там нет. Вот такие элементарные вещи могут организовать конкурентную среду.

Владимир ИВАНОВ:

– Во-первых, по поводу КАМАЗа: я полностью поддерживаю политику нынешнего руководства по кооперации с иностранными компаниями, будь то продажа 10 процентов "Даймлеру" или новый проект с "Камминзом". Это те шаги, без которых КАМАЗ умрет. И дай бог КАМАЗу расплатиться с долгами и не бросить наш город, то есть не переставать развиваться. Категорически неправильно в период кризиса сокращать количество вузов – они занимают людей и создают тонкий слой нашей интеллигенции. И не нужно мешать людям работать. Пусть кто-то собирает и сдает бутылки, картон, пусть кто-то делает сувениры, картины – нужно поддерживать всех. Я хочу пожелать нашим властям, в первую очередь нашему мэру, человеку, настроенному на будущее, – продолжать курс на то, чтобы сделать Челны центром региона. Не зря мэр все эти годы занимался строительством торговых центров, театров, ЗАГСа, привлекая инвесторов. А насчет малого бизнеса, его нужно спасать всеми методами, вплоть до того, чтобы мелких торговцев освободить от налогов и лишней отчетности. Это вполне под силу горсовету – сделать нулевой коэффициент на единый налог на вмененный доход, тогда предприниматели перестанут сворачивать деятельность, не будут идти в центр занятости за пособием.

Рашид ГАЛЯМОВ:

- Вы знаете, я немного удивлен уровнем сегодняшнего разговора. Он весьма высокий – значит, делаю для себя вывод, кризис на самом деле постучался в Челны. Все антикризисные   обсуждения в Казани носят более вялый в интеллектуальном плане характер. Да и менее честный. Еще не прижало.

Какие итоги разговора стоит отметить?

1. Я уже об этом говорил - сам факт "круглого стола" - это шаг вперед. Следующий должна сделать администрация города. Нужен реальный антикризисный штаб, в который нужно включить чиновников числом поменьше, а активных, умных, неравнодушных людей из самых разных сфер – побольше.

2. Нужно обязательно восстановить доверие между властями города, элитой в самом широком смысле этого слова (куда надо включать и КАМАЗ, его руководство) и горожанами. Без этого движения вперед не будет. Будет только имитация. И скатывание в пропасть кризиса. Прозрачность в информации и финансах – это основа доверия. Нужно прекращать безумные бонусы, личные самолеты за 500 миллионов рублей и так далее. Конечно, у всех нас есть некоторые сомнения в том плане, что нынешняя элита пока не созрела до идей солидарности. Но… время работает именно на эту идею. С этими товарищами или другими, но - деваться некуда – нам всем вместе придется прорываться дальше. Всем! – подчеркиваю это слово.  

3. Здесь звучали различные идеи насчет того, как выживать и развиваться КАМАЗу и Челнам. Их сложно обсуждать с ходу. Понятно, что высказаны некие наброски. Но среди них есть весьма любопытные – например, насчет КАМАЗа на пневмоподвеске. В кризис нужны именно такие нетривиальные парадоксальные идеи. А дом от КАМАЗа, как мне кажется, идея тупиковая. В "стальном доме" жить – это индустриальное безумие. Современный тренд – это только экология. Челнам здесь надо развивать тот же ЗЯБ.   То же самое с вузами. О чем идет речь, когда призывают не закрывать их? Не секрет, что на 90% - это не вузы, а бизнес-единицы по выдаче за деньги дипломов о высшем образовании. Мало того, что это социальный обман – они ведь калечат судьбы детям… Но главный вопрос в другом. До конца никому непонятно: быть КАМАЗу или не быть? В среднесрочной перспективе. Понимаю, как сейчас встрепенутся камазовцы, но я   бы не спешил с ответом. Посмотрите на Америку, там не зря на повестке дня стоит вопрос о банкротстве "большой тройки" из Детройта. Дело ведь не в том, что они не могут найти десяток лишних миллиардов долларов, чтобы их поддержать на плаву. Это смешно. Есть версия, что в американцы принципиально приняли решение о ликвидации автопрома. И о переходе на какие-то другие технологии.