ИЗ-ЗА «ПУТИНСКОЙ» ЗАРПЛАТЫ

Сегодня депутаты собрались на очередное заседание Госсовета, чтобы рассмотреть главный финансовый вопрос последних дней — принять бюджет на следующий год. После первого чтения к законопроекту поступила 371 поправка, на заседании профильного комитета по бюджету, налогам и финансам рекомендовано к принятию 294 из них. Однако прежде чем погрузиться в цифры, депутаты почтили минутой молчания погибших в воскресной авиакатастрофе «Боинга». Отметим, что сегодня в работе Госсовета принимал участие президент РТ Рустам Минниханов, а также госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Перед началом заседания привычное кулуарное обсуждение проходило в приглушенных тонах...

К сегодняшнему заседанию депутаты пришли с предложением изменить бюджет, главным образом увеличить его дефицит с 5,4 млрд. рублей до 9,6 млрд. рублей. Доходы предлагается нарастить с 138,7 млрд. рублей до 142,2 млрд. рублей, расходы с 144,1 млрд. рублей до 151,8 млрд. рублей. Как пояснил сегодня газете «БИЗНЕС Online» министр финансов РТ Радик Гайзатуллин, дефицит вырос на 4 млрд. рублей до 9 млрд. рублей, во-первых, за счет увеличения на 2 млрд. рублей затрат на заработную плату (в связи с майскими указами Владимира Путина). Во-вторых, в бюджет после первого чтения были включены республиканские затраты по некоторым программам, которые финансируются совместно с федеральным центром, и обозначение их в бюджете является обязательным условием

Вышедший за трибуну председатель комитета Мурад Гадыльшин, представляя изменения, начал с соцблока, опередив тем самым коммунистов со своими поправками. Поправками кабмина и депутатов учтены предоставление грантов на проезд студентам, вопросы заработной платы, программы дорожных работ, выделение средств на переселение жильцов дома №35 по ул. Эсперанто, на улучшение экологической обстановки в Нижнекамске, обеспечение учебной литературой школьников, содержание учреждений культуры, мероприятий по реализации нацполитики, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны...

«Улучшение материально-технической базы ветеринарных клиник, транспортная доступность, отдельные вопросы по сельскому хозяйству, открытие новых молочных кухонь, газификация отдельных объектов, строительство школ и детских садов в Нижнекамске, Нурлате и Черемшанах, дотации местным бюджетам — все эти вопросы учтены в программных мероприятиях 2013 года, и на 2014 год средства предусмотрены в полном объеме», — перечислял он.

В итоге коммунисты большинство поправок сняли. Однако себе они верны тоже остались. Первой же поправкой депутат Рафаил Нурутдинов предложил увеличить поступления налога на прибыль на 5 млрд. рублей — до 50 млрд. рублей.

«Из экономических показателей «Татнефти», опубликованных в газете «БИЗНЕС Online» 31 октября 2013 года, следует, что в пересчете на весь 2013 год выручка компании должна составить порядка 356 миллиардов рублей, себестоимость 217 миллиардов рублей, прибыль до налогообложения 87 миллиардов рублей. То есть налог на прибыль, зачисляемый в бюджет РТ, составит примерно 16 миллиардов рублей», — заявил он.

И продолжил, что по расчетам независимых экспертов себестоимость добычи и транспортировки нефти в нефтедобывающих компаниях страны завышается не менее, чем в 2,5 раза. Тогда по «Татнефти» себестоимость в 2013 году может составить 86 млрд. рублей. Учтем специфику месторождений нефти в РТ — это и сера, и высокие энергозатраты, и низкая отдача пластов — и увеличим себестоимость в 1,5 раза до 130 млрд. рублей. Тогда валовая прибыль составит 226 млрд. рублей, прибыль до налогообложения — 174 млрд. рублей, а налог на прибыль, зачисляемый в бюджет на прибыль РТ, — около 31 млрд. рублей.

«Получается плюс 15 миллиардов рублей, а я предлагаю увеличить налог на прибыль только на 5 миллиардов рублей».

Гадыльшин в ответ напомнил и про замедление экономического роста, и про то, что сумма налога сформирована из сценарных условий, принятых на федеральном уровне, и в целом год может сложиться непросто. Это свидетельствуют прогнозные показатели 1065 республиканских предприятий.

ДЕЛО ХОРОШЕЕ, НО ГДЕ ВЗЯТЬ ПРИБЫЛЬ

Депутат Хафиз Миргалимов предложил в два раза увеличить затраты на массовый спорт («Что-то спортсменов из Татарстана в клубах маловато») с 23 до 47 млн. рублей. Артем Прокофьев — в два раза поднять траты на обеспечение жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 222 млн. рублей. И выделить 860 млн. рублей, чтобы нивелировать повышение оплаты на детские сады («Мы можем потерять больше»). Татьяна Водопьянова — предусмотреть в расходах затраты на создание служб по охране труда, для чего потребуется 12 млн. рублей. И предусмотреть расходы на проведение аттестации рабочих мест, для чего требуется 222 млн. рублей.

В перерыве один из депутатов, попросившись остаться не названным, в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online» поделился более пессимистичным мнением по поправкам. «Предложения, прозвучавшие сегодня, конечно, хорошие, но где взять прибыль? Вы знаете, что с 1 января 2014 года существенно вырастет земельный налог для предприятий? В целом ситуация непростая. Закрываются действующие предприятия, нет промышленной политики. Даже слово такого уже нет. Только слово «чемпионат».

Однако пессимизм на голосование не распространяется — бюджет приняли большинством голосом. Причем без особых споров и долгих дебатов, они остались в недрах Госсовета.

Таким образом, основные параметры бюджета составят:

— в 2014 году доходы составят 142,2 млрд. рублей; расходы — 151,2 млрд. рублей; дефицит — 9,7 млрд. рублей;

— в 2015 году доходы составят 144,4 млрд. рублей; расходы — 153,5 млрд. рублей; дефицит — 8,6 млрд. рублей;

— в 2016 году доходы составят 151,4 млрд. рублей; расходы — 163,9 млрд. рублей; дефицит — 12,5 млрд. рублей.

С ЯРКО ВЫРАЖЕННОЙ НЕГАТИВНОЙ ЦИФРОЙ

Как сообщает аналитический центр «БИЗНЕС Online», рост доходов бюджета произошел в основном из-за того, что правительство республики предложило учесть в проекте бюджета безвозмездные ассигнования федерального фонда содействия реформированию ЖКХ в 2014 году в сумме 1,65 млрд. рублей. Рост расходов связан в основном с намерением правительства республики увеличить программу дорожных работ с 10,8 до 14,4 млрд. рублей, а также отремонтировать школы и детские сады.

В связи с этим кабмин предложил кардинально пересмотреть расходы на дошкольное образование: вместо первоначально скромных 46 млн. рублей на него предлагается заложить 3,13 млрд. рублей, почти 3,1 млрд. из которых предназначены для капремонта.

Таким образом, бюджетный дефицит увеличен почти в 2 раза и составил почти 7% от доходов, что, безусловно, является ярко выраженной негативной цифрой.

Безимени-1.jpg
Таблица влияния поправок на основные параметры бюджета РТ на 2014 год ( в тыс. рублей)

МЫ ИСХОДИМ ИЗ ТОГО, КАКИЕ ДОХОДЫ ПОЛУЧАЕМ

Экспертыи и участники процесса оценили газете «БИЗНЕС Online» принятый документ.

Радик Гайзатуллин — министр финансов РТ:

— За счет чего планируется восполнять дефицит? Во-первых, за счет остатков на начало года. Каким он будет, мы с вами 31 декабря встретимся и узнаем. Думаю, достаточным. Во-вторых, плюсом будут изменения в доходной части, если будет определенное перевыполнение по налогу на прибыль. Кроме того, нефтехимический комплекс планирует ввести определенные инвестпроекты, которые должны дать определенный плюс, который сейчас в бюджете не учтен. Однако это будет в том случае, если не будет резких изменений.

Марат Хайруллин — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству:

— Интересы основных бюджетных получателей соблюдены, потому что на первом плане стоит выполнение социальных обязательств государством. Но я бы не сказал, что они учтены в полной мере, в этом году расходы остались на уровне 2013 года. Я знаю, что люди недовольны не столько бюджетом, сколько зарплатами, например, те же медики. Но бюджет такой, какой он есть. Мы исходим из того, какие доходы получаем.

Дефицит бюджета — серьезная проблема. Большинство субъектов Российской Федерации в такой ситуации. На федеральном уровне знают об этом, но пока пути решения этой проблемы не найдены. В принципе, у республики есть активы, которые можно использовать в крайнем случае, источники дохода можно найти. Меня больше беспокоят прогнозные показатели, при нынешних условиях они нереальные. Выйдем ли мы на те доходы, которые запланированы, и не получится ли дефицит бюджета еще больше?...

Что касается интересов бизнеса, оказывать существенную поддержку предпринимателей в виде инфраструктурных объектов бюджет не имеет возможности. Проблема бизнеса не столько в бюджете, сколько в предпринимательском климате. Валовый внутренний продукт Татарстана — 1,5 триллиона рублей, бюджет консолидирует чуть больше 150 миллиардов, получается девять десятых средств находятся вне бюджета. Мне кажется, государство должно ликвидировать административные барьеры, вести стабильную политику в налоговой сфере. Помогать бизнесу средствами бюджета стоит только в условиях кризиса, в остальное время бизнес сам должен зарабатывать, более того, именно бизнес является главным кормильщиком бюджета.

Артем Прокофьев — депутат Госсовета:

— Распределение бюджета — это, по сути, и есть главная задача Госсовета и кабмина. Какой документ мы примем, так и будем жить. Но наша фракция голосовала против бюджета, мы не поддержали его.

Обсуждение бюджета у нас всегда вызывает большой разговор, в том числе и внутри нашей фракции. Поэтому ко второму чтению с нашей стороны было подготовлено большое количество поправок. Мы видим, что со стороны социальных составляющих бюджет можно улучшить. В тоже время в сфере развития инфраструктуры и инвестиционных составляющих Татарстан находится на лидирующих позициях. Однако по сравнению с другими регионами наша республика по социальным пунктам бюджета все-таки уступает. Кроме того, мы видим, что не только депутаты фракции КПРФ чувствуют, что есть возможность улучшить бюджет по социальным показателям. Ключевым моментом вижу увеличение финансирования дошкольных учреждений. По последней информации, которую мы получили с минфина, примерно на 860 миллионов рублей. Эта не та сумма, которая будет запредельная для Татарстана.

Что касается дефицита, могу сказать, что, как правило, доходы РТ оказываются выше, чем они прогнозируются изначально. Если мы не увидим каких-то критических событий, вероятность которых всегда есть в экономике, то можно ожидать некоторое увеличение по доходам. С другой стороны, определенный дефицит для экономики, которая развивается, это нормально. Более того, это даже лучше, чем какой-то дефицит, когда ресурсы скапливаются, но не вкладываются в экономику региона.

Глядя на составляющие национальной экономики, думаю, что интересы бизнеса учтены. Уверен, что по весу этот раздел бюджета даже крупнее, чем у других регионов. В этом смысле мы видим и инвестиционные составляющие и по сельскому хозяйству соответствующие субсидии, и другие вещи — все это есть. Они прописаны в достаточном объеме. Большую проблему я вижу в социальных составляющих, которые требуют более сосредоточенного внимания.

Если брать западную практику, там снижается общая налоговая нагрузка на бизнес. У нас же есть попытки искушения больше сделать адресные какие-то случаи поддержки. Но, наверное, лучше будет идти по пути, который снижает коррупционную составляющую. Лучше использовать такую форму. Это тоже вопрос, который имеет право быть.