IMG_0928.jpg

БИЗНЕС-ТУРИЗМ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Сегодня в Казани продолжается II Международный туристский форум «Ориентиры» будущего, организованный при поддержке федерального агентства по туризму и правительства РТ. «Туризм для Татарстана имеет многогранное значение, это возможность представить себя. В последние четыре года благодаря во многом первому президенту республики Шаймиеву в туризм в Татарстане вложены серьезные средства. Рост у нас больше среднероссийского. Серьезным стимулом для развития стала Универсиада, когда Казань посетили 177 стран одновременно. Более 13 отелей в этом году открылись и еще откроются. Сейчас важно поддерживать интерес, чтобы серьезный поток не умер в 2014 году», - сообщил премьер-министр РТ Ильдар Халиков на открытии. На вопрос модератора Александра Елисеева, директора по развитию проекта «ВГТРК Путешествия», о том, какие внутренние события могут привлечь туристов, премьер-министр рассказал о новом направлении. «Мы в последние годы начали активно использовать бизнес-туризм, мы софинансируем такие мероприятия, и такие вложения окупаются. Помимо культурного, спортивного туризма мы видим большой потенциал в таком бизнес-туризме», - ответил он.

На форуме стало известно, какие проекты планируются в будущем по туризму для Татарстана. По словам Дмитрия Амунца, заместителя руководителя федерального агентства по туризму, есть поручения президента по разработке долгосрочной стратегии внутреннего и внешнего туризма. «Будет подписано соглашение Татарстана и федерального агентства по обработке пилотных и модельных подходов по внедрению новых технологий в туризме. Кроме этого, агентство отработает с Татарстаном подходы по работе с болельщиками к Чемпионату мира по футболу 2018 года, - рассказал Амунц о проектах. - Также Татарстан и агентство начнут работу по привлечению внебюджетных средств в рамках государственно-частного партнерства в сферу туризма». Кроме этого, по словам представителя агентства по туризму, в республике будет реализован пилотный проект «Страна детей». В рамках проекта будут созданы современные детские лагеря отдыха с единовременным присутствием более 1 тыс. детей младше 14 лет. По России планируется создать 24 площадки.

Во время форума были и подведены краткие итоги развития туристической отрасли в РТ. Министр по делам молодежи, спорту и туризму Рафис Бурганов рассказал журналистам, что оборот в сфере туризма в 2013 году в РТ ожидается на уровне 6 млрд. рублей. Ежегодный рост, по его словам, составляет 8 - 12%.

180_x_large_origin_copyright.jpg

КАЗАНЬ – ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА МИРА

На форуме практически все приглашенные эксперты в своих докладах приводили примеры по Казани. Исключением стала Жанна Яковлева, руководитель программы по связям с членам UNWTO (ведущая международная организация в сфере туризма), рассказавшая об общих тенденциях. Она, правда, тоже упомянула Казань, но ошиблась в «титуле». «Город поразил меня обаянием, количеством исторических мест. Не просто так Казань была названа третьей столицей мира», - сказала она, вызвав смех в зале.

По ее словам, в первой половине 2013 года доходы от международного туризма выросли на 20%, международные туристские прибытия – на 17%. «Туризм стал одним из ведущих секторов международной торговли. Объем рынка превышает экспорт нефти и другие отрасли. К 2030 году количество туристов, которые передвигаются по миру, составит 1,8 миллиарда человек», - сообщила она. Яковлева добавила, что тенденциями последних десятилетий в мире стали тенденции миграционных процессов, информационные технологии и телекоммуникации, а также путешествия и туризм.

На вопрос модератора, как сделать, чтобы россияне ездили по России, она ответила, что надо изменить мировоззрение самих россиян. «И оно начало меняться. Многие сейчас имеют возможность увидеть мир, а в России есть много богатств. Изменение сознания должно происходить на уровне образования», - сообщила она.

IMG_0926.jpg

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Живо разбавило форум выступление международного эксперта компании Digital Tourism Think Tank Николаса Холла. Он обозначил несколько основных моментов по цифровым практикам в продвижении турнаправлений. «Первое – это бренд. Звучит просто, но это важно понимать. Обратите внимание на оптимизацию поисковых движков. Все началось, когда началось продвижение в интернете. Например, если забить Казань, то в поиске не выходят официальные организации, ведь такое происходит, лишь если вы постоянно подтверждаете себя в цифровом пространстве. Важно быть на первом месте, - наставлял Холл. - Например, в App Store поиск по Казани дает туристический результат только на четвертом месте. Это фантастический результат, но надо быть на первом месте!»

Второе, по мнению спикера, – изменяющаяся природа технологий. «Мир взаимосвязан, люди всегда могут связаться друг с другом. И у вас есть пять секунд, чтобы привлечь внимание потребителя в интернете. Мы видим 400-процентный рост по поиску за последние годы в интернете», - рассказал он. Третьим моментом он назвал строительство отношений. «Люди ищут через Google, YouTube. У вас должно быть видео. В России, например, люди находятся в соцсетях 9,6 часов в месяц. Растет популярность приложения Foursquare. Например, в «Корстоне» в лифте написано «Используйте хештэг Корстон». Надо осознать, что Foursquare помогает понять путешественникам, где стоит побывать, что посмотреть. Это важная социальная платформа. Все еще традиционное и немного устаревшее, но актуально для России – форумы», - рассказал Холл.

Он привел в пример Норвегию и Каталонию, активно использующие социальные платформы для продвижения туризма. «Норвегия, например, использует Instagram. По хештэгу visitnorway в день загружается 5 тыс. фото. В Каталонии использовали похожую систему», - рассказал он и добавил, что Новая Зеландия также хорошо умеет себя позиционировать, продавать. Еще одним моментом Холл назвал цикл покупок потребителей, а также определение того, где оказывается туристическая организация в этом цикле.

Завершая выступление, он дал совет по брендам для России и ответил модератору, сколько брендов должно быть. «Мне кажется, в России нужно много брендов, но и также надо сделать один глобальный бренд. Все зависит от того, кто ваш турист. Если туристы издалека – из Китая, Америки, то важнее продвигать страну в целом. Другое дело, когда говорим о внутреннем туризме», - сообщил он.

Практически перечеркнул все выступления своим критическим Сергей Поздняков, руководитель комиссии общественного совета при Ростуризме, вице-президент ассоциации внутреннего туризма. «Я спросил у людей, которые остановились в том же отеле, что и я, и они сказали, что кроме Кремля в Казани не увидели больше ничего. Я сам прогулялся в двух километрах от отеля и не встретил ни одного музея, - начал он со своего свежего опыта. – Туризм много где не в числе приоритетов. 80 процентов музеев сегодня – это старые классические музеи, которые отстают от времени. При этом музеи – это постоянные точки притяжения. Например, на один миллион жителей в России приходится 10 музеев, а в Чехии – 34». По словам Позднякова, самые непопулярные музеи среди туристов – краеведческие. «Сейчас идет поиск идей, как их оживить. Я часто бываю в регионах, у нас мало что есть посмотреть. Мало гражданских объектов, мало объектов необычных форм. Нужны живые музеи с проведением мастер классов, - рассказал он. - Например, чак-чак я постоянно ем в Москве. А в Казани уже давно пора обыграть это. И самое меньшее, что можно сделать – фестиваль чак-чака. Не инфраструктура и деньги нужны, а человеческий фактор. В стране мало идей», - с некоторой горечью объявил спикер.

IMG_0930.jpg

МОДНЫЙ, ДОСТУПНЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ… ТУРИЗМ

Одной из тем обсуждения стала система туристской навигации в России. Как объяснил Николай Королев, замдиректора департамента туризма и региональной политики министерства культуры РФ, туризм должен стать модным, доступным и качественным. «Те, кто говорят, что где-то отдыхали, обычно говорят о загранице, но мало кто говорит о российских городах. Говоря о доступности, мы имеем в виду в том числе и транспортную доступность, - сообщил он. - В прошлом году было поручение президента по туристической навигации по определенным стандартам. Результатом станет обеспечение доступности для россиян и зарубежных туристов. В настоящее время нами разработаны методические рекомендации».

Что касается Казани по работе в данном направлении, то об этом сообщил Иван Кадошников, председатель комитета внешних связей и туризма Казани. «Мы решаем задачу интуитивного ориентирования в Казани. К Универсиаде на основных магистралях появились аншлаги на трех языках. В метро все таблички и указатели также переведены на три языка. Все остановки общественного транспорта в городе тоже переведены. Музеи, театры и другие учреждения мы нанесли на туристическую карту города разными цветами. Сейчас мы завершили первый круг и ждем фидбэк», - рассказал он.

Также, про разные цвета коснулся и доклад Катерины Коробковой, управляющего партнера рекламно-маркетингового агентства ZOLOTO Group. По ее мнению, город как объект для туриста воспринимается через визуальные образы. «Визуальный язык города – то, как человек визуально воспринимает город, это то, что помогает ему ориентироваться. Например, вчера я прилетела в Казань, и в аэропорту всех встречает большой щит «Здесь может быть размещены ваша реклама». Что делать туристу в таком городе? И заметьте, до гостиницы по городу нигде не была размещена информация, куда сходить и что делать в городе», - заметила она. Визуальные образы рассмотрела Коробкова на примере Питера. «Мы решали кейс по продвижению Русского музея в Питере. Музеи могут зарабатывать деньги, важно лишь понимать, кто аудитория. Задача – создать свой язык коммуникации. Мы сделали на музее цветовое решение, которое показывает, что есть еще пять зданий, и у туристов проявляется интерес к музею», - сообщила она.

Говоря о Казани, Коробкова привела еще один пример. «Уезжая из Казани, я хочу привезти сувенир. Вчера мы пошли в сувенирный магазин и странно, что здесь точно такой же устаревший ассортимент, что и в Москве – матрешки, валенки. А надо понимать, что люди увозят частичку визуального языка города, покупая сувениры», - отметила спикер.

В ОЖИДАНИИ 2018 ГОДА

«Эксклюзивную», как было объявлено модератором, презентацию провел Денис Поляков, директор департамента по связям с регионами оргкомитета чемпионата мира по футболу FIFA «Россия-2018». Он перечислил требования, необходимые к выполнению до чемпионата в российских городах. Так, в стране должно быть 12 стадионов, 48 тренировочных площадок, 64 базы команд (дом, где проживает команда-участница) по всей стране. Кроме этого, всего надо предоставить 60 тыс. гостиничных номеров, а в Москве должно быть 25 тыс. номеров, т.к. там пройдет финальный матч чемпионата. Кроме этого, в каждом городе должно быть предоставлено место для организации фестиваля болельщиков. А в его рамках должна быть обеспечена безопасность 35 - 50 тыс. участников фестиваля.

Говоря о том, что сделано, Поляков сообщил, что построен стадион в Казани. Четыре стадиона в стадии строительства – Саранск, Питер, Москва и Сочи. 7 стадионов – в стадии проектирования. Беспрецедентным случаем Поляков назвал то, что при наличии билета на матч можно перемещаться между городами наземным транспортом бесплатно. Такой «бонус» был объявлен Россией во время заявочной кампании.

Всего расходы на чемпионат мира по футболу 2018 года составят более 600 млрд. рублей.

ПОСЕТИТЕЛИ ГОРОДА ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ТУРИСТОВ

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у участников форума, что они думают о развитии внутреннего туризма в России и о способах продвижения города в качестве туристического объекта.

Сергей Поздняков – руководитель комиссии общественного совета при Ростуризме, вице-президент ассоциации внутреннего туризма:

- Вот даже ролик, который показали всем перед перерывом: по спортивному уклону, по массовости работы с большой группой – отлично. Но вчера я общался с гостями, которые живут в этом же отеле («Корстон»авт.). Кремль показали? Показали. И все. Я специально медленно прогулялся по улице Карла Маркса, и до поворота только один музей – Василия Аксенова. Я прошелся по Большой Красной – ни одного музея также нет. Смысл очень простой: рядом с таким большим деловым комплексом, как «Корстон», должно быть что-то культурно-досуговое. Должно быть что-то в шаговой доступности.

Продвигать в интернете город – это уже совсем другое. А что продвигать-то?! Сначала нужно что-то создать и только затем продвигать. Я люблю Казань, но здесь нечего смотреть. Я смотрю, сколько было создано музеев в последнее время, – мало.

Цифра, которую называют, – один миллион 200 человек. Это один миллион 200 посетителей, а не туристов. Чем отличается человек, приехавший в Казань на деловой форум или болельщик? Они живут в гостинице и на стадионе или в конгресс-центре. И кто такой турист? Он ходит по городу, ему нужно посмотреть объекты, зайти куда-то, в рестораны. Ресторанов, кстати, у вас тоже мало. На промежутке, который я прошел, несколько маленьких кофеен и все. Чтобы город был туристским, надо через каждые несколько сотен метров ставить объекты. Это все достижимо, конечно. За советами к нам не обращаются из Татарстана.

Получается, что в России нет внутреннего туризма. Мы много говорим, мало делаем. Я сейчас вернулся из Питера, самого продвинутого туристского города в стране, и даже там мало туристов.

Продвижение в интернете – вторично. Должно быть на что посмотреть. Вчера в Казани в 6 вечера нечего было посмотреть. Я зашел в цветочные магазины, картинные галереи, разговаривал с людьми, и они говорят мне, что туристов мало. По их словам, по сравнению с прошлым годом туристический поток уменьшился. Не посетителей Казани, а туристов. Но в ответ на это мне покажут показатели, цифры, отчеты. По всей стране все хорошо, но туристов-то нет нигде.
У нас в стране всего три туристических бренда – Золотое кольцо, Москва и Питер. Дальше идет Байкал и так далее. Количество туристов по Золотому кольцу снижается. А что нужно делать? Во всех программных документах, федеральных целевых программах говорится только про объекты размещения, а про объекты досуга – ноль. Понастроили гостиницы, но ради чего?! Самый сложный объект по затратам, стоимости, окупаемости – это гостиница. Но бизнес продолжает верить в это. При этом после постройки гостиниц во многих городах России цены сильно вырастают. Например, в Суздале раньше заполняемость была 60 - 70 процентов, а сейчас процентов 30. На какое-то событие заполняемость – 100 процентов, а без него – нет ничего.

Татарстан должен по-другому дышать. Тот же Булгар нам показали, Свияжск. Мы приехали в Татарстан повосторгаться Татарстаном, а что мы видим? Сухие цифры, отчеты, Универсиада, все здорово...

Катерина Коробкова – управляющий партнер рекламно-маркетингового агентства ZOLOTO Group:

- Важно ставить какой-то информационный приоритет. Надо себя как-то позиционировать, чтобы привлечь внимание людей. Все технологии продвижения города очевидны. Есть те же мобильные приложения. Если в отеле есть карта, которая показывает основные музеи города, которые должен посмотреть каждый турист, это позволит начиная с малого, расширять круг.

Как и у любого рекламного продукта у города есть стандартная коммуникационная стратегия, она должна быть представлена в интернете. Например, у музеев Москвы есть общий музейный портал. Важно, чтобы у департамента туризма или культуры было желание что-то делать и понимание, как это двигать. QR-коды, например, это вопрос гаджетов.