460.jpg

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— У нас, к сожалению, органы власти заточены под то, чтобы тянуть ресурсы из малого и среднего бизнеса, а не поддерживать, особенно производство. Вы знаете, что из почти 50 тысяч малых и более 400 средних предприятий Татарстана в сфере производства работают лишь 12 процентов? Все инвестируется в торговлю, когда необходимо укреплять позиции производства. Там немало ограничений, проверок. Власти и чиновники не понимают, где живут, и не понимают, что в первую очередь надо поддерживать то, что производят. За первое полугодие 2013 года импорт в Татарстан вырос на 35 процентов. Когда-нибудь ситуация в экономике прижмет власть, она повернется лицом к производству, но кто будет этим заниматься? Молодежь? Конечно, нет. Они устремлены в сферу торговли, банков и так далее.

Татьяна Федорова — председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:

— Виновных искать не надо: федеральное правительство само загубило малый бизнес, создав неподъемные налоги. Вместо того чтобы встать на сторону бизнеса в вопросе пенсионных взносов, они решили посмотреть, а, может, проглотят? И в результате получили по полной программе. Если бы в России были нормальные экономические условия для малого и среднего бизнеса, Минниханову не пришлось бы задавать таких вопросов. Для решения проблемы развития МСБ нужно изменить Налоговый кодекс России, а это компетенция федерального уровня. Власти Татарстана могут только немного облегчить жизнь предпринимателей. Например, создавая региональные индустриальные парки, где бизнес может размещать свое производство за низкую арендную плату.

Венера Иванова — председатель правления ЗАО «Автоградбанк»:

— Однозначно корень проблемы на федеральном уровне. Замена единого социального налога страховыми взносами с одновременным резким повышением их ставок заставила множество малых и средних предприятий уйти в тень. Они не перестали существовать, они так же работают, как и раньше, но, к сожалению, уже по «серым» схемам. Когда-то власти почти победили конвертную систему оплаты труда. Сейчас мы снова откатились назад. И даже если налог снизится в 3 раза, к работе в «белую» предприниматели вернутся не скоро.

Безусловно, у республики есть свои инструменты поддержки МСБ: гранты, программы и так далее. Но мне кажется, все это могло быть гораздо эффективнее. Во-первых, многие предприниматели не знают, как составлять бизнес-планы, у них нет времени. Поэтому нередко поддержку получают одни и те же компании, умеющие красиво презентовать свой бизнес-план. Во-вторых, поддержка МСБ, на мой взгляд, должна производиться по-другому. В каждом городе есть свои программы социально-экономического развития, где должны быть выделены приоритетные отрасли экономики. И нужно поддерживать все предприятия, действующие именно в этих отраслях, предоставляя им дополнительное финансирование либо через исполком, либо через банки.

Михаил Делягин — экономист, директор Института проблем глобализации:

— В январе этого года было объявлено сафари по отстрелу малого бизнеса, когда повысили обязательные социальные взносы. В результате порядка 350 тысяч индивидуальных предпринимателей официально заявили о своем отказе от занятий бизнесом. Часть из них вообще ушла из бизнеса, часть — перешла в теневой сектор экономики. Что же сейчас господин Минниханов удивляется? Что-то никто в руководстве республики протестов по этому поводу не высказывал.

Бизнес страдает от налогов и от произвола госструктур, и в первую очередь — силовых. О налогах «позаботились» федеральные власти. А с силовыми органами мы видим, как обстоят дела в Татарстане. Только что следственный комитет не выявил никаких нарушений в гибели человека, которого полицейские избили, пытали и связали «ласточкой». Все сделали правильно, оказывается. О чем можно говорить?

Мария Горшунова — генеральный директор ООО «Майдан» (сеть кафе «Сытый папа»):

— На мой взгляд, проблема в первую очередь в использовании административных ресурсов при взаимодействии чиновников с малым и средним бизнесом. Это ни для кого не секрет. На днях я была на президентском антикоррупционном совете, там эти темы также озвучивались. Приведу пример из своего опыта. У меня очень много объектов в центре Казани. Сейчас из него сделали мемориальную зону. Там практически везде запрещены парковки, а наши люди не привыкли ходить пешком. Если нужно остановиться и заскочить в аптеку на 15 минут, ты не поедешь на многоуровневую парковку. Поэтому из центра практически ушли потенциальные клиенты сферы обслуживания. Этот вопрос можно решить с помощью парковочных карманов, за счет сужения тротуарной части. Нужно дать возможность это сделать бизнесу. Это необходимо сделать, иначе это убьет весь бизнес в центре Казани. И я склоняюсь к тому, что проблема малого и среднего бизнеса в большей степени решается все же на республиканском уровне. Федералы в основном распределяют материальные ресурсы в поддержку бизнеса, а республиканские власти их структурируют, то есть дают возможность доступа к ресурсам, необходимым для того, чтобы начать бизнес.

Линар Якупов — глава агентства инвестиционного развития РТ:

— Бизнесу прежде всего нужны стабильность, предсказуемость налоговой, финансовой и правовой систем, понятные правила игры на рынке, чтобы он мог планировать свою работу, привлекать необходимые ему денежные средства. Важен призыв со стороны власти и государства в их готовности оказывать поддержку в высвобождении ниш для бизнеса, появлении новых направлений, где бизнес мог бы развиваться.

Нужна развитая инфраструктура — площадки, на которые были бы подведены все коммуникации, инженерные сети, электроэнергия. Где были бы готовые помещения, ведь далеко не каждый предприниматель может себе позволить построить здание — ему важно прийти на площадку и начать работать. Развивая это направление, агентство инвестиционного развития РТ в 2012 году вышло с инициативой создания инвестиционных площадок на муниципальном уровне, улучшения работы индустриальных парков, технопарков, вопросы развития которых сегодня переданы в ведение министерства экономики РТ.

Агентству, как органу исполнительной власти, курирующему вопросы инвестиционной политики, работы с инвесторами, очень важно, чтобы эти площадки продолжали развиваться и оставались интересными для инвесторов. Это территории, где есть готовая инфраструктура, интерес в развитии бизнеса со стороны местных органов власти, координирование действий со стороны руководства республики дают возможность значительно быстрее развивать бизнес. В то же время это еще и механизм, который позволяет в короткие сроки решить такие вопросы, как получение необходимых разрешений.

Согласно данным рейтинга «Ведение бизнеса-2013» Всемирного банка, столица Республики Татарстан занимает 5-е место по комфортным условиям ведения бизнеса. Другим городам Казань уступает по таким показателям, как «легкость получения разрешения на строительство» и «легкость подключения к системе электропитания», как в части сроков согласования, так и по количеству необходимых разрешений. Как решение этих вопросов президент Республики Татарстан инициировал использование разработанной малазийской компанией XYBASE электронной системы мониторинга инвестиционных проектов iPMS (Investment Project Monitoring System), работу по внедрению которой в настоящее время ведет агентство.

Внедрение iPMS позволит сократить время получения разрешительной документации на 24,4 процента, а при сокращении перечня необходимой разрешительной документации — на 59,4 процента. Плюс система предоставит возможность вести мониторинг реализации инвестиционных проектов на всех стадиях.

Радик Гафуров — президент ассоциации предпринимателей мусульман РФ:

— Структурная проблема бизнеса есть у многих регионов, на нашей республике она сказывается особенно сильно. Крупные игроки работают достаточно кривыми схемами, которые маскируются под тендеры, которые на самом деле могут быть не совсем честными. Есть проблема и во взаимоотношениях с иностранными инвесторами. Во всем мире государство устанавливает им свои правила, а у нас зарубежные инвесторы диктуют условия, мол, мы тут самые главные. Я считаю, что государство должно в первую очередь создавать комфортные условия для своих, местных, предпринимателей, которым здесь жить и работать, тратить деньги. На самом-то деле эти люди гораздо важнее, чем крупные инвесторы. Из малого и среднего бизнеса рождаются инновационные идеи. А крупный бизнес, если меняется структура рынка, готов и бизнес закрыть. Огромное количество людей останется без работы, а регион — без налогов.

Если мы не будем жестко отстаивать наши интересы, малый бизнес не будет развиваться. Все это можно решить на местном уровне. Сейчас Татарстан создал иностранным инвесторам идеальные условия. Где это видано, чтобы президент республики проводил совещание по кадрам для их предприятий? У них там вообще для чего кадровые службы? Нужны коммуникации? Вот вам коммуникации. Чем еще помочь? Пролоббировать вашу продукцию на рынок? Хорошо! Нужно вести себя жестче. Пусть работают с нашими предприятиями!

Ирек Сулейманов — президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

— Трудно сказать, что не так с поддержкой малого бизнеса в Татарстане. Уже хорошо, что первое лицо нашей республики думает об этом и говорит во всеуслышание. Если власти хотят исправить положение, то это замечательно. Думаю, причину все же выяснят. Хотя, конечно, процент коммерческих предприятий мал, так же как и мал ВРП. Республика может инициировать решение проблем, касающихся развития малого и среднего бизнеса, но в целом ситуацию нужно решать на федеральном уровне. Помните, как из-за изменения в налогообложении в начале этого года пропало много индивидуальных предпринимателей?

Артем Наумов — руководитель центра поддержки предпринимательства Республики Татарстан, исполнительный директор ТРО «ОПОРА России»:

— В этом году малому и среднему бизнесу оказана немалая поддержка. Во-первых, существенно упростились процедуры. Во-вторых, не нужно сбрасывать со счетов внешнюю экономическую ситуацию. Рецессия идет, и никто ее не отменял. Соответственно, падает объем у крупных промышленных предприятий, и, как следствие, страдают от этого и малый, и средний бизнес. Кстати, в последнее время республике с помощью Рустама Нургалиевича запущено несколько крупных проектов. ТАНЕКО выходит на полные обороты, «Нижнекмскнефтехим» запускает новый завод-миллионник. Просто малый бизнес еще не успел втянуться под такие объемы. Я считаю, что некоторое снижение доли МСБ в ВРП Татарстана не говорит о том, что малому бизнесу стало тяжелее работать. Просто малый бизнес не успевает развиваться так быстро, как это делают крупные проекты республики.

На текущий момент очень многое зависит от местного муниципального уровня. В той же торговле, если брать ее как самый динамично развивающийся сектор малого бизнеса, и он продолжает развиваться динамичнее всех и увеличивать свою долю в общем объеме малого бизнеса в России. По идее, вся торговля сидит на ЕНВД, это налог, который целиком идет в муниципальный бюджет. Соответственно, теоретически муниципалитеты должны быть заинтересованы в том, чтобы развивать на своей территории малый и средний бизнес.

Я могу отметить Сабинский, Тюлячинский, Мамадышский районы, которые активно пытаются развивать малый бизнес. Вероятно, они умеют мотивировать. Республика и мы в том числе предоставляем условия, гранты для развития. Если бы министерство экономики не дергало глав районов, то, боюсь, мы бы не получили такого количества заявок на данный момент. И тем не менее есть районы, которые вообще не подают заявок. Видимо, им совсем не интересно развитие малого и среднего бизнеса.

Мурат Сиразин — фермер:

— Социологом давно известны такие цифры: 20 процентов населения будут заниматься предпринимательством, будут творить и вообще работать при любых условиях, в любой стране. Еще 20 процентов населения никогда не будут работать при любом режиме. Оставшиеся 60 процентов населения будут работать, но им нужен стимул. Из них одна половина будет работать «за пряник», то есть «за длинный рубль», а вторая — если их кто-то будет подгонять палкой.

Самая активная часть населения Росии уже уехала или занимается крупным бизнесом, но большинство ушли в силовые структуры или в чиновничество и из своей профессии сделали доходный бизнес: берут откаты, кого-то крышуют, делят или что-то проверяют. Те, кто хочет работать «за пряник», работают у первых на подхвате.

Из этого следует, что развивать малый и средний бизнес с нашими людьми бесполезно. Их может заставить работать только зависть, что активные гастарбайтеры ничего не имеют, но гребут комсомольской лопатой деньги на малом бизнесе. И, может, кто-то рядом станет и тоже начнет грести деньги лопатой, или голод заставит работать, бросить пить, лежать на диване и смотреть телевизор!

Власти России и Татарстана абсолютно не интересует ни малый, ни средний бизнес, да и сам лишний народ, так как они только создают проблемы — хотят есть, лечиться, учить детей, получать большие деньги и как можно меньше работать. И самое главное для чиновников то, что навара них ни какого, а мороки много! И все мысли только обо одном — чем бы их занять, чтобы не воровали и не безобразничали. Отсюда праздники, дешевая водка, пиво.

Эдуард Ямченко — член правления челнинского филиала гильдии малого и среднего предпринимательства Казани:

— У нас постоянно хотят загнать малый бизнес в какие-то административные рамки. Опять нас хотят контролировать какими-то муниципальными органами. Малому бизнесу надо, чтобы его не трогали, чтобы ему дали спокойно работать. Больше ничего не надо. Мы не просим нам помогать, мы сами справимся. Чиновник де-факто, по своей психологии и по своему существу создавать что-либо не может. Да, он выполняет определенные функции государства. И пусть он их выполняет. Чиновников нужно ограничивать, чтобы они не затягивали с решением тех или иных вопросов. Нужно чтобы не мешали, а они мешают на местах.

Считаю, что ни в коем случае средних и крупных бизнесменов нельзя допускать до депутатства. Там, где он сможет влиять на принятие законов, способствующих развитию его бизнеса, он будет влиять обязательно. Развитию малого бизнеса мешает крупный бизнес, который имеет возможность лоббировать свои интересы на законодательном уровне. Депутатами должны быть экономисты, юристы, бухгалтеры, но ни в коем случае не бизнесмены.

Ключ к решению проблемы снижения доли малого бизнеса находится в плоскости региональных чиновников-князьков. Они лоббируют интересы крупного бизнеса. Малый бизнес сам по себе прирастает, его интересы даже не нужно лоббировать. Где нет крупного бизнеса, где ниша свободна, малый бизнес моментально ее занимает и удовлетворяет потребности и спрос.

Юрий Шеин — депутат горсовета Набережных Челнов, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и землеустройству, кандидат экономических наук:

— Проблема не в Татарстане. В России нет развитой финансово-кредитной системы, нет доступных ресурсов. Сегодня не просто большой налог на производственные предприятия — он огромный. Высокое налогообложение на заработную плату, высокие процентные ставки по кредитам. Банки требуют какие-то невообразимые залоги. А когда банк не является инструментом развития бизнеса, конечно, все будет рушиться. Татарстан как основная часть Российской Федерации пожинает эти плоды. Малый бизнес уходит в тень, когда как в Китае сегодня вообще нет налогов для малого бизнеса. Все действующие меры поддержки малого и среднего бизнеса неэффективны. Я считаю, что поддержку надо оказывать тем предприятиям, которые уже работают не один год. Нужно изучать их программы развития, консультировать, выдавать кредиты, и это принесет свои плоды через некоторое время.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров холдинга ООО «Информационные системы»:

— У нас все зависит от покупательского спроса в первую очередь. Например, наша компания производит электронику. У нас есть две группы конкурентов: первая — это такие же компании, как мы, которые работают на российском рынке, и вторая — продавцы зарубежной продукции. Иногда зарубежный товар, даже с учетом наценок перепродавцов, получается дешевле. Все потому, что нам приходится закладывать в цену больше издержек. Еще одной проблемой, по моему мнению, является налог на добавленную стоимость. Он, конечно, относится ко всем субъектам РФ, но если мы сравниваем себя с западными конкурентами, то им он не приносит неудобства, а зачастую и вовсе отсутствует. Другими словами, в нашей стране очень высокие риски для ведения бизнеса. По большому счету, все эти проблемы решаются на федеральном уровне, но республика может приложить усилия для разрешения некоторых проблем.

Фарид Хамадеев — директор филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Татарстан:

— На малый и средний бизнес власти обращают не так много внимания. Их больше интересует крупный бизнес. В результате малому и среднему бизнесу практически невозможно пробиться на тендеры по распределению госзаказов. Им постоянно увеличивают налоги и взносы. Все это не дает малым и средним предприятиям развиваться. Однако многие проблемы малого бизнеса наша республика в состоянии решить сама. Главное — поставить цель.

Максим Федоров — генеральный директор ООО «Фирма «Конкор Оптика», депутат городского совета муниципального образования Набережных Челнов:

— Для начала республика должна определить, что она понимает под понятием «малый и средний бизнес». Если брать европейский формат, у нас среднего бизнеса и не видать далеко. У нас, скорее, есть микробизнес. Необходимо определить критерии: малый бизнес — обороты столько-то миллионов рублей или тысяч, сколько человек там работает, средний бизнес — столько-то, и большой бизнес. Исходя из этого уже выстраивать стратегию, помощь в развитии и так далее. А то все говорят: мы помогаем малому бизнесу, а берут европейский формат, и малый бизнес попадает в категорию предприятий, где оборот свыше 100 миллионов рублей. А народ-то думает, что малый бизнес для республики — это который в переходах торгует. То есть ожидания граждан могут быть одни, а ожидания чиновников — совсем другие.

Я считаю, что очень много проблем можно решить на муниципальном уровне. На инаугурации мэра Москвы Путин сказал: «Чванство чиновников у нас — самое большое зло». А где у нас малый бизнес встречается с чиновниками? В муниципалитетах. Например, мы недавно участвовали в грандах республиканского уровня, здесь действительно помощь идет. А тетя Маша, условно говоря, которая торгует цветами, в мэрию к чиновнику-то попасть не может, чтоб задать вопрос. Недавно мэр Набережных Челнов Василь Гаязович на антикоррупционной комиссии сказал, что наши предприниматели не могут даже информацию по тендеру найти — так ее так прячут чиновники. Когда дело доходит до вопроса реализации тех программ, которые республика приняла, тут возникают сложности и проблемы. Я считаю, что первым делом должна быть в свободном доступе информация, где человек может получить деньги от государства и где он может заработать.