Сегодня в министерстве экономики республики журналистам был представлен новый пилотный проект, реализация которого начнется уже в сентябре. Речь шла о создании электронного ресурса, посредством которого жителям республики будет представлена возможность участвовать в обсуждении государственных заказов в рамках принятого в апреле текущего года ФЗ-44. Напомним, что закон о Федеральной контрактной системе вступит в силу в январе 2014 года. Однако в России были определены 7 пилотных площадок, на которых будет «обкатываться» действие данного закона, среди них - Татарстан. Отметим, что ФЗ-44 регламентирует обязательное прохождение общественного обсуждения госзакупок. Но до сего дня никто не имел ни малейшего представления – каков будет механизм обсуждения, как оно будет влиять на процесс формирование госзаказа. Некоторую ясность сегодня внес заместитель министра экономики Артем Здунов. Сначала он сообщил, что апробация механизмов контрактной системы находится пока еще в начале пути, однако уже создана «дорожная» карта, ведомства, участвующие в  проекте готовят трехлетние планы закупок и годовые планы-графики закупок. В пилотный проект вошли министерство финансов, министерство экономики, министерство транспорта и дорожного хозяйства, министерство промышленности и торговли, а также поселок городского типа Камские Поляны. Именно им придется принять на себя первый удар.

«По действующей карте мы совместно с минфином, минсвязи, агентством по госзаказу. Пока принимаем такое решение, что наиболее оптимальным будет вариант когда обсуждение будет вестись по принципу Народного контроля: каждый гражданин сможет завести свой личный кабинет и, самое главное, он получит доступ к плану-графику закупок и заблаговременно сможет выразить свою позицию». Иными словами это будет выглядеть следующим образом: участники пилотного проекта будут размещать свои планы госзакупок в открытом доступе, любой совершеннолетний житель республики, зарегистрировавшись в личном кабинете и изучив данные планы, сможет оставить свои комментарии по той или иной закупке. Причем, как отметил замминистра, для пользователей системы будут предложены два варианта ответа – «да», то есть эта закупка целесообразна, и «нет», однако в этом случае «блогеру» придется представить развернутый комментарий, почему  он считает, что данный госзаказ не должен быть проведен. То ли из-за того, что завышена стоимость покупаемой услуги или товаров, или гражданин полагает, что сама госзакупка для данного ведомства не отвечает его целям и задачам. Определить рациональность мнения гражданина должна будет экспертная комиссия – общественный совет ведомства. 

 

«При любом ведомстве по законодательству создается общественный совет. И в них будут введены эксперты, которые занимаются формированием политики в области госзаказа, именно эти эксперты и общественный совет будут принимать решение о целесообразности или нецелесообразности данной закупки», - сообщил Здунов.

ФИЛЬТРЫ НЕРАЗУМНЫХ ТРАТ ЧИНОВНИКОВ

Кстати, новый закон о контрактной системе предполагает очень интересную вещь: нормирование - четкое определение товаров и услуг, которое позволительно закупать для успешного функционирования того или иного ведомства. По словам замминистра, это позволит избежать неразумных и даже вызывающих трат типа роскошных авто и дорогостоящей мебели.

«Наверное, это поставит определенный фильтр. Но общественность тоже должна мониторить госзаказ, следить за ним», - заявил Здунов. На вопрос «БИЗНЕС Online», какого реального эффекта ожидает минэкономики от внедрения данного проекта, замминистра ответил, что во главу угла ставится оптимизация расходов муниципальных и государственных ведомств. И второе: «Развитие конкуренции в Татарстане, мы же будем отслеживать, как прошли закупки», правда, как признался Здунов, для этого пока нет главного – аналитической системы, которая будет отслеживать закупки вплоть до их реализации исполнителем услуг». 

Напомним, что ФЗ-44, который призван заменить ФЗ-94, до сих пор вызывает множество споров и критики. В частности и из-за того, что в законе не прописаны многие важные моменты, от которых зависит его работоспособность. К примеру, так называемые планы-графики госзаказа, которые ведомства обязаны формировать на год вперед, когда жизнь часто вносит свои коррективы, и планы меняются чуть ли не ежедневно. Ожидается, что в закон будет внесено порядка 40 подзаконных актов, по мере «рождения» которых министерство будет выкладывать на свой сайт. Как сообщил Здунов, сегодня на сайте ведомства был открыт новый ресурс, где каждый может посмотреть нормативные документы по ФЗ-44, изучить вопросы по теме, ознакомиться с регламентами. Там же граждане смогут узнать, как определяется нормирование, ознакомиться с ходом общественных слушаний.

«Все это с сегодняшнего дня в постепенном режиме будет выкладываться на сайте минэкономики», - заверил Здунов.

ПРОПИСКА В ОТКРЫТОМ ТАТАРСТАНЕ

А вот место прописки ресурса, где будет проходить общественное обсуждение, определено на новой площадке - на сайте «Открытый Татарстан», который будет запущен в сентябре. Он же объединит портал госуслуг, электронный магазин. Об этом сообщила заместитель министра информатизации и связи Аниса Гайнуллина. Там же появится ряд новых разделов: народная экспертиза, обсуждение законопроектов, постановлений и госзакупок. «Мы разделили процедуру общественного экспертного обсуждения. Сначала это процедура голосования, своеобразный форум. Потом оценивать планируемый заказ будет группа экспертов из области госзаказа, потому что здесь нужны специальные знания. По результатам экспертной оценки, результаты направляются заказчику для внесения изменений в заказ. С сентября всем можно посмотреть, как это работает, удобно ли, как можно мониторить заказ с позиции «да-нет», «нужно-не нужно», полюс обоснования своего мнения: нужны ли эти товары ведомству? А, может, это предметы роскоши и завышенная цена?» - обрисовала возможности общественного контроля Гайнуллина. Однако непроработанным пока остается еще один: а нужно ли выносить на обсуждение буквально все закупки? Напомним, что в настоящее время общественному мнению подвергаются госзаказы стоимостью свыше 1 млрд. рублей. Однако в рамках закона о ФКС, регионы должны сами устанавливать ценовой ценз закупок, которые подлежат обсуждению. В Татарстане, как признался газете «БИЗНЕС Online» Здунов, такой потолок пока не определен.

«ЭТО ПРОСТО ПОПУЛИЗМ»

Возможности будущего проекта общественного контроля оценили эксперты «БИЗНЕС Online». Как сообщил советник ректора по экономике университета управления ТИСБИ Артур Даутов, вскоре без публичного обсуждения даже нельзя будет разместить заказ провести закупку, да и вообще это хорошая идея: « Я считаю, что это полезная вещь. Ведь как сейчас происходит – сначала разместят заказ, потому появляется публикация в СМИ, что там золотые унитазы или автомобили с подогревом и массажными креслами, и только после этого закупка отменяется. То есть публичное обсуждение работает и сейчас, только постфактум. А тут другой механизм предложили – прежде чем на сайт госзаказа попадет полноценное извещение и документы, их нужно обсудить».

А вот у главы агентства по госзаказу Якова Геллера прямо противоположное мнение. Он полагает, что смысла в проведении обсуждения закупок не специалистами никакого нет. Мало того, внедрение общественного контроля, как обязательного при размещении заказа, не более чем популизм. Иными словами, власть в очередной раз решила поиграть в демократию.

«Вот представьте, например, будут выставлять на голосование – нужно ли строить Иннополис. Если выставить это на голосование, то, судя по обсуждению в вашей газете, население проголосует против. Хотя это, с моей точки зрения, нужный и правильный проект. Я против всеобщего избирательного права, решение должны принимать специалисты. У нас уже есть 94 закон, который сделал систему госзаказа открытой. И блогеры на этих открытых данных столько сделали. На основе информации есть полезное обсуждение, и есть спекуляция, в том числе и политическая. То, что сейчас будет предложено ФКС, на мой взгляд, не имеет механизма реализации. Это просто популизм».

Но, как грустно отметил Геллер, если нельзя изменить закон, то придется менять к нему отношение.