РОССИЯ ПРЕТЕНДУЕТ НА 5% В МИРОВОЙ ВУЗОВСКОЙ ЭЛИТЕ

Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ) вошел в число 15 российских вузов, которые будут получать целевые субсидии на продвижение в международных рейтингах. Такое решение было принято по результатам заседания совета по повышению конкурентоспособности университетов России. Об этом вчера сообщил заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, выступая в Москве на пресс-конференции, посвященной подведению итогов специального конкурса. Замминистра напомнил, что открытый конкурс на право получения специальной субсидии был объявлен 8 мая 2013 года в рамках реализации положений указа президента России от 7 мая прошлого года об обеспечении вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых вузов.

5 июля на заседании совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов, на котором рассматривались заявки университетов, выступил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Он отметил, что в мире идет конкуренция за будущее: за ресурсы, за идеи, за перспективы. «И если борьба проигрывается на уровне университетов, то, конечно, после этого невозможно конкурировать и на экономическом поле. Поэтому так важно, чтобы российские вузы были лидерами в международных рейтингах», – сказал он.

«Мы, конечно, не абсолютизируем рейтинги, но и игнорировать оценки, которые даются профессиональным сообществом, неправильно. Более высокая позиция в них – это всегда своего рода знак качества, показатель того, насколько университет соответствует общемировым критериям, как подготавливаются кадры, насколько они востребованы в крупнейших компаниях. Поступая в такой университет, человек уже делает первый шаг в своей карьере. В университеты из мировой сотни стремятся самые амбициозные молодые люди. И, конечно, мы, как наше государство, как страна, обязаны использовать этот потенциал для развития собственной экономики», – отметил Медведев.

IMG_4393.jpg
 

КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕЗЕНТОВАЛ СТРАТЕГИЮ «МОЩНОГО РЫВКА»

Заявку Казанского федерального университета представлял ректор Ильшат Гафуров. Он рассказал (полный текст его презентации имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online») о четырех приоритетных направлениях развития вуза, на основе которых можно будет совершить «мощный рывок» в международные рейтинги – биомедицина и фармацевтика; нефтеразработка, нефтепереработка и нефтехимия; инфокоммуникационные технологии и современные образовательные технологии.

К 2020 году в Казанском университете должны на постоянной основе работать 30 ученых с мировым именем, 100 исследователей высокого мирового уровня и 500 постдоков (от английского postdoctoral research – молодые ученые, только что получившие научную степень, которым вуз помогает раскрыть их научный и творческий потенциал). Эта армия ученых должна ежегодно размещать 5 тыс. научных публикаций в базах Scopus и Web&Science. Половина научно-преподавательского состава (НПР) КФУ должна к этому времени иметь опыт работы за рубежом. Не менее 10% всех студентов, аспирантов и НПР университета должны быть иностранцами. В вузе должно быть создано 100 исследовательских лабораторий мирового уровня, возглавляемых ведущими зарубежными учеными.

«Могу уверенно сказать, что мы сможем реализовать представленную программу. Для этого у университета, являющегося интегратором науки и индустрии, имеется все необходимое: развитая фундаментальная и прикладная база, высококвалифицированный кадровый потенциал, инфраструктура, соответствующая мировым стандартам, и главное – огромное желание», – сказал, обращаясь к членам экспертного совета, Гафуров.

ИГРАТЬ ПО ЧУЖИМ ПРАВИЛАМ ИЛИ СОЗДАТЬ СВОИ?

Примечательно, что идея ориентации на международные рейтинги университетов вызывает неоднозначную реакцию среди ректоров российских вузов. Они считают, что существующие рейтинги, которые появились всего 10 - 12 лет назад, позволяют в массовом порядке манипулировать полученными цифрами и искусственно «натаскивать» вуз на высокий рейтинг.

Точку зрения «оппозиции» в свое время озвучил ректор Московского государственного университета (МГУ) им. Ломоносова Виктор Садовничий. По его словам, МГУ (кстати, единственный из российских вузов, который входит в рейтинг сотни ведущих университетов мира) и другие российские вузы принципиально отличаются от западных университетов, и сравнивать их не совсем корректно.

«Дело в том, что в США, Англии и других странах наука находится при университетах. Все ведущие лаборатории, кроме двух-трех национальных лабораторий, находятся в университетах, и, конечно, это меняет немножко ситуацию по параметру цитируемости. Рейтинги приоритет отдают этому параметру», – сказал он.

Он предложил создать свой международный рейтинг. «Наш рейтинг должен будет показать еще один подход к оценке высших учебных заведений с другой, отличающейся от англо-саксонской, системой обучения», – пояснил Садовничий. Такая мера, по мнению ректора МГУ, должна будет улучшить статус российских вузов. «При правильном подсчете рейтингов МГУ должен быть в первой пятерке университетов мира», – уверен он.

«Сейчас во всем мире университет – это место, где делается наука, где ученые создают нечто новое. К сожалению, подавляющее большинство российских университетов не готовы взять на себя эти функции. Наша задача – сломать эту тенденцию», – спорит с ним замминистра образования и науки РФ Александр Повалко.

ЛОЖНЫЕ ЦЕННОСТИ И РЕАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ

Однако, по мнению главного научного сотрудника Центрального экономико-математического института РАН, заведующего кафедрой управления миграционными процессами и региональным развитием Государственного университета управления профессора Евгения Балацкого, требование обязательного вхождения в Топ-100 лучших вузов мира может спровоцировать формирование у руководства российских университетов ложные ценности и неверные стратегии развития.

По мнению профессора, сегодня отечественные вузы зажаты государственными стандартами, которые определяются не рынком образовательных услуг, а чиновниками из соответствующих агентств и министерств. «Институциональные недостатки российской университетской системы нуждаются в реформировании. Без этого задача по вхождению в топ-листы глобальных рейтингов представляется утопичной», – подчеркивает он.

Балацкий советует сконцентрировать усилия на «выращивании» 4 - 6 университетов, которые базировались бы на «демократичной» западной модели управления и хоть в какой-то мере соответствовали бы трем признакам университета международного класса: высокой концентрации талантов (среди преподавателей и студентов), изобилию ресурсов (финансирование и инфраструктура) и гибкому управлению (инновационные решения и отсутствие бюрократических преград). Лишь только после того, как они пройдут первичный тест на наличие таких признаков, российским университетам следует приступать к форсированному вхождению в верхние позиции рейтинговых топ-листов. «В противном случае Россия в борьбе за мнимое мировое лидерство будет вовлечена в деструктивный процесс манипулирования данными без адекватной содержательной основы», – предупреждает эксперт.

«МГУ НЕ ЧУВСТВУЕТ КОНКУРЕНТНОЙ ПОДДЕРЖКИ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ»

По всей видимости, руководство минобразования РФ намерено воспользоваться его советом. И при этом убить сразу двух зайцев: создать несколько мощных университетов, которые станут претендовать на высокие места в международных рейтингах и при этом станут конкурентами для МГУ, руководство которого пытается отстаивать свое видение развития российской университетской системы, в первую очередь, как образовательных центров.

По словам руководителя проектного офиса центра образовательных разработок бизнес-школы «Сколково» Михаила Антонова (в прошлом году минобразования РФ поручило ему сформировать международный совет по повышению конкурентоспособности российских вузов), «МГУ не чувствует конкурентной поддержки со стороны других российских вузов, поэтому совершенно спокойно реагирует на то, что в иностранных рейтингах он 50-й или 150-й». Антонов уверен, что только повышение внутренней конкуренции среди российских университетов может стать фундаментом повышения их международной конкурентоспособности.

На этот год победители конкурса (среди которых, кстати, нет МГУ) получат по 600 млн. рублей, что составляет в среднем одну шестую часть от общего годового бюджета крупного российского вуза. Общий бюджет проекта на 2013 год составит 9 млрд. рублей. К октябрю университеты должны будут предоставить так называемые «дорожные карты» – подробный план действий на ближайшие пять лет. Начиная со следующего года университеты будут получать финансирование по этому проекту согласно утвержденным планам. В конце 2014 года планируется провести мониторинг выполнения «дорожных карт», по итогам которого будет принято решение о выходе из проекта некоторых университетов и включении в него новых вузов, которые продемонстрируют хорошие результаты развития.

DSC00019.jpg
 Марат Сафиуллин

МАРАТ САФИУЛЛИН: «ЗАДАЧИ ПОСТАВЛЕНЫ ВЕСЬМА СЛОЖНЫЕ, А ВРЕМЕНИ НА ИХ РЕШЕНИЕ ДАЕТСЯ НЕМНОГО»

По просьбе «БИЗНЕС Online» подробности о том, как Казанский университет отстоял право на получение специальных субсидий, рассказал проректор по вопросам экономического и стратегического развития КФУ Марат Сафиуллин.

- Марат Рашитович, прежде всего разрешите поздравить Казанский университет!

- Победа на презентации – это хорошо не только для нашего университета, но и для Казани, для всего Татарстана.

- Когда проходила презентация? Были во время нее у КФУ какие-то трудности?

- Проходила презентация в пятницу, 5 июля, в Москве. В соответствии с поручением президента России был сформирован экспертный совет, в который вошли ведущие российские эксперты. В их числе, например, президент Сбербанка России Герман Греф, руководители «Сколково», руководители очень значимых зарубежных университетов. Перед ними и проходила эта презентация. Что символично, мы выступали самыми первыми.

- Всего ведь выступали с презентацией 36 университетов?

- Совершенно верно. Все проходило два дня – 5 и 6 июля. Но поскольку в субботу, 6 июля, в Казани было открытие Универсиады, мы попросили, чтобы выступление было в первый день. Кстати, 5 июля выступали не только ректоры: сначала перед экспертным советом отчитывались  независимые консультанты, которые были наняты министерством образования и науки РФ для того, чтобы дать объективный аудит по состоянию университетов и оценить их потенциал, чтобы не просто обсуждать, возможно, какие-то «пузыри», а уже иметь экспертное мнение о вузах. После экспертов выступали ректоры со своими программами. Каждое выступление длилось примерно 15 минут, еще минут 10 - 15 были ответы на вопросы.

- Острые вопросы КФУ задавали?

- Были и такие. В основном экспертов интересовали вопросы интернационализации: где и как мы будем решать проблемы с обучением на английском, с приглашением зарубежных преподавателей… То есть члены экспертного совета хотели убедиться, что у нас не только желание, не только идеи, но уже есть конкретный задел по всем этим направлениям, что мы начинаем не с нуля. Потому что задачи, поставленные президентом, весьма сложные, а времени на их решение, честно говоря, дается немного. 

- До 2020 года?

- Да.

- Сколько денег выделено нашему университету? Вообще, всем 15 вузам предполагается выдать одинаковые субсидии или нет?

- Рассчитываются субсидии по очень сложной формуле. Она базируется на том рейтинге, который получил наш университет.

- Какой рейтинг присвоен КФУ?

- Рейтинг не озвучили, не назвали тот интегральный балл, который мы получили. Кроме того, субсидия будет зависеть от софинансирования, которое мы показали. Формула очень сложная, она есть в конкурсной документации.

- А когда университет получит субсидию?

- Пока прошел самый главный этап. Теперь мы должны получить деньги для того, чтобы нанять консультантов, которые разработают детальный план-график. Мы в этой части тоже имели преимущество перед другими вузами, потому что еще в начале года заключили соглашение на содействие в разработке стратегии университета и помощи в интернационализации с одной из ведущих и авторитетнейших консалтинговых компаний, которая имеет хороший российский опыт, – это PricewaterhouseCoopers.

- Не с российской…

- Наши компании тоже предлагались, но по совокупному баллу PricewaterhouseCoopers получилась посильнее. Тем более, речь идет об интернационализации. Для нас важно не только разработать стратегию, но чтобы эта компания нам обеспечила развитие взаимоотношений с ведущими университетами мира. То есть для нас главное не бумажка, с которой мы будем везде ходить, а важно наладить взаимодействие с теми вузами, с которыми у нас есть большой потенциал сотрудничества.

- Но ведь у Казанского университета и без того очень хорошие связи с зарубежными вузами…

- Согласен. Но если мы хотим поднять свой рейтинг, то мы должны работать с самыми топовыми университетами, теми, которые входят в первую сотню и в первую десятку. А такие вузы, надо сказать, очень снобистские и стараются выстраивать отношения только с близкими по рейтингу…

- Согласны ли вы с мнением ректора МГУ Виктора Садовничего, что международные рейтинги выстроены отнюдь не под российские вузы и нам все равно там никаких престижных мест не дадут…

- Поверьте, мы разделяем эту позицию. Тот, кто построил рейтинг, строил его под себя. Рейтинг играет хорошую рекламную, брендовую, информационную роль, дает импульсы для абитуриентов со всего мира. Такие рейтинги выстроены для того, чтобы США и Китай тоже, который сам для себя рейтинг сделал, стали центром притяжения.

Так что попасть в международный рейтинг – это само по себе не главная задача. Но все-таки должен быть инструмент, который позволил бы сравнивать вузы. Вот на Универсиаде были министры образования стран СНГ, и они с большим интересом отнеслись к предложению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, который предложил создать независимое рейтинговое агентство для стран СНГ и стран БРИКС. Как раз чтобы отойти от существующего клише. Те международные рейтинги, которые есть сегодня, они составлены в основном консультантами тех стран. Соответственно, они и отдают предпочтения своим вузам. А если мы создадим представительное сообщество из числа экспертов СНГ и стран БРИКС, то сможем получить объективную картину о состоянии вузов и о реперных точках, будем знать, как нам лучше реформироваться.

Что интересно – есть ретроспективный анализ: буквально полвека назад американское образование совсем не котировалось, престижным образованием считалось европейское. Но во многом за счет PR, за счет того, что Америка создала «насос» для талантов, американское образование вырвалось вперед. Тот, кто собирает лучших выпускников со всего мира, соответственно, дает и лучший результат. Штатам удалось этого добиться.

IMG_4405.jpg
 

- Еще один очень важный аспект: минобразования России пытается выстроить нашу систему высшего образования под американскую. В ее фундаменте лежит финансовая успешность университетов, которые зарабатывают с помощью исследований по заказам крупного бизнеса. На эти деньги они привлекают лучших ученых и оборудуют лаборатории по последнему слову техники. Но в России нет нормальной экономики, исследования не востребованы...

- Вы совершенно правы. Но я хотел бы сказать о другом. В середине нулевых годов мы с президентом Татарстана Рустамом Нургалиевичем Миннихановым были в Сингапуре. Там выступал перед россиянами Ли Куан Ю. Когда его спросили, как нам в России реформировать образование, он ответил так: Сингапур старается дублировать все, что делают Соединенные Штаты, у них лучшая система, и мы не видим ничего зазорного в том, чтобы лучшие практики, лучшие инструменты копировать.

Вот есть понятие Mainstream. Мы можем строить какую-то свою модель, но если общее, главное течение будет идти в другую сторону, мы станем никому не интересными. Основная проблема нашего образования была в том, что мы готовили специалистов для себя. А мир стал другим, глобальным. Мы же хотим быть конкурентоспособными. Для нашего университета в этом смысле что важно? Чтобы наш выпускник, куда бы он ни пошел работать, был востребован. Как этого добиться? Надо, чтобы как можно больше иностранных студентов у нас учились, как можно больше иностранных профессоров преподавали в КФУ. Соединенным Штатам удалось стать законодателем мод, создателем этих правил. И если мы хотим сделать что-то лучше, нам сначала надо, по крайней мере, выйти на их уровень.

Есть другая задача. Что, например, меня пугает в Российской Федерации? Что есть некое преклонение перед западными консультантами, западными университетами. Это и в нашей республике наблюдается: разрабатывать стратегии для Казани, для Татарстана приглашают зарубежных консультантов, хотя у нас есть университетское, академическое сообщество. И если мы хотим, чтобы оно развивалось, должны именно ему давать подобные заказы…

- Ваш прогноз, пожалуйста, в 2020 году Казанский университет на каком месте будет в международном рейтинге?

- Мы сделаем все возможное, чтобы наш университет существенно укрепил свои позиции.