standing-people-against-STANDING-PEOPLE.jpg
 

ПЛОЩАДЬ ТАКСИМ ТРИ НЕДЕЛИ СПУСТЯ: «СТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК ПРОТИВ СТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА»

Кандидат политических наук, доцент кафедры регионоведения и исламоведения КФУ Ильшат Саетов проводил в Стамбуле социологическое исследование на тему акций протеста, начавшихся в конце мая и переросших в многотысячные волнения, в ходе которых демонстранты на массовой акции протеста в Анкаре потребовали отставки главы правительства Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. О том, что происходило в последние дни на площади Таксим, а также мнением о причинах происходящего Саетов поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online». 

Что происходило в Стамбуле в последние дни?

- Обстановка стабилизировалась, а протест в будние дни обрел новую форму – «Стоящий человек». Люди собираются и просто по несколько часов молча стоят. К примеру, вечером 18 июня на площади Таксим находились порядка 700 человек, которые просто стояли и смотрели в одну сторону – на портрет Мустафы Кемаля Ататюрка на здании культурного центра его имени. В последние дни появились люди с надписями «Стоящий человек против стоящего человека». Затем один из тех, кто первым встал на площади, поднял плакат: «Стоящий человек против стоящего человека, который против стоящего человека», – все уже начало превращаться просто в комедию. Хотя, как показывают небольшие столкновения 22 июня, субботним вечером страсти накаляются.

- Как начались сами протесты?

- Протесты начались после того, как турецкие власти начали приводить в исполнение решение парламента, принятое в 2011 году, в том числе оппозиционными партиями. Экологи и их товарищи поняли, что их «кинули», только когда приехали экскаваторы. В парке поселились люди, чтобы не дать выкопать или спилить деревья, но полиция их выгнала газом, а палатки мирных защитников природы были сожжены муниципальной службой безопасности. Этот факт вызвал возмущение общественности. У турков очень развито «чувство локтя», к экологам присоединились сотни и тысячи недовольных вообще.

«ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ» ПАРК В СВЕТСКОМ РАЙОНЕ

- Подчеркивалось, что парк вырубают под торговый центр, и это особенно возмутило людей. Так ли это, или были и другие причины, по которым «зеленый митинг» перерос в массовые беспорядки?

- На месте «идеологического» парка, посвященного президенту Турецкой Республики Исмету Иненю, до 1940 года стояли османские казармы. Здание было первоначально построено в конце XVIII века, и именно его хотели восстановить власти согласно проекту, утвержденному два года назад. Пока не определено, что в здании будет именно торговый центр. Это один из вариантов, впоследствии растиражированных. Зеленые насаждения предполагалось сохранить, но внутри двора казарм.

general-view-of-part-of-Gezi-Park.jpg
 

Этот парк и площадь Таксим – это место сбора и светской молодежи, и маргинальных групп, включая сексуальные меньшинства. В целом этот район очень светский, и решение властей было воспринято как покушение на символы лаицизма (устранение влияния религии в обществеред.). Восстановление здания казарм, в которых проживали военные Османской империи, становится своеобразным символом «неоосманизма», который не предполагает возвращения самой империи, но возвращает некоторые ее ценности. Здание во времена республики разрушили специально. Считалось, что период Османской империи был недостойным даже изучения на уроках истории. А теперь здание возрождают.

- То есть возмущение у местных жителей вызвало не уничтожение самого парка, а то, что его вырубка символизирует ущемление свобод гражданских?

- Ряд ограничений, которые внедряет в последние годы или планирует ввести правящая партия Эрдогана (внушительная часть ее – бывшие исламисты), воспринимается некоторыми в Турции в контексте исламизации. Правда, часть из них, например, ограничение времени продажи алкоголя, распространенное во многих странах, отнюдь не является признаком исламизации. Но в Турции, где 80 лет доминировал лаицизм – агрессивный секуляризм по французской модели, любое покушение на права человека может восприняться в разрезе исламизации. Даже простая рекомендация Эрдогана, не являющаяся каким-либо законным актом, рожать по трое детей вызывает у секуляристов резко отрицательные чувства.

Возмущение переросло в форму противостояния лично Эрдогану и политике правящей Партии справедливости и развития. Когда начался массовый протест, явно подключились уже серьезные политические силы (Эрдоган обвинил в организации беспорядков оппозиционную Народно-республиканскую партию и «процентное лобби»прим. авт.), потому что был и массовый вброс дезинформации в сетях, и подвозилась еда, пиво, сигареты – все потом было организовано. Оппозиционные СМИ, казалось, забыли вообще все проблемы в мире и круглосуточно передавали только Таксим. Масла в огонь подливал сам премьер-министр Эрдоган, обзывая протестующих то «шпаной», то «алкоголиками».

Элита, которую сформировали в XX веке кемалисты, – это сторонники светской идеологии, и им нравятся не все изменения, которые происходят в последние годы. Молодежь, которая выходила на площадь Таксим, также недовольна, считая, что партия Эрдогана для демократизации страны ничего не делает. Они просто в силу своего возраста не помнят других правительств. За последние 10 - 11 лет в плане расширения прав и свобод граждан, отстранения армии от управления обществом и другим критериям соответствия праву Европейского Союза правящая партия провела много изменений. Возможно, 10 лет – это естественный предел для единоличного правления, после которого в обществе появляется усталость от конкретного человека.

AKP-meeting2.jpg
Масла в огонь подливал сам премьер-министр Эрдоган, обзывая протестующих то «шпаной», то «алкоголиками»

«BBC И CNN ПОКАЗЫВАЛИ ПРОТЕСТ, КАК БУДТО ВОЙНА ШЛА»

- СМИ давали такую привычную по другим странам картину из Турции, что все сразу начали говорить об очередной «арабской весне».

- Я поразился тому, как BBC и CNN показывали этот протест, как будто там война шла. Они, допустим, бегают и трясут камерой, и у зрителя складывается впечатление, что что-то действительно происходит. У меня иногда было ощущение, что я не на той площади стою. Западные телеканалы показывали по 9 часов живой трансляции с Таксима, совершенно игнорируя серьезные события у себя дома – митинги и действия полиции против антиглобалистов в Лондоне, антисионистов в Нью-Йорке. 

В минувшую субботу, 15 июня, когда противостояние обострилось, площадь и улица Истикляль были в дыму и газе, собирались группы людей, они выкрикивали лозунги против полицейских, те распыляли газ, протестанты разбегались, но страшные картины, которые давали СМИ как основные, были очень редким исключением. В основном все погромы и агрессивные действия против полиции осуществлялись не теми, кто протестовал в парке Гези.

STANDING-PEOPLE-and-Ataturk.jpg
 

- Кого в разжигании волнений подозревают в Турции – Запад, оппозицию в стране?

- В толпе, конечно, были провокаторы, кидавшие камни в полицию и бившие стекла, различные представители незаконных формирований. Люди, с которыми я говорил в Турции, предполагали, что в этом могли быть замешаны как члены террористических организаций, так и представители Курдской Рабочей партии, несогласные с генеральной линией руководства, с которой власти недавно достигли ряда договоренностей после многолетнего конфликта. В Турции говорят и о том, что причиной событий мог стать конфликт в Сирии, точнее, позиция страны в этом вопросе и ее нежелание отправлять свои силы в зону боевых действий. Таким образом, западные союзники якобы подталкивают Турцию к действиям. Другие говорят, что акции протеста вызваны с целью заставить страну сосредоточиться как раз на внутренних проблемах и в сирийский конфликт не вмешиваться.

Профессор права Мустафа Шентоп – депутат турецкого парламента и заместитель Эрдогана в Партии справедливости и развития, рассказал мне, что у властей есть документы, доказывающие, что беспорядки возникли не на пустом месте, и документы эти турецкие власти намерены опубликовать.

Говорят об Израиле, о сербской организации «Отпор», о Джордже Соросе…     

One-of-Gezi-walls2.jpg
 

В ТУРЦИИ БОЛЬШИНСТВО ЗА ЭРДОГАНА

- На ваш взгляд, правильно ли сравнивать события в Турции с «арабской весной»?

- Нет, это очень разные ситуации. В Турции большинство за Эрдогана, что было видно даже невооруженным глазом на митинге в его поддержку. Поддержать премьера пришло больше миллиона человек в Стамбуле, тогда как на акции протеста собирались одновременно максимум несколько десятков тысяч человек. Еще одно отличие – на площадь Таксим протестовать выходили представители среднего класса, а не люди, недовольные низким уровнем жизни и коррумпированностью режима, как в арабских странах. Арабы выступали против арабского национализма, часто «замешанного» на социализме. В Турции те, кто протестует, в большинстве левые, а правящая партия – правоцентристская. На самом деле, если говорить в терминах «весны», то она началась в Турции в начале 80-х с приходом к власти Тургута Озала, а теперь наступило уже «турецкое лето», до которого арабам еще очень далеко.

Никаких социально-экономических предпосылок, которые служат причиной успехов революций, в Турции просто нет. Экономика растет – ВВП Турции увеличился в три раза за последние 10 лет, проведены реформы здравоохранения, соцобеспечения, сократился разрыв между богатыми и бедными. Серьезный прогресс был достигнут в решении курдского вопроса.

supporters-of-Erdogan-going-to-meeting.jpg
 

Непосредственные причины произошедшего – неправильные коммуникации во время осуществления муниципальной политики, странная жестокость муниципальных служб безопасности во время разгона первых мирных демонстрантов плюс поведение самого Эрдогана, которое называют авторитарным. Глубинный же разлом, который в целом совпадает с противостоящими в данном кофликте сторонами, пролегает между сторонниками кемализма, агрессивного секуляризма и теми, кто выступает за право мусульман присутствовать везде, включая политическую арену. Это, можно сказать, родовая травма Турецкой Республики. Однако ситуацию нельзя показывать так просто – как внутри ПСР, так и внутри оппозиции есть разные силы, которые не согласны как с политикой Эрдогана, так и не поддерживают протестующих на Таксиме.

 

Справка

Ильшат Саетов родился в 1980 году в городе Азнакаево.

Закончил в 2003 году Казанский государственный университет по специальности "Международные отношения", в 2006 году – аспирантуру на кафедре прикладной политологии КГУ.

Кандидат политических наук (2006 год)

Стажер Университета Висконсин – Мэдисон (США, 2012 год)

Участник международной программы HESP reSET по исламоведению (2011 - 2014 гг.)

В 2003 - 2004 гг. работал в администрации Казани специалистом по внешним связям. 

2005 - 2011 гг. – автор и продюсер ряда интернет-проектов ("ТатПолит.Ру", "Узебез.орг", dakazan.ru и др.), дважды победитель конкурса "Звезды Татнета".

2006 - 2007 гг. – редактор отдела политики газеты «Молодежь Татарстана».

2008 - 2009 гг. – директор ООО "Образцовая типография".

С 2009 года – главный редактор татарской деловой газеты «еТатар».

С 2011 года – старший преподаватель, доцент кафедры регионоведения и исламоведения, директор центра изучения исламской цивилизации ИВМО КФУ.

С 2013 года – директор российско-турецкого научного центра Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино, Москва.

Сфера научных интересов – мусульманские общины в Татарстане, ислам в республиканской Турции, ислам и модерн, кибермусульмане. Автор более 10 научных публикаций по проблемам ислама в Татарстане и Турции.

Общественная работа – координатор проектов творческого центра "Узебез" (2005 - 2012 гг.). Председатель бюро всемирного форума татарской молодежи (2006 - 2008 гг.). Автор идеи и логотипа акции "Мин татарча сөйләшәм!".