талгат-абдуллин.jpg
Талгат Абдуллин: «Мы действительно судимся с «Росгосстрахом» – разногласия возникли в показаниях температур»

АГРОБИЗНЕС КАК СРЕДСТВО ОТ СКУКИ

Министерство сельского хозяйства республики бьет тревогу в связи с тем, что может повториться страшная засуха 2010 года – дожди обходят Татарстан стороной – и советует аграриям активно страховаться. На этом фоне депутат Госсовета РТ и исполнительный директор Госжилфонда Талгат Абдуллин ведет борьбу за получение страховки для своей агрофирмы «Омара» из Мамадышского района – она сильно пострадала из-за природных катаклизмов 2009 - 2010 годов. Все это время он вынужден доказывать свою правоту в судах.

«Да, действительно мы судимся с «Росгосстрахом». Разногласия возникли из-за расхождений в показаниях температур. Поскольку в Мамадыше нет метеостанции, то мы пользуемся показаниям метеостанций из Елабуги и Кировской области. Между ними есть разночтения», – пояснил «БИЗНЕС Online» ситуацию Абдуллин…

По словам Абдуллина, сельским хозяйством он занимается с 2008 года. Его агрофирма «Омара» находится в Мамадышском районе, где он неоднократно избирался депутатом Госсовета РТ.

Впервые о том, что глава Госжилфонда занимается сельским хозяйством, широкой публике стало известно в ходе одного из субботних совещаний у Рустама Минниханова в августе 2011 года. Тогда агрофирма «Омара» попала в зону критики президента из-за снижения поголовья скота. «Начиная от того, что пахотные земли были заброшены и заросли лесом, пришлось их распахивать, заканчивая тем, что у нас не осталось ни одной животноводческой фермы. Скот вынуждены были держать в приспособленных свинофермах. В общем, целый комплекс причин», – объяснил тогда свои неудачи корреспонденту «БИЗНЕС Online» Талгат Мидхатович.

Уже в конце 2012 года Абдуллин на интернет-конференции нашей газеты рассказал, почему он занялся агробизнесом. «Если бы не сельское хозяйство, умер бы со скуки! Для меня это абсолютно новая отрасль, о которой я не имел понятия. Думаю, в сельском хозяйстве главное – с каких позиций подходить. Есть два способа: первый – интенсификация земли, чтобы получить больший результат; второй – улучшить плодородие земли, – размышлял он. – К сожалению, мы забываем традиции. А земля сельскохозяйственного назначения в дальнейшем будет только дорожать…»

ДЕФИЦИТ МЕТЕОСТАНЦИЙ

Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», Абдуллин предусмотрительно решил застраховать первый урожай. 8 сентября 2008 года агрофирма «Омара» заключила договор с ООО «Росгосстрах-Татарстан». Последнее приняло на страхование 400 га озимой пшеницы стоимостью 4,4 млн. рублей, а также 600 га озимой ржи (была оценена в 5,3 млн. рублей). Урожай был застрахован на случай частичной или полной гибели в результате засухи, заморозков, вымерзания, выпревания, града и т.д. Было в этом перечне даже землетрясение.

Чуть меньше чем через год агрофирма уведомила страховщика, что зимой 2008 - 2009 годов у нее вымерзли посевы, и это привело к их частичной гибели и, как следствие, недобору урожая. То есть наступил страховой случай. Однако РГС в выплате возмещения отказал. Тогда агрофирма «Омара» обратилась в арбитраж, требуя компенсировать ей потери в размере 1,7 млн. рублей. В ходе разбирательства сумма претензий сначала выросла до 8,7 млн., а затем снизилась до 3,9 миллиона. Но суды первых двух инстанций посчитали вымерзание посевов недоказанным и отказали в иске. По правилам страхования, к этому приводит понижение температуры воздуха ниже -25°С при отсутствии снега или ниже -30°С при высоте снежного покрова менее 5 сантиметров. Этот факт должен подтверждаться справкой метеорологов.

Весь корень проблем для абдуллинской агрофирмы заключается в том, что на территории Мамадышского района агрометеорологические наблюдения не проводятся. Ближайшая метеостанция находится восточнее – в Елабуге. Есть она и в Вятских Полянах, расположенных севернее Мамадышского района.

По наблюдениям вятско-полянской метеостанции, зима 2008 - 2009 годов началась почти на полтора месяца позже обычного. И погодные условия были действительно неблагоприятными. Но до вымерзания посевов дело все же не дошло: температура воздуха понижалась до -31,7° всего один день, да и снега было достаточно. Температура же почвы даже не приблизилась к критическим показателям (на глубине залегания узла кущения было отмечено -11.5 °С при допустимых -15° - -18°С). Елабужская метеостанция называла еще более благоприятные условия.

Тем не менее в январе 2011 года Федеральный арбитражный суд Поволжского округа отменил все решения по делу и направил его на новое рассмотрение. По его мнению, нижестоящие суды не дали оценку акту обследования полей от 5 мая 2009 года. Он был подписан как страхователем, так и страховщиком и подтверждал гибель посевов. А в дополнении было конкретно указано, что озимые погибли от вымерзания. Однако и в результате повторного рассмотрения дела (решение было вынесено 17 мая 2011 года) результат для сельхозпредприятии оказался неутешительным.

Но это не остудило судебный пыл владельца «Омары». Новый иск «Росгосстрах» получил от клиента по поводу засухи в июне 2009 года. Он требовал выплатить ему свыше 20 млн. рублей страховки. Тогда хозяйство Абдуллина на 3,5 тыс. га ячменя из-за отсутствия дождей при средней урожайности в 23,8 центнера с гектара получило всего 9,6 центнера. Это был единственный случай, когда иск «Омары» был удовлетворен. Но решение «не устояло» в последующих инстанциях…

Последний иск агрофирма «Омара» подала 17 августа прошлого года. На этот раз речь шла о взыскании 64,04 млн. рублей возмещения (позже требования были уменьшены до 12,5 млн. рублей) в связи с… заморозками 2009 - 2010 годов. 28 августа 2009 года агрофирма застраховала 3 тыс. га озимой ржи на 32,8 млн. рублей и такой же объем озимой пшеницы (на 31,2 млн. рублей). Показания упомянутых метеостанций вновь свидетельствовали не в пользу агрофирмы.

Поэтому 6 марта этого года, когда дело добралось до финала, никаких неожиданностей не произошло. Покидая судебное заседание, где судья в очередной раз произнес неутешительный «вердикт»: «В иске отказать», – представитель «Омары» в сердцах даже бросил корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Никогда не судитесь со страховщиками!» Словно в подтверждение этих слов 18 июня апелляция оставила это решение без изменения. Но, судя по упорству, который до сих пор демонстрировала «Омара», она продолжит борьбу в кассации…

АГРОСТРАХОВАНИЕ НЕ ПОШЛО

Газета «БИЗНЕС Online» выслушала и другую сторону конфликта. Фарид Хамадеев – руководитель ООО «Росгосстрах-Татарстан» – в курсе конфликта с АФ «Омара».

«Талгат Абдуллин у нас страховался, кажется, только один раз в 2009 году. Судебные разбирательства шли все по одним и тем же неурожайным годам. Буквально недавно суд в Самаре поставил точку в этом вопросе. Будет или нет подана жалоба, постановление апелляционной инстанции в любом случае вступило в законную силу, – говорит страховщик. – Таких договоров у нас немного. Мы практически не участвуем в страховании посевов. Почему агрофирма «Омара» обратилась именно к нам? Во-первых, у нас во всех районах есть агентства. Во-вторых, тогда мы сделали попытку заняться страхованием сельхозкультур. Но она получилась не очень удачной. Из-за Абдуллина в том числе».

фарид-хамадеев.jpg

Гендиректор ООО «Росгосстрах-Татарстан» Фарид Хамадеев: «Если опасные погодные явления не проходят по условиям страхования, значит, не проходят»

Руководитель татарстанского филиала РГС не сомневается в своей правоте. «Там не было опасных явлений, которые предусмотрены правилами страхования. Что же касается отличающихся показаний метеостанций – мы пользуемся тем, что есть. Можно говорить разные вещи. Но существуют определенные установки, предусмотренные законодательством. Есть правила, и есть условия страхования. Если погодные явления не проходят по этим условиям, значит, не проходят. В случае с хозяйством Абдуллина, насколько я знаю, были попытки на местном уровне надавить на наших работников. С нашего специалиста взяли справку, что он заходил на поля, смотрел, что вроде бы все умерло. Но он не является экспертом», – вспоминает Хамадеев.

ОБЪЕКТИВНУЮ КАРТИНУ ИЗ-ЗА НЕРАЗВИТОСТИ МЕТЕОСЕТЕЙ ПОЛУЧИТЬ ПОКА СЛОЖНО

Ильдус Габдрахманов – заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ по земледелию понимает проблемы Абдуллина, отмечая, что он не одинок.

«Таких случаев, как у владельца агрофирмы «Омара», по республике много. Во-первых, страховые компании с большим нежеланием отдают свои деньги. И сами товаропроизводители в этих вопросах не всегда действуют грамотно. У страховщиков свои юристы. Вроде бы, технологические процессы все прописываются. Но упустил пару дней, они уже предъявляют это как претензию и в качестве страхового случая не принимают. Нюансов много. Хотя и наши сельхозпроизводители сейчас уже стали более компетентными, – считает Габдрахманов. – В целом по республике мы страхуем 1,2 - 1,3 миллиона гектаров посевов ежегодно. Если бы от этого пользы не было, скорее всего, товаропроизводители не стали бы этого делать. Несколько случаев недобросовестности со стороны страховщиков или самих товаропроизводителей если и происходят ежегодно – это рабочий процесс. В этом не только страховые компании виноваты. Иногда сами хозяйства что-то не до конца сделали или денег не было внести очередной платеж страховщику… Без этого не бывает, все мы учимся».

Прокомментировал замглавы татарстанского минсельхоза и проблемы метеостанций. Он признает, что объективную картину из-за неразвитости метеосетей получить пока сложно, но ситуацию может изменить новая госпрограмма. «Даже в одном населенном пункте погодные условия могут быть локальными: здесь дождь прошел, а тут нет. Поэтому сегодня в республике и устанавливаются автоматические метеостанции, которые передают наличие осадков, силу ветра, температуру. Они закупались через Росгидромет по госпрограмме, – рассказывает Габдрахманов и делится своими тревогами. – В республике вновь складывается аномальная ситуация. По трем-четырем метеостанциям порог по опасным явлениям мы уже прошли. Но какие районы к ним будут «привязаны» – тоже большой вопрос».

«СТРАХОВАТЬ ПРОПАДАЮЩИЙ УРОЖАЙ – ВСЕ-РАВНО ЧТО СТРАХОВАТЬ ГОРЯЩИЙ ДОМ»

Газета «БИЗНЕС Online» узнала мнение экспертов о ситуации с агрострахованием в республике.

Рустем Сабиров – президент союза страховщиков РТ:

- Страхование урожая – направление специфическое, которое в целом в стране не очень развито. Это, мягко говоря, закрытый вид. В последнее время он сопровождался рядом скандалов в Нижегородской области и Башкирии. Как выяснилось, использовались серые схемы с использованием бюджетных средств.

Страхование зиждется на математике. Надо понимать, что для того, чтобы страховать урожай, нужно, по крайней мере, не терять на этом денег. Грубо говоря, застраховав сто автомобилей, страховая компания знает, что один из них угонят, а 15 - 20 попадут в аварию. Исходя из этого устанавливается и тарифная ставка.

Татарстан принципиально отличается от других регионов России – он находится в зоне неблагоприятного земледелия. Поэтому тут все очень непросто. В этом страховании математики, по-моему, меньше всего. Больше политики и административного давления. Страховщики берутся за страхование урожая не все, неохотно и на каких-то определенных условиях. А если урожай уже сгорел, публично говорить : «Ребята, давайте страхуйте», это тоже самое, что, если у вас горит дом, вы выходите с предложением его застраховать.

С большой степенью вероятности можно утверждать, что с урожаем у нас будут проблемы. Это подтверждается официальным заявлением минсельхоза республики. И страховать пропадающий урожай – все-равно что страховать горящий дом: получишь рубль страхового взноса, чтобы потом отдать миллион.

Если бы все посевы были застрахованы заранее, тогда была бы вероятность: эти сгорели, эти не сгорели, с погодой то ли повезло, то ли нет. Но если даже ничего не случится, скажут: «Опять страховщики на чем-то нажились». Когда страховые компании выплачивают в тысячу раз больше, чем собрали, почему-то это никого не волнует. И это ведь не только бизнес, а еще и определенная социальная составляющая – выплаты сотен тысяч страховок пострадавшим гражданам, потерявшим свое имущество или здоровье. В конце концов, эта отрасль обеспечивает гарантии многим и многим семьям, а, значит, и экономическую стабильность общества.

Айрат Мустафин – начальник управления агропромышленного комплекса, земельных отношений и потребительского рынка кабинета министров РТ:

- Министерство сельского хозяйства республики в эти дни провело семинары в 6 зонах по ситуации с засухой. В том числе на них обсуждался вопрос со страхованием. Сроки по разным культурам разные. По гречихе, например, можно еще до сих пор страховаться.

Ситуация со страхованием у нас сложная. Многие товаропроизводители весной на посевную привлекали кредиты. И сейчас для того, чтобы дополнительно кредитоваться, у них нет залоговых ресурсов, нет возможности дополнительно обеспечивать ежемесячные платежи. То есть свободных денежных средств нет. Хотя, конечно, везде по–разному. Где-то оформляют страховые полисы – если есть деньги. Это в целом непростой вопрос. Например, по прошлым годам выплаты составили не более 60 процентов от страховых премий. И многие товаропроизводители судились со страховщиками, чтобы получить возмещение. Эти тяжбы завершились по-разному.

Ильдус Валеев – начальник отдела развития отраслей земледелия минсельхозпрода РТ:

- Татарстан является зоной неустойчивого увлажнения. В целом, возможно, осадков и достаточно, но их выпадение неустойчиво по периодам.

Нельзя сказать, что Мамадышский район у нас такой уж засушливый – он находится в середине республики. Как правило, у нас от недостатка дождей всегда страдал юго-восток – Заинский, Бугульминский, Азнакаевский районы. В 2009 году эпицентр засухи находился именно там – пострадали 14 районов. Самым масштабно засушливым был 2010 год – под ударом оказалась практически вся республика. Мамадышский район точно входил в число пострадавших. Мы в Москве тогда «защитили» около 6 миллиардов рублей. То есть федеральный бюджет признал ущерб на эту сумму. И эти потери были нам компенсированы. А в последние годы в зоне риска оказались и северные районы – прикамская зона. Сейчас тоже чувствуется недостаток влаги в почве – критерии засухи уже практически настали.

Это проблема не только Абдуллина – всех. К сожалению, у нас далеко не каждый район обеспечен своей метеостанцией: на 43 района их не больше 13 - 15. Но в Мамадыше, кстати, метеостанция уже закуплена и сейчас запускается.

==table208==

Справка

Агрострахование в 2013 году: за первый квартал 2013 года по страхованию урожаев с господдержкой страховщики собрали 249,5 млн. рублей премии и получили 37,5 млн. рублей госсубсидий. Выплаты составили 874,7 млн. рублей – говорится в данных ФСФР.

По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарстана, озимые посевы урожая этого года застрахованы на площади 232,6 тыс. гектаров. Это на 130 тыс. га меньше, чем в прошлом году. В 2012 году было застраховано 46% от всех посевов.