460.jpg
 

Сейчас мы их проверим, сейчас мы их сравним…
Из м/ф «Золотая антилопа» 

ЗЕЛЕНЫЕ РОСТКИ И ВСТРЕЧНЫЕ ВЕТРЫ 

Нет, речь не о друидах, сокрывшихся от мира в холмах древней страны Эрин. Все куда более прозаично и приземленно. В начале этой недели в Лох-Эрне, недалеко от одноименного озера, прошел саммит G8 – в теории, одно из ключевых событий года, где лидеры крупнейших стран мира обсуждают глобальные вопросы и проблемы, намечают пути решения их, заглядывают в будущее. При этом перед глазами у меня текст, который писался мной чуть более года назад по итогам предыдущего саммита, проходившего в конце мая 2012 года. Отличный повод сравнить ситуацию по итогам этих мероприятий тогда и сейчас. 

Прошлый саммит запомнился тем, что от России на него вместо (как это положено по протоколу) президента отправился премьер-министр, вместо Владимира Путина в американский Кэмп-Дэвид полетел Дмитрий Медведев. Последний был в своем репертуаре: он накануне освоил сервис Instagram, наделал фотографий с борта самолета и немедленно их разместил; изрядное достижение, кто бы спорил. Он же на итоговой пресс-конференции заявил, что данный саммит являлся самым продуктивным за пять лет, а также отметил, что Россия готова ко второй волне кризиса, хотя прямых угроз и нет; стоит отметить, что именно тогда и началось торможение экономики России, ныне вызывающее нешуточное беспокойство в Кремле. В остальном же саммит был практически пуст. Заголовки вроде «G8 добилась успехов при обсуждении проблем положения в зоне евро и ситуации на энергетических рынках», «Лидеры G8 пришли к выводу, что Греции необходимо остаться в еврозоне», «Главная задача G8 — обеспечение экономического роста и борьба с безработицей» говорили об этом со всей ясностью: это прекрасно, что лидеры восьмерки пришли к согласию по некоторой проблеме, но где же предлагаемые решения, хотя бы на уровне нестрогих рамок и направлений? Увы, с этим было туго. Столь же невнятным был итоговый документ саммита; слова «в мировой экономике видны «обнадеживающие признаки», но сохраняются «сильные встречные ветры»», пришедшие на смену риторике «зеленых ростков», по сути являлись очередным свидетельством господствовавшего тогда (да и, пожалуй, сейчас тоже) подхода, связанного со словесными интервенциями, своего рода «заклинаниями экономики». 

Прошел год. И прогресс, безусловно, есть. Основным итогом нынешнего саммита следует считать достижение рамочного соглашения о создании зоны свободной торговли между США и ЕС – и на этом стоит остановиться поподробнее. 

О начале детальных переговоров на эту тему объявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Предполагается, что это соглашение, будучи реализованным по всем пунктам, принесет экономике ЕС 100 млрд. фунтов стерлингов, экономике США – 80 млрд. фунтов стерлингов, остальным странам – 85 млрд. фунтов стерлингов. Помимо этого, договор позволит создать около 2 млн. рабочих мест, а потребительские цены снизятся. Следует отметить, что в настоящее время товарооборот между ЕС и США составляет $646,6 млрд., США для ЕС являются крупнейшим рынком сбыта и третьим по масштабу поставщиком товаров, ЕС для США является вторым по значимости по обоим этим показателям; иначе говоря, торговля между этими двумя крупнейшими регионами планеты и так является весьма развитой, более того, текущие импортные/экспортные пошлины на товары сравнительно низки. Возможное создание зоны свободной торговли обсуждалось уже несколько лет, но рабочая группа была создана лишь в 2011 году, на саммите же последовало объявление о достижении принципиальной договоренности, а сам договор планируется заключить к концу 2014 года. 

КОПЕЙКИ НА ФОНЕ ТРИЛЛИОНОВ 

Именно здесь и начинаются сложности. Так, США очень не хотят каким-либо образом ограничивать свой финансовый сектор (он составляет 8% ВВП в США и 5% – в ЕС). ЕС же, наоборот, считает, что глобальное реформирование финансового регулирования способно принести большие выгоды. При этом известно, что регулирование финансовой сферы еще никогда не являлось частью каких-либо договоренностей, заключенных США. Другой вероятной сложностью может стать позиция Франции, которая настаивает на выводе из-под соглашения всей сферы кинопродукции. По мнению французов, национальные правительства должны сохранить право решать, как поддерживать культуру, и Франция здесь опасается экспансии Голливуда. 

Иначе говоря, государства могут упереться в защиту своих национальных интересов (как они их понимают), и это может подложить мину под все соглашение в целом. Впрочем, это будет видно в будущем. 

Главный вопрос, однако, не в этом, не в шансах соглашения на реализацию. Почему вообще эта тема всплыла вот именно что сейчас? Понятно, саммит, надо же чего-то предъявить общественности, как-то ее успокоить, объяснить временные трудности… Дело в другом. Миллиардные цифры выглядят красиво на бумаге, но эти выгоды не дело ближайшего будущего, а растянуты на долгий срок! Так, по данным Bloomberg Government Study, Всемирного банка и Еврокомиссии, реализация договора добавит 0,5% ВВП странам ЕС к 2027 году, рост США составит 0,4%, американским компаниям он позволит сэкономить $6,4 миллиарда. 

Вообще говоря, это слезы. Копейки на фоне триллионных бюджетов и многомиллиардных дефицитов. Создается впечатление, что власти США и ЕС хватаются за соломинки – где бы еще изыскать средств для поддержания штанов, хоть сколько, хоть немножко. Все это, конечно, похвально, это, согласно ортодоксальной теории, есть нормальное рыночное поведение экономических агентов. Но «теория, мой друг, суха», и такое вот крохоборство власть предержащих наводит на невеселые мысли. 

Другим значимым событием саммита стала договоренность о координации на мировом уровне противодействия уходу от налогов. По этому соглашению предполагается осуществлять автоматический обмен информацией на международном уровне, а транснациональные корпорации должны будут предоставлять налоговым властям данные по налогам, даже если они уплачены в другой стране. Положительно об этой договоренности высказывались все, включая среди прочих главу МВФ Кристину Лагард. «Уклонение от уплаты налогов на международном уровне создает риски для доходов государств и подрывает авторитет всей налоговой системы у граждан развитых и развивающихся стран, — заявила она. – В данный момент, когда практически все правительства нуждаются в дополнительном финансировании для сокращения посткризисного госдолга или для социальных инвестиций, борьба с уклонением от уплаты налогов должна возглавить список мер, способных увеличить доход государств». 

ЧТО ЖДЕТ РОССИЮ? 

Вот так вот, все сказано прямым текстом. Все эти меры совершенно однозначно имеют в своей основе одно и то же желание – изыскивать средства где только можно, более того, недавний накат на офшоры (тут и Кипр, и вскрытие списков людей, использующих Британские Виргинские острова, и давление на Люксембург со Швейцарией, договора об обмене инфомацией с Гернси и прочими островами) является свидетельством такой же политики. В том же ключе следует рассматривать и институционализацию подхода «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» в отношении банков; речь о том, что все больше идет разговоров и принимается мер, согласно которым в случае проблем у банка активное участие в спасении его должны принимать его вкладчики, ранее это казалось немыслимым. Государства изыскивают средства всеми способами, государства стремятся навести порядок. И связано это с тем, что у государств попросту не хватает денег.

Это и есть основной итог саммита – вот такое вот завуалированное признание проблем, и об этом и речи не шло год назад. Соответственно, не должны никого вводить в заблуждение слова председателя Евросовета Хермана Ван Ромпея о том, что евро выжил и все восстанавливается. Ситуация в регионе хуже, чем была год назад, и этого не исправить никакими заклинаниями. 

Это, в конечном итоге, коснется и России. На удивление итоговое коммюнике саммита об этом говорит совершенно однозначно: «В России низкий уровень безработицы, она находится в благоприятном финансовом положении, однако медленный рост мировой экономики и нестабильные цены на сырьевые товары будут оказывать негативное влияние». Так и есть.  Европа – наш крупнейший торговый партнер, импортер энергоносителей, и проблемы там неминуемо отразятся на нас, хотим мы того или нет. 

Александр Виноградов

Читайте также:

Как Европа стала «больным человеком планеты»

Европу ждет либо вертикаль власти, либо судьба лоскутного одеяла