ОТ ДОЖДЯ НЕ ИЩУТ
В воскресенье в 16:15, через четверть часа с момента открытия Сабантуя в деревне Мингер, пошел дождь. Гости праздника смотрели на серо-синюю тучу, нависшую над широким майданом, из-под зонтов. Торговцы тоже поглядывали на небо, однако большинство их хмурых взглядов блуждало между гостями, спрятавшимися от непогоды под одной из многочисленных сцен, и мангалами, на которых уже томилось мясо. «Хорошая погода, – произнес бабай, поймав эти недовольные взгляды. – Праздник плуга! Что для посевов хорошо, то и для нас хорошо». Народ под сценой хмыкнул. Через 20 минут дождь кончился. «Хорошая погода», – еще раз повторил бабай. «Что для людей хорошо, то и для посевов айбят», – передразнил его кто-то. Дедушка не обратил внимания, улыбнулся и вышел из-под сцены на солнце.
Новые гости медленно и ленно спускались к праздничной площади. Шатры и сцены, разделенные на две части неширокой речкой, разбили под холмом. Платки торговцев – первое место, куда попадали вновь прибывшие. «Ай-яй», – замечали бабушки, смотря на ценники: сосиска в тесте – 50 рублей, сто граммов шашлыка – 150 рублей. Молодежь цен не пугалась: отоваривалась и расходилась по площади.
ВЕЛОСИПЕДЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Первыми стартовали турниры по шахматам и шашкам. Чуть поодаль, у двух искусственных озер, начались «Большие гонки», как говорили, раздеваясь до трусов, участники конкурса. Они карабкались по надувным препятствиям, периодически падая в воду. «Рустам, минута егерме секунд. Булды!» – прокричал ведущий. Довольный и мокрый Рустам выиграл велосипед – главный приз большинства сабантуйских соревнований. Велосипеды с хромированными крыльями, как будто специально выписанные из советского прошлого, раздавали чуть ли не пачками. Вот и Рустам уехал к главному майдану, крутя педали.
Вокруг сцены детского майдана столпились взрослые, а ребятишки, выстроившись на сцене в шеренгу, поочередно подходили к микрофону. «Буляк алып кит» («Возьми подарок» – авт.), – говорит ведущая, выслушав очередную песню или стих. Кто-то из малышей поет на татарском, кто-то читает на русском. Родители одинаково радуются и Пушкину, и Тукаю. «Хорошо, что есть каникулы: летние, зимние», – поет девочка по имени Феруза. Зрители хлопают. Марсель – мальчик, наверное, лет пяти, прочитав стихотворение про «абику» (бабушку – авт.), низко кланяется и срывает куш аплодисментов. Совсем маленькие дети танцуют с плюшевыми крокодилом Геной, диснеевской Минни Маус и бегемотом из мультфильма «Доктор Айболит». Последний почему-то пользуется наибольшим успехом у детворы – малыш, едва научившийся ходить, держит бегемота за палец и смотрит на него с уважением, если не благоговением. В это время самая старшая из конкурсанток начинает петь что-то из Рианны или Бейонсе. Кто-то из родителей подпевает.
ДЕСАНТУРА И КОЛКА ДРОВ
Рядом с детским майданом начинаются соревнования по скоростной колке дров. Соревнуются по двое: сначала бегут за поленьями, распиливают их на две части, после начинают орудовать колуном. Комплекция и объем бицепса, как выясняется, никакой роли не играют. Главное – сноровка.
- Фамилия? – спрашивает ведущий у победителя.
- Загидуллин, – отвечает грузный батыр в резиновых сапогах и с татуировкой «За ВДВ» на плече.
- Полторы минуты. Молодец! – ведущий записывает результат в блокнот.
В 100 метрах от спортивной рубки дров начинаются соревнования по сумо. «Я думал, что сумоисты будут настоящими, а они дутые», – жалуется мальчик своему папе. Девушки выходят на татами в поролоновых костюмах, начинают бороться весело, потом чуть яростнее. Заканчивается битва подозрением на сотрясение мозга. Вокруг пострадавшей сгущается толпа, молодой человек бежит за доктором. В момент, когда доктор прибегает, о татами ударяется еще одна «сумоистка». Судья в белой кепке с надписью «Мингер» вздыхает: «Все! Тормозите-ка».
В 7 часов вечера на главном майдане Сабантуя начинается торжественное открытие праздника. На арену выезжают несколько раритетных автомобилей, впереди «ЗИС-5», в кузове которого девушки и парни в праздничных татарских костюмах. Выпрыгнув из грузовика, они начинают танцевать. Автомобили продолжают ездить по кругу вдоль трибун. Из одного «ГАЗа-21» машет рукой «веселенький», как замечает кто-то из зрителей, Владимир Ильич Ленин, из другого – Леонид Ильич Брежнев времен глубокого застоя – при орденах, с густыми бровями. После автомобилей круг почета делают байкеры, которые передают эстафету певцам. Параллельно с их выступлениями начинаются национальные конкурсы: бег с яйцом в ложке, битье глиняного горшка с завязанными глазами. «Ельцин в 1991 году так же горшок разбил, – обращается к жене на татарском пожилой мужчина в тюбетейке, – Это было на Сабантуе в Арске. Я там был!» Жена кивает. Видимо, слышала эту историю не один и не два раза.
Ведущий объявляет об официальном открытии праздника. «Перерезать ленточку» с VIP-трибуны спускается директор стадиона «Казань-Арена» Радик Миннахметов, чья семья организует Сабантуй в родном Мингере уже не первый год.
«Исямесез! Хаерле кич! Я приветствую вас всех от лица семьи Миннахметовых. Хотелось бы рассказать нашей деревне о том, что мы уже в 15-й раз проводим здесь Сабантуй», – говорит Миннахметов-младший в микрофон.
«Нарся ул айтя?» – спрашивает бабушка в платке у своей молодой соседки.
«Сабантуе ачала», – отвечает соседка.
«Кызым, Сабантуй бит башландык», – смеется бабушка.
БОЛЬШЕ ЧЕМ НА УНИВЕРСИАДЕ
Миннахметов продолжает: «Так получилось, что нынешний праздник совпал с Универсиадой: до дня старта – 6 июля – осталось ровно 27 дней. Я хотел бы всех вас пригласить на открытие Универсиады, где будет представлено 27 видов спорта. У нас на Сабантуе немного больше – 33. В два раза больше по сравнению с прошлым годом».
Зрители хлопают. «Надеюсь, праздник вам понравится. Объявляю Сабантуй открытым. Спасибо!» – директор стадиона 45-тысячника и уроженец Мингера поднимается на VIP-трибуну. На поле выводят телегу с бараном. Четыре юноши в национальных костюмах проносят подобие палантина по кругу – вдоль трибун. Баран бьет копытцем – наверное, не понимает, что попал на праздник.
Часть публики покидает главный майдан – на параллельных площадках начинаются гонки по пересеченной местности, чуть позже – соревнования по мотофристайлу. Недалеко от речки, где выстроились багги, квадроциклы и внедорожники с огромными колесами, намыта специальная трасса. Зрители выстроились по обоим берегам, оккупировали пешеходные мосты. Машины с шумом погружаются в грязь, гости Сабантуя радостно хлопают. У искусственных озер ограждения, за которыми трое мужчин ковыряются в двигателе багги, рядом почему-то топится самовар.
НА САБАНТУЙ С БРОНЕВИКА
У заднего входа сцены, которым пользуются артисты, столпотворение. На проверку ажиотаж оказывается легко объясним – гости Сабантуя добрались до вождя мировой революции. Ленин подозрительно не картав и имеет несколько раскосые скулы. Это не смущает желающих с ним сфотографироваться. «Откуда? С броневика слез. Шучу. Из Ленино-Кокушкино. Моя резиденция здесь недалеко – километрах эдак в 30», – объясняет Владимир Ильич свое появление. Чем дальше, тем веселее. «Владимир Ильич в 1917 году этот праздник придумал, – говорит любимый дедушка пионеров и октябрят. – Я пошел на Зимний дворец и хорошенько там повеселился – получился Сабантуй. Идеология Сабантуя вполне коммунистическая».
Большинство собравшихся слушают Ильича внимательно. Многие из них, судя по возрасту, были и юными ленинцами, и комсомольцами. «Первое – народ посадил в землю ростки, чтобы осенью собрать плоды. Посадил? Надо гулять. Ну это как бы у нас, у татар, – Владимир Ильич даже не пытается скрыть своей национальности. – Вот у русских каждый день может быть Сабантуй. У нас по-другому. Более дисциплинировано».
Над майданом проносится вертолет. Люди показывают на него пальцем. «Минниханов прилетел», – говорит молодой человек в ковбойской шляпе, которых в толпе, наверное, едва ли меньше, чем тюбетеек. «Пошли на президента посмотрим», – отвечает ему товарищ, указывая на главный майдан.
Под VIP-трибуной – молодые люди в кепках организаторов Сабантуя. Нина Галеева – исполнительный директор группы компаний «Мид», принадлежащей Джаудату Миннахметову, по совместительству еще и бессменный организатор мингерского Сабантуя. В руках у нее рация, которую координатор торжества периодически подносит к уху.
«Сабантуй, к которому мы начинаем готовиться еще в феврале, проходит планируемо. Мы хотели увидеть чуть более чистый главный майдан, перенеся все конкурсы на другие площадки: спортивный майдан, детский майдан. В принципе, у нас это получилось, – рассказывает для газеты «БИЗНЕС Online» Галеева. – На центральном майдане – только выступления артистов, финальные конкурсы и награждения. Все распланировано таким образом, чтобы столпотворения было не в одном месте, а народ бы рассредоточен. Как итог – молодежь комфортно себя чувствует, старики хорошо себя чувствуют, родители, отведя детей на детский майдан, могут не переживать за них».
«ЕСТЕСТВЕННО, ДЛЯ ВСЕХ ХОРОШИМ НЕ БУДЕШЬ НИКОГДА»
По словам организаторов, подсчеты количества пришедших можно будет производить только по итогам видеосъемки с воздуха. В прошлом году по результатам аэросъемки насчитали около 20 - 25 тыс. человек.
«Массовость и наполненность Сабантуя играми и представлениями делают праздник плуга в Мингере особенным для всей страны, – продолжает с гордостью Галеева. – Более 30 игр сегодня были представлены для публики: и национальных, и детских, и просто развлекательных. Везде обеспечен призовой фонд. Семья Миннахметовых старается, чтобы этот праздник был особенным – все-таки это их родная деревня».
Главный распорядитель Сабантуя отвлекается на рацию, но уже через 10 секунд продолжает рассказывать об еще одной гордости – известности Мингера за пределами Татарстана и тем более Сабинского района. «С каждым годом все больше людей из других регионов знают, что именно у нас можно весело и здорово отметить Сабантуй, – собеседница опять косится на рацию, но она молчит. – Мы не хотим побить рекорд по количеству пришедших. Естественно, для всех хорошим не будешь никогда. Это правило жизни. Есть люди, которым что-то не нравится, однако с каждым годом количество отдыхающих не убывает, а, наоборот, прибавляется, можно говорить, что мы идем по правильному пути».
РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ И АЛЛА БОРИСОВНА
Во время беседы на соседней сцене начинает петь Владимир Кузьмин. «Доброй ночи, Казань», – кричит он зрителям, которые из-за всеобщего веселья не обращают внимания на неточность певца. Тем временем трибуны главного майдана смотрят финал борьбы на поясах и ждут выхода Рустама Минниханова.
- Кого будет награждать президент? – перешептываются на трибунах.
- Абсолютного батыра среди мужчин, – отвечают рядом.
В 11 часов ночи над искусственными озерами взрывается салют. Разноцветные взрывы красиво отражаются в воде. После салюта к пьедесталу выходят победители борьбы на поясах. «Абсолютный батыр» степенно поднимается на ступеньку с римской единицей. Напротив него Джаудат Миннахметов в форме автогонщика – видимо, он тоже пилил по грязевой трассе на багги. С трибуны на награждение смотрят бизнесмен Фоат Комаров, Миннахметовы-младшие и другие почетные гости. Президента на трибуне нет.
«Ничего удивительного, – говорит девушка в белой кепке с надписью «Мингер» подруге. – Меня сегодня спросили: «А где Алла Пугачева? Мне сказали, что она приехала». Вот и Рустам Нургалиевич не смог».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.