Командующий воздушно-десантными войсками, генерал-полковник Владимир Шаманов рассказал сегодня на пресс-конференции в Москве, что по поручению министра обороны Сергея Шойгу объехал все заводы, производящие технику. В том числе посетил он и КАМАЗ, где главный конструктор завода представил колесный бронеавтомобиль «Тайфун». Однако в конкурентной борьбе в этом сегменте, судя по высказываниям Шаманова, камский автогигант уже проиграл.

- Что касается конкурентоспособности 10 - 12-местного автомобиля под названием «Тайфун». На сегодняшний день изделия, к сожалению, нет, и поэтому говорить, не проведя сравнительных испытаний, нельзя. Я бы даже не рискнул сказать, какую часть сегмента бронированной автомобильной техники они могут занять. А «Тигр-М» уже в ближайшее время поступит на вооружение наших войск, и прежде всего в полк спецназа на Кубинке, - рассказал Шаманов.

Бронеавтомобили «Тигр-М» выпускает расположенный в нижегородской области Арзамасский машиностроительный завод, они уже запушены в серийное производство. В автомобиле используется дизельный двигатель ЯМЗ 5347-10 российского производства, количество посадочных мест в них увеличено до 9.

ТЕ ПАРАМЕТРЫ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ ИМЕЕТ КАМАЗ, НАМ НЕ ПОДХОДЯТ

Очень туманные перспективы у КАМАЗа и по другим видам автомобилей. Особенно с учетом нового требования минобороны опираться на собственную промышленность. А те образцы, которые есть, требуют, по мнению главного десантника России, доработки.

- Если говорить о других моделях, то здесь надо учитывать, что если для сил общего назначения у КАМАЗа есть изделия, то для нас есть ограничения. Прежде всего мы ограничены подъемной тягой самолетов, поэтому те параметры, которые сегодня имеет КАМАЗ, нам не подходят. А тот двухосный "КАМАЗ", который имеется для нас, под него еще надо создавать платформу. Под двухосный "КАМАЗ" у нас нет платформы, поэтому есть проблема. Я думаю, в течение двух лет платформа появится. Вот такие перспективы у КАМАЗа», - заключил Шаманов.

"РЫСЬ" МАЛОПРИГОДНА К РОССИЙСКИМ УСЛОВИЯМ

Высказался генерал и о совместном проекте КАМАЗа и Iveco под названием «Рысь». Похоже, шансов встать на вооружение у бронеавтомобиля остается все меньше.

- Вы знаете, что поездка министра обороны в Воронеж (именно там изначально планировалось производить «Рыси» - прим. ред.) и проверка показали, что технической документации нет, по тактико-техническим характеристикам автомобиль малопригоден к нашим условиям. И плюс к этому отсутствие понимания в вопросах поддержки эксплуатации, ремонта и так далее.

Одним из главных эксплуатационных минусов "Рыси" стала невозможность полного сопровождения производителем жизненного цикла машины.

- Сегодня министр обороны поставил конкретную задачу - опираться на собственную промышленность. Второе - изделия должны сопровождаться производителем, всю технологическую жизнь от выпуска: эксплуатация, регламентные работы, утилизация. Это абсолютно справедливая постановка вопроса, потому что так живет весь цивилизованный мир.

На КАМАЗе комментировать газете «БИЗНЕС Online» заявления Шаманова отказались.

3.jpg

"ЭЛЕРОНУ" ПРЕДЛОЖИЛИ ОБЪЕДЕНИТЬСЯ С ЗАВОДОМ ИМЕНИ ПОПОВА

Оснащение ВДВ беспилотными летательными аппаратами – также важная задача. При этом Шаманов отметил, что есть интерес не только к разведывательным машинам, но и к ударным. С образцами казанского производства в ВДВ знакомы, однако текущий уровень готовности БЛА недостаточный:

- По беспилотным летательным аппаратам казанское производственное объединение «Элерон» нам предложило, и мы работаем. Сегодня «Элерон» в разведывательно-управляемом варианте выходит на стадию получения литеры О-1, но сегодня этого уже мало. И поэтому у нас есть наработки и с заводом имени Попова (Омское производственное объединение «Радиозавод им. Попова» - прим. ред.), мы бы им рекомендовали, чтобы они объединялись. Мне кажется, что у казанцев больше технических мыслей, а производственных возможностей больше у омичей. Почему бы им не скооперироваться? Есть вопросы и по ижевскому беспилотнику, есть наработки и у «Транзаса» в Санкт-Петербурге, мы в этом вопросе открыты для сотрудничества. Предлагаете, и мы будем все в войсковых условиях на разных учениях проверять, - подытожил Шаманов.

БОЕВАЯ МАШИНА БУДУЩЕГО

Рассказал Шаманов и о перспективных проектах, в частности, сообщил, что в войсках почти не используется робототехника, как, например, это делают в МЧС. Есть видение и того, какой должна будет стать боевая машина будущего.

- Она видится на стыке винтокрылого среднего вертолета с мощным комплексом вооружения, способным совершать боевые броски от 10 до 40 - 70 километров, что позволит значительно повысить маневренность войск на поле боя. Машины эти будут со складывающимися винтами, достаточно просты в управлении и должны быть недорогостоящими. Подходы и наработки в этом направлении имеются, - отметил Шаманов.

Справка

Бронированный автомобиль LMV M65 создан в 2001 году компанией Defence Vehicles (подразделение IVECO) и имеет 6-й класс защиты за счет использования панелей из керамической брони. LMV M65 выдерживает подрыв взрывного устройства под колесом или днищем мощностью 6 кг в тротиловом эквиваленте. Он рассчитан на размещение. Вместимость машины - пять человек, боевая масса - 6,5 т, максимальная масса буксируемого груза - 4,2 т, запас хода - 500 километров.

«КАМАЗ-63968» «Тайфун» был впервые показан широкой общественности в мае прошлого года на выставке салона KADEX-2012 в Астане. Предназначение специального бронированного автомобиля «Тайфун-1» - это доставка подразделений особого назначения к месту спецопераций. Машина исполнена на базе шасси "КАМАЗ-4310". В снаряженном виде общая масса «Тайфуна» - не более 9,5 т, полная масса - 17,5 т, 6X6 (колесная формула), максимальная скорость машины - 80км/ч, преодолевает подъемы под углом до 23 градусов, расход топлива при этом - не более 35 литров на 100 километров. То есть при таком расходе машина может пройти без дозаправки 630 километров. Цена боевой машины «Тайфун» пока засекречена.

ЗАО «ЭНИКС» организовано в 1988 году. Численность персонала – 160 человек. Уставный капитал (на 29.04.2010) – 2 млн. 991 тыс. рублей. Выручка от продажи (31.12.2011) - 117,6 млн. рублей. Совладельцы – 38 физлиц.

Деятельность лицензирована Российским федеральным агентством по промышленности на разработку, производство и ремонт разведывательных и мишенных комплексов с беспилотными летательными аппаратами. В области системы качества предприятие сертифицировано СДС «Военный регистр» и госстандартом России. Предприятие имеет в собственности административно-производственный корпус площадью 4200 кв. м с территорией 2,5 гектара.

Комплекс дистанционного наблюдения Т23 «Элерон-3». БЛА Т23Э выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло», складные консоли которого обеспечивают его хранение в контейнере с размерами не более 0,9 х 0,5 х 0,12 м. БЛА оснащен расположенным в хвостовой части фюзеляжа электрическим двигателем с толкающим винтом. В полете обладает малой оптической, акустической и радиолокационной заметностью. Посадка - при помощи парашютной системы с высот от 30 м на неподготовленную площадку ограниченных размеров.

Взлетная масса – 3,8 килограмма. Размах крыла – 1,4 метра. Длина фюзеляжа – 0,42 метра. Диапазон скоростей - 65 - 110 км/ч, высота полета - до 3 тыс. метров. Продолжительность полета - 1,5 часа. Диапазон температур применения: -30... +40 град. Время подготовки к старту – 5 минут.

Комплекс дистанционного наблюдения Т10 «Элерон-10». Представляет собой развитие семейства Т23Э, с увеличенными габаритами, взлетным весом и весом полезной нагрузки.

Взлетная масса – 12 килограммов. Размах крыла - 2,2 метра. Длина фюзеляжа - 0,83 метра. Диапазон скоростей полета – 60 - 120 км/ч, высота полета - до 5 тыс. м, продолжительность полета - до 2 часов. Диапазон температур применения -30...+40 град. Время подготовки к старту – 15 минут.