НА ОДНОГО БЕЗРАБОТНОГО – ТРИ ВАКАНСИИ
Лезвия кадровых ножниц занесены сегодня над казанской экономикой. Потребности в квалифицированной рабочей силе растут день ото дня, а людей все меньше. Эту проблему сегодня обсудили на деловом понедельнике в мэрии Казани.
Как сообщил директор городского центра занятости Валерий Корнеев, зарегистрированных безработных в Казани за год стало в 1,5 раза меньше: было 7,7 тыс. человек, стало 5,3 тысячи. Уровень безработицы - ниже докризисного: с прошлогодних 1,26% он опустился до 0,85% (до кризиса было 0,9%, в пик кризиса – 2,4%). На одного безработного приходится по три вакансии (в горячий летний сезон доходило и до четырех).
Причина, как обычно, в дисбалансе структуры спроса и предложения. Почти три четверти (73%) вакансий – по рабочим профессиям, но среди безработных 60% - с высшим или средним образованием. Также Корнеев констатировал, что многие работодатели по-прежнему неохотно берут на работу соискателей старше 40 лет (с дискриминацией уже активно борется прокуратура). Еще одна проблема – трудоустройство инвалидов. Несмотря на то, что организацию рабочих мест для них государство готово субсидировать, за год удалось трудоустроить всего 73 человека.
Как отметил Корнеев в беседе с журналистами, по опыту проведения ярмарок вакансий можно видеть, что очень многие безработные и сами-то не сильно рвутся на работу.
- Видимо, есть у них где-то в кармане кошелек, есть, на что жить, - описал он свои впечатления.
С ним солидарен и градоначальник:
- Человеку, желающему заработать на кусок хлеба, в Казани точно есть предложения, - отметил Ильсур Метшин, призвав центр занятости сосредоточиться на помощи старшему поколению, инвалидам и подросткам. – Другое дело качество предложений – каждому хочется сразу руководителем банка или директором предприятия, особенно из молодых…
При этом он напомнил про тяжелую ситуацию в Европе, в частности, про Грецию и Испанию, где каждый второй молодой человек безработный. Вспомнил и про ситуацию 1990-х, когда люди не могли заработать на самое необходимое:
- Менее одного процента безработица сегодня, а международная практика и статистика говорят, что снижение безработицы на один процент - это снижение преступности на пять процентов - порадовался мэр за Казань и тут же предложил посмотреть на «обратную сторону медали» - кадровый голод в городском хозяйстве.
ТРЕТЬ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ - ГАСТАРБАЙТЕРЫ
Дефицит водителей у казанских перевозчиков – 532 человека, сразу же заявил председатель комитета по транспорту Айдар Абдулхаков. Всего на предприятиях казанских транспортников, по его словам, трудятся более 6,5 тысяч человек, из них водители – порядка 2,3 тысячи.
Заявки на обучение водителей постоянно «гуляют» по рынку труда – это и ярмарки вакансий, и объявления, и информация в центре занятости.
- Однако в 2012 году ни один человек из числа безработных не захотел устроиться на работу водителем автобуса, - грустно констатировал Абдулхаков.
- Еще раз: за весь 2012 год – ни один!? – удивился Метшин. – Нормально…
Между тем, Абдулхаков продолжал описывать перипетии непростого «хедхантинга» перевозчиков. Из 21 человека, обученных ремеслу в Казанском техникуме электротранспорта и производственном училище №137, работать в Казани остались только двое. МУП «ПАТП №2» для поиска кадров открыло свою автошколу, но из 84 обученных закрепились на предприятии только 22 человека. Не оправдало надежд и налаженное было сотрудничество с военкоматами. На работу были приглашены 126 демобилизованных военных, но работать в итоге не согласился никто.
В отчаянии вербовщики автопредприятий колесят районы РТ, Марий Эл, Ульяновскую область, Чувашию, но и оттуда водители предпочитают мигрировать в Москву, Самару или Санкт-Петербург.
- Например, АТП-9 набрали в Чувашии 20 водителей, организовав доставку, арендовав жилье в Казани, однако работает на сегодня только один, остальные уволились, - привел пример Абдулхаков. - Не устраивает уровень зарплаты, тяжелая дорожная обстановка…
- Сколько АТП-9 платит? – поинтересовался Метшин.
- Средняя заработная плата у водителей – 28,8 тысячи рублей, - ответил Абдулхаков. - К примеру, в Москве - 64,7 тысячи. В Самаре – 42, в Санкт-Петербурге - 48 тысяч рублей.
В итоге единственным источником пополнения рядов для казанских транспортников стали гастарбайтеры. Всего таких водителей в Казани, по словам Абдулхакова 650 человек – 30% от общего числа. Дальше Абдулхаков перешел к главной своей боли:
- На 2013 год 6 крупнейших перевозчиков подали заявку в минтруд РТ на выдачу 3 359 квот. Однако приказом Роструда РФ утверждена квота в 1 665 человек или 50 процентов от этой заявки, в том числе водителей – 1 204. А управление миграционной службы по РТ, в связи с ужесточением миграционной политики, и вовсе отказывает перевозчикам на получение документов по квотам, - сообщил Абдулхаков.
Выслушав доклад, Метшин выступил против столь сурового притеснения «бывших соотечественников».
- По гастарбайтерам, приезжей рабочей силе наша позиция четкая и понятная: у нас есть большое желание, чтобы работали на всех вакансиях только казанцы или жители близлежащих районов республики, - отметил он, сделав паузу. – Но если в 2012 году ни один безработный не пошел устраиваться ни в одно ПАТП на зарплату 28,8 тысячи рублей - это же о чем-то говорит! Как 64 тысячи платить? Это надо сделать проезд 40 рублей, мы тоже этого не можем!
Что касается претензий к качеству работы водителей из Средней Азии, то мэр предложил подготовить по этому поводу объективную статистику совместно с полицией и ГИБДД:
- Нарекания, конечно, к приезжим водителям есть, но хамство и лихачество национальности не имеют. Если попадает в ДТП водитель автобуса Иванов или Тухватуллин, никто ничего не скажет, а если мигрант - поднимется волна возмущения. Качество трудовых ресурсов важно, но всех одной краской мазать нельзя, - отметил мэр.
По его словам, директора предприятий в разговорах с ним часто отмечают, что иностранные водители, наоборот, самые дисциплинированные, их «не увидишь с похмелья утром на медицинском контроле».
«ОПОРА ЛЕНИНСКОГО МОСТА ОСТАЕТ ОТ ГРАФИКА НА 26 ДНЕЙ, А ОНИ К 9 УТРА ПОДТЯГИВАЮТСЯ!»
Монолитчики, сварщики, разнорабочие, каменщики, кровельщики, механизаторы, отделочники – от 25 до 40 тыс. рублей в месяц предлагают в Казани этим специалистам, но их тоже дико не хватает. Ситуацию в отрасли обрисовал первый замруководителя исполкома Азат Нигматзянов.
Главный казанский строитель привел в пример проблемы с кадрами на строящемся 45-тысячном стадионе (по нему недавно было объявлено о дефиците в 3 тыс. работников) и Ленинской дамбе. «Энергомост» - субподрядчик ПСО «Казань» - днем с огнем не может найти в Татарстане 56 монолитчиков, которые необходимы на главной развязке столицы. В ближайшее время эти рабочие прибудут из Баку.
- Основной мотивацией для работающих является заработная плата, - констатировал Нигматзянов прописную истину. – Однако действующее постановление кабмина РТ №572 определяет фонд заработной платы рабочего четвертого разряда в размере 16,2 тысячи рублей в месяц. За такие деньги сложно привлечь кого-то на стройку, тем более специалиста!
Среди причин также – потери в системе подготовки кадров: учиться особо никто не хочет, да и предприятия свернули действовавшие во времена СССР ведомственные учебные площадки. Сложившийся ныне принцип передачи навыков от опытного к молодому не обеспечивает передачи теоретических знаний. И, если дальше так пойдет, ситуация с дефицитом кадров будет развиваться и дальше, подвел итог Нигматзянов.
На это Метшин возразил, что проблема еще и в организации работ. И сослался на результаты вчерашнего – на этот раз утреннего – объезда казанских строек.
- Вот Ленинская дамба. Еду и вижу - азербайджанцы работают, 32 человека. Мы пришли, со всеми поздоровались, - поделился он впечатлениями. – Рядом опора, на которой работает ПСО «Казань» - в 8:30 подошел один тракторист, в 8:40 – еще один крановщик. Наши только еще просыпаются! Ни одной души – опора отстает от графика на 26 дней, а они к 9 утра начинают подтягиваться!
Что касается зарплат, то возможность раздувания смет мэр с ходу отмел:
- Да, работники из соседних регионов, жалуются – 16, 20 тысяч им мало. Но, когда начинаешь спрашивать, выясняется, что у них в регионе 3 - 4 тысячи можно заработать. Рыба ищет, где глубже, человек – где лучше, но мы тоже не можем бесконечно повышать, иначе тот же Ленинский мост будет не 3,5 миллиарда стоить, а 5,5, - подытожил глава города.
«ДВА ГОДА ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ НЕ ПОВЫШАЛИСЬ НИ НА КОПЕЙКУ»
Огромный дефицит рабочих рук – в сфере благоустройства и ЖКХ, однако, как ни странно, гастарбайтеров здесь на порядки меньше. Сказывается низкий уровень зарплат.
Так, почти 2,3 тыс. человек работают в сфере благоустройства, средняя зарплата здесь – 17,6 тыс. рублей. По словам председателя комитета внешнего благоустройства Игоря Куляжева, дефицит рабочих кадров для обеспечения стабильной работы дорожных предприятий составляет 491 человек, в том числе 168 механизаторов, дорожных рабочих, озеленителей, электромонтеров 322 человека.
- Благодаря тому, что в 2011 году был увеличен тариф на текущее содержание улично-дорожной сети, впервые за последние годы заработная плата водителей выросла на 40 процентов, - отметил Куляжев. – В среднем водители получают 24,4 тысячи рублей, что сделало отрасль более привлекательной, хотя для водителей спецтехники нужна высокая квалификация.
Иностранцев работает здесь мало, но, как говорится, лиха беда начало: уже трудятся 43 человека. В основном они, правда, приходят летом.
В жилфонде гастарбайтеров тоже немного. Из имеющихся 10 тыс. рабочих мест вакантны более тысячи, самая дефицитная профессия – это дворник, сообщил председатель комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин. Средняя зарплата дворника – от 9 до 12 тыс. рублей в зависимости от района.
- Тариф в 2,57 рубля с квадратного метра не меняется уже третий год, - посетовал он. - Примерно половина уходит непосредственно на зарплату, остальное – налоги, инвентарь. Обычная пятиэтажка или «хрущевка» способна дать на зарплату дворнику не более 3 - 4 тысяч рублей в месяц, если работать люди будут по нормативу.
Поэтому и здесь, судя по всему, за гастарбайтерами будущее, хотя фактически машут лопатами в городе всего 73 «джамшуда».
- Из-за резкого роста коммунальных платежей мы два года подряд не повышаем тарифы на жилищные услуги ни на копейку, - прокомментировал Метшин. – Результат – 9 - 12 тысяч зарплата у дворников, соответственно, такая же и работа…
Впрочем, поискать денежку на повышение зарплат на сей раз решили не в карманах жильцов. Часть проблем может решить ликвидация порочной практики нового вида перекрестного субсидирования, при котором жилищники за свой счет оплачивают недосбор по платежам за тепло, электричество и воду. Несмотря на то, что собираемость платежей ЖКХ сегодня составляет 95%, УК вынуждены рассчитываться с коммунальщиками по полной.
- Вот эти 5% и «воруются» с жилого фонда, - отметил Метшин. - И так два года не повышают, а тут еще с общего котла забирают в пользу энергетиков! Правительству мы предложили выход – это согласованный с другими городами республики переход на прямые договоры с населением. Тогда деньги, собранные на жилищные услуги, пойдут жилищникам – другие регионы на это давно перешли.
КАЗАНИ НЕ ХВАТАЕТ ТРЕТИ МЕДРАБОТНИКОВ
Однако, пожалуй, наиболее тяжелая ситуация с кадрами сложилась в медицине. По словам главы управления здравоохранения Рамиля Ахметова, укомплектованность врачами – менее 70%, на том же уровне ситуация со средним медперсоналом, а по 35 специальностям наблюдается еще более острый дефицит.
- На сегодняшний день у нас недокомплект – 400 врачей, и если они к нам сегодня приедут, мы их всех готовы трудоустроить, - практически пригласил в Казань медиков Ахметов. – В нашем медуниверситете каждый год 150 выпускников врачебных специальностей – из них доходят до наших учреждений примерно человек 50 - 60, а через два-три года остается половина…
Высокие требования, огромнейший объем бумажной работы отпугивают молодых специалистов, добавил он. 804 врача за пять лет оттянула и частная медицина. И вот последняя капля – государственная программа привлечения специалистов на село, по которой врачам полагается 1,2 млн. рублей «подъемных». 18 специалистов уже уехали в глушь.
В качестве выхода Ахметов назвал только предоставление врачам жилья – в частности, он намерен предложить четыре площадки под строительство арендных домов. Также он предложил обустроить служебные малосемейки на месте детских поликлиник, переезжающих с первых этажей домов в новые здания.
Метшин отметил, что ничего против частной медицины не имеет, но и «бесплатную помощь никто не отменял».
- Несмотря на то, что сфера медицины по закону относится к полномочиям субъекта, мы не можем спокойно наблюдать сложившуюся картину, ведь это наши люди. Мы миллионный город, и на 30 процентов система здравоохранения неукомплектована медперсоналом… Это вовремя не приезжающие на вызовы врачи, это вовремя не оказываемая медицинская помощь! – вздохнул мэр. - Готовьте предложения. Такие мелкие вещи, как первые этажи двух освободившихся поликлиник, вопрос не решат. С учетом еще и того, какой процент ваших работников – пенсионеры.
Подводя итог, Метшин напомнил, что еще совсем недавно в этом же зале приходилось искать решение противоположной проблемы – бешеного роста безработицы. Теперь, наоборот, негде взять рабочие руки. Тем не менее на том же Дальнем Востоке, где недавно побывала татарстанская делегация в рамках старта эстафеты огня Универсиады, ситуация еще хуже:
- На стройках АТЭС практически все работники были приезжие. Зарплата 48 тысяч рублей, местных на такие деньги найти не могут… Посетив "тамошний" Sollers, который построен в основном нашими специалистами, мы поняли, какой в Татарстане трудолюбивый народ. Наши там на вес золота. Они за них держатся, создают им условия, оплачивают перелеты, квартиры, молятся – не уезжайте. Но мы со своими разговаривали, они говорят: мечтаем только об одном - поскорее вернуться в Татарстан, - поделился впечатлениями мэр.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 91
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.