В ПРОТИВОВЕС ПОБЕДАМ CHINOOK, AIRBUS, APACHE, RAFALE

Контракт на 59 «вертушек» можно назвать долгожданным. Впервые о возможности такого заказа сообщила в ноябре 2011 года газета The Times of India. Высокопоставленный источник рассказал изданию, что сумма предполагаемого контракта - примерно $1 миллиард. Подписать документ должны были 1 ноября во время визита Владимира Путина в Индию, но визит президента РФ тогда перенесли.

59 вертолетов должны стать дополнением к контракту 2008 года, по которому «Рособоронэкспорт» обязался поставить Индии 80 Ми-17В-5 на $1,35 миллиарда. По данным центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), 21 машина была поставлена в октябре-декабре 2011-го, а в 2012 году было передано не менее 30 вертолетов. Первая эскадрилья новых Ми-17В-5 была введена в состав ВВС Индии 29 июня на авиабазе «Барракпур». Поставка должна быть завершена в 2014 году.

Отметим, что новому контракту на Ми-17В-5 предшествовал ряд провалов российской авиатехники в индийских конкурсах. В апреле 2011-го российский МиГ-35 проиграл французскому Rafale рекордный по сумме ($10 млрд.) тендер на поставку 126 средних истребителей. В ноябре того же года российский Ми-28НЭ «Ночной охотник» проиграл американскому AH-64D Apache Longbow конкурс (сумма контракта - $1,4 млрд.) на поставку 22 ударных вертолетов. В ноябре 2012-го самолет-танкер A330MRTT от концерна Airbus обошел российский Ил-78МКИ в тендере на поставку 6 таких самолетов (стоимость контракта – $1 млрд.). В это же время вертолет Ми-26Т2 проиграл американскому CH-47F Chinook от Boeing (стоимость контакта на 15 машин – $1 млрд.).

МАРШАЛ БРАУНИ ДОВОЛЕН РАБОТОЙ МИ-17

Каковы причины этих поражений?

Первая. Стремление Индии не зависеть на 80% от поставок из России.

Вторая. Как отмечает ЦАМТО, по мере роста финансовых возможностей индийцы все чаще делают выбор в пользу более сложных американских, британских, французских, итальянских, израильских систем вооружений. Тот же Ил-78 по сравнению с A330MRTT выглядит устаревшим по авионике, топливной эффективности, дальности полета, количеству членов экипажа. Впрочем, в случае с весьма совершенным Ми-26Т2, видимо, сыграла все-таки цена – он оказался дороже американского Chinook.

Третья. Индийские военные недовольны тем, как Россия относится к послепродажному обслуживанию своей техники и к поставкам запчастей. Это недавно признало и руководство федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

На этом фоне недавнее заявление главкома ВВС Индии маршала Нормана Анила Кумара Брауни о том, что в ВВС довольны работой российских военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, введенных в боевой состав ВВС Индии в начале 2012 года, дорогого стоит.

Как не раз заявлял генеральный директор ОАО «КВЗ» Вадим Лигай, индийские Ми-17В5 – «довольно сложный вертолет, по которому был проведен большой объем опытно-конструкторских работ». На эти машины, например, устанавливается навигационно-пилотажный комплекс типа «стеклянная кабина», а не традиционные приборы-«будильники». Кстати, до конца 2012 года компания «Р.Е.Т. Кронштадт» планировала поставить Индии два комплексных тренажера вертолета Ми-17В-5.

Предположительно в Индии эксплуатируются 297 вертолетов советско-российского производства (64% индийского вертолетного парка). 229 из них сделаны на КВЗ: Ми-8Т (61), Ми-17 (94), Ми-8П (7), Ми-172 (5 гражданских и 6 двойного назначения), Ми-17-1В (56). Первые Ми-8 поступили на вооружение ВВС Индии в 1971 году, а Ми-17 - в 1985-м, и достойно показали себя в том числе в боевой обстановке. Контракты КВЗ с Индией по количественным показателям не идут ни в какое сравнение с ближайшими «преследователями» - Египтом - 24 вертолета (данные предположительны) и Венесуэлой - 40.

КУСОЧЕК «ИНДИИ» ДОСТАНЕТСЯ И КАПО

Несмотря на вышеперечисленные неудачи, Путин в своей предваряющей нынешний визит статье (опубликована вчера в индийской газете «Хинду») называет военно-техническое сотрудничество между Индией и Россией беспрецедентным. Это справедливо – речь идет о фрегатах, атомных подводных лодках, авианосце, танках, крылатых ракетах, реактивных системах залпового огня, противотанковых системах. Есть успехи и в авиационной сфере. Это поставка 6 вертолетов Ка-31; продолжение лицензионной сборки Су-30МКИ (оценочно, план на 2012 год составлял 24 самолета); на заключительной стадии находятся переговоры по поставке 42 новых истребителей Су-30МКИ «Супер Сухой» стоимостью $3,77 млрд.; планируется подписать контракт на реализацию этапа проектирования и разработки истребителя пятого поколения FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft); по неподтвержденным данным, «Рособоронэкспорт» подписал с индийской стороной контракт на $5 млрд., предусматривающий лицензионное производство в Индии из российских комплектующих до 970 двигателей АЛ-31ФП для истребителей Су-30МКИ.

Казани непосредственно касаются договоренности между «ОАК-Транспортные самолеты», «Хиндустан аэронотикс лтд.» (ХАЛ) и Multirole Transport Aircraft Ltd. (MTAL). 28 мая они подписали генеральный контракт на проектирование многоцелевого транспортного самолета - МТА. Подписание контракта дает старт (хотя и после 12 лет (!) разговоров) проектным работам по техническим заданиям, утвержденным МО Индии и МО России, и открывает финансирование этих работ, считает ЦАМТО. По документам минпромторга РФ, ОАО «КАПО им. Горбунова» обещано участие в производственной кооперации по этой программе. По всей видимости, речь идет о продукции предприятия «КАПО-Композит», которое должно заработать в первом квартале 2013 года. Первый полет транспортника намечен на 2016 год.