ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ: КАК «КАЗАНЬ» ТУРКАМ ПРОДАЛИ

Первые упоминания о планах Татарстана построить собственный танкерный флот относятся к 1992 году. Потом о проекте долго не было ничего слышно, но 5 марта 1998-го появилось постановление кабмина РТ «О внесении имущественного вклада РТ в уставный капитал совместной судовладельческой компании TNF Holdings Inc». К тому времени на балансе республиканской дирекции проекта нефтеналивного флота при кабмине РТ находилось имущество общей стоимостью более $5 млн., в том числе один недостроенный и один лишь заложенный танкеры и импортные комплектующие для них.

А в апреле 1999 года появилось постановление «О создании танкерного флота РТ». Целью заявлялось «создание условий для реализации вертикальной интеграции нефтехимического комплекса РТ, включая добычу и переработку нефти, сбыт и транспортировку нефтехимических продуктов». Постановлением предполагалось строить не только речные и морские танкеры, но и суда-хранилища, сухогрузы и контейнеровозы и другие типы судов; участвовать в разработке нефтяных месторождений; создать дистрибьюторскую сеть по реализации нефтепродуктов. Межведомственной комиссии по структурно-инвестиционной политике при кабмине РТ предлагалось рассмотреть в возможность предоставления проекту создания танкерного флота РТ статуса одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора.

460-2.jpg

Завод построит серию из восьми танкеров. Первый из них был «Альметьевск». Вся серия будет называться именами городов, находящихся в сфере деятельности «Татнефти». Весь заказ оценивается ориентировочно до 150 миллионов долларов

О том, чем завершилась танкерная эпопея для татарстанских судостроителей, газете «БИЗНЕС Online» напомнил заместитель генерального директора по судостроительному производству ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «АК Барс») Валерий Горелов:

«Да, сегодняшний танкерный проект не первый. Первый двенадцатитысячник мы строили для Казахстана, но потом, в связи с объективными обстоятельствами, проект был переделан под Азербайджан. Мы передали ему танкер в 2007 году, он сейчас эксплуатируется на Каспии.

Можно вспомнить и проект строительства татарстанского танкерного флота. Даже компания специальная создана была, были назначены генеральный и технический директоры. Подготовили проект, но он был реализован только корпусом одного танкера (кстати, под именем «Казань»). И опять же в связи со всякими обстоятельствами этот корпус был продан в Турцию, где его достроили». 

460-3.jpg

По традиции о носовую часть танкера разбили бутылку шампанского. Затем док-камера начала заполняться водой, и танкер перешел в новое для себя состояние

ТАНКЕРЫ БУДУТ ХОДИТЬ КРУГЛЫЙ ГОД

Заказчик строительства танкеров проекта RST25 - ОАО «Лизинговая компания Ак Барс БАНКА «Финансовая Экономическая Группа». А получит суда московская группа компаний «Нафта-инвест», по данным «БИЗНЕС Online», близкая к структурам ОАО «Татнефть».

13 июня в Зеленодольске спустили на воду головной танкер – «Альметьевск». Тогда представитель московской компании рассказал «БИЗНЕС Online»: «Мы оперируем по перевозкам с нефтеперерабатывающим заводом «ТАНЕКО» в навигацию и, естественно, заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с компанией «Татнефть». Поэтому в качестве развития данного направления бизнеса приняли решение начать строительство собственного наливного флота. Естественно, мы ориентируемся на Татарстан и стараемся поддерживать ее, всячески откликаемся на ее просьбы. И вот была просьба рассмотреть возможность строительства именно на судостроительном заводе Зеленодольска. Не буду скрывать - мы вначале с недоверием относились к строительству здесь, потому что завод исторически был ориентирован на гособоронзаказ. Это единичные проекты, а нам хотелось сделать серию. Это первый момент. И второй момент - в гражданском судостроении иные требования по приемке и качеству сборки судов… Но мы счастливы, что этот проект реализовался, что завод выдержал сроки, которые были по контракту… Танкер будет ходить по Волге, выходить в Черное море и ходить в Турцию». Он также уточнил, что танкеры новой серии будут работать круглый год: в навигацию - для «Татнефти», а в зимний период будут ходить по маршруту «Санкт-Петербург – Роттердам».

460-4.jpg

Гендиректор завода Ренат Мистахов отметил, что важнейшая задача судостроителей по сдаче танкеров – это проведение испытаний и своевременная передача судов заказчику 

Как рассказал сегодня «БИЗНЕС Online» Горелов, и «Альметьевск», и «Бавлы» планируется передать в эксплуатацию в этом году. Первый сегодня проходит швартовные испытания и готовится к ходовым. На втором идут электромонтажные работы, швартовные испытания запланированы на сентябрь». Горелов отметил, что с зеленодольским заводом им. Горького пока заключен контракт на два танкера проекта RST25. Будет ли продолжение, видимо решится, по первым итогам их эксплуатации.

Фото Максима Платонова