«Татнефть» подала в Арбитражный суд Татарстана иск к Казанскому авиазаводу — филиалу «Туполева» (КАЗ) и к самому «Туполеву» «Татнефть» подала в Арбитражный суд Татарстана иск к Казанскому авиазаводу — филиалу «Туполева» (КАЗ) и к самому «Туполеву» Фото: tatarstan.ru

Суета вокруг Ту-214

1 ноября «Татнефть» подала в Арбитражный суд Татарстана иск к Казанскому авиазаводу — филиалу «Туполева» (КАЗ) и к самому «Туполеву» на 5,6 млрд рублей. Суть претензий не обнародуется. В «Татнефти» и «Туполеве» ситуацию не комментируют. По информации источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме, речь идет о возврате денег, которые нефтяники заплатили за строительство пассажирских лайнеров Ту-214.

Напомним, после того как весной 2022 года заговорили о возобновлении (после 15-летнего перерыва) выпуска Ту-214, решение вопроса полгода находилось в подвешенном состоянии. Тогда правительство Татарстана, как инициатор проекта, решило подстегнуть процесс. 20 октября раис РТ и председатель совета директоров «Туполева» Рустам Минниханов заявил о том, что республика сама закажет четыре самолета — для своей авиакомпании «ЮВТ Аэро». По известным данным, бугульминский авиаперевозчик принадлежит «Татнефти», она и выступила покупателем.

Первые два Ту-214 ЮВТ должна была получить в октябре 2024 года, вторую пару — в сентябре 2025-го. Но в августе 2023 года стало известно, что стартовую пару отдадут другим заказчикам (один из них известен, это один из крупнейших российских страховщиков — «Согаз»), а взамен бугульминцам пообещали два самолета в 2026-м.

Расхватывают на бизнес-джеты: первый Ту-214 забирают в «Согаз» – для VIP-полетов

Причина — деньги. Как известно, для запуска массового строительства отечественных самолетов летом 2023 года сформировали программу их льготного лизинга, а стартовым заказчиком назначили «Аэрофлот», как главного игрока рынка авиаперевозок. Схема выглядела так. Минфин РФ на средства ФНБ выкупает размещаемые под проект облигации лизингодателя (ростеховский «Авиакапитал Сервис»). Тот на эти деньги приобретает самолеты, отдает их авиакомпаниям и за счет их лизинговых платежей погашает облигационный заем. Для перевозчиков лизинг облегчался и снижением цены самолета, исходя из которой начисляется лизинговый платеж. В случае с Ту-214 это выглядело так: реальная цена — примерно 6 млрд рублей, по программе льготного лизинга — 3,144–3,285 миллиарда.

Первые два Ту-214 ЮВТ должна была получить в октябре 2024 года, вторую пару — в сентябре 2025-го Первые два Ту-214 ЮВТ должна была получить в октябре 2024 года, вторую пару — в сентябре 2025-го Фото: «БИЗНЕС Online»

ЮВТ же четыре своих Ту-214 контрактовала до появления программы (т. е. по реальной цене), но с ее появлением власти РТ посетили сомнения: мы будем платить сполна, а другие только половину — несправедливо. По информации источников, соглашение решили переиграть на льготный вариант, но встретили возражение: сначала возьмите заказанное, а когда в 2026 году будем корректировать программу, вставим туда другие ваши самолеты (предположительно, всего ЮВТ хочет 10 Ту-214). Но, на счастье республики, нашлись структуры, которым машины данного типа потребовались как можно быстрее. Им и уступили два лайнера, что устроило все заинтересованные стороны.

Какая кошка пробежала между «Туполевым» и «Татнефтью»

Получается, до недавнего времени решение по бортам ЮВТ выглядело следующим образом: два самолета перевозчик берет по реальной стоимости, а остальное приобретается по льготному варианту. Что произошло далее, неизвестно, но, по информации наших источников, «Татнефть» и «Туполев» договорились о возврате авиастроителям денег за два вышеупомянутых лайнера.

О производственных проблемах КАЗа уже было сказано много: затягивающееся техперевооружение, неритмичная закупка материалов и комплектующих, отсутствие межотраслевой кооперации, нехватка рабочих рук О производственных проблемах КАЗа уже было сказано много: затягивающееся техперевооружение, неритмичная закупка материалов и комплектующих, отсутствие межотраслевой кооперации, нехватка рабочих рук Фото: «БИЗНЕС Online»

Вероятнее всего, главными в этом решении стали два фактора. Первый: стало понятно, что своих самолетов ЮВТ не увидит ни в 2025, ни в 2026 годах. Напомним, в ноябре 2023-го начало поставок Ту-214 перенесли с 2023-го на 2024-й, а в нынешнем мае стало известно, что в 2024-м поставят только 1 лайнер вместо 7, а в 2025-м — 4, а не 10. Но, вероятнее всего, не будет выдержан и этот график. Чтобы дать представление о нынешнем темпе строительства Ту-214, надо напомнить, что сегодня КАЗ готовится поднять самолет (корпоративный борт минпромторга РФ), производство которого началось еще в 2019-м и который уже два года находится в цехе окончательной сборки. Между тем следующие в очереди — «Согаз» и МЧС, которому нужен специальный борт.

О производственных проблемах КАЗа уже было сказано много: затягивающееся техперевооружение, неритмичная закупка материалов и комплектующих, отсутствие межотраслевой кооперации, нехватка рабочих рук. И в целом — «давались слишком радужные обещания», как выразился управляющий директор «Туполева» Константин Тимофеев. «Если в декабре считалось, что в этом году мы легко сделаем четыре машины Ту-214, то, когда разобрались по трудоемкости, оказалось, что самолеты находятся только в самом начале производственного цикла. А цикл — это минимум два года», — констатировал он минувшим летом. Очевидно, что не так просто идет программа импортозамещения, ведь, как выяснилось, на Ту-214 надо заменить 15 основных и 30 второстепенных систем. Словом, приходится признать: даже полная оплата заказа (а «Татнефть» сделала именно так — по-видимому, это беспрецедентный факт в истории новейшего российского самолетостроения) не гарантирует его выполнения.

Константин Тимофеев о выпуске Ту-214: «Давались слишком радужные обещания»

Второй фактор — пересмотр программы авиастроения до 2030 года. Как выяснилось, по другим самолетам тоже давались «слишком радужные обещания». Стало понятно, что построить за этот срок такое количество воздушных судов (около 600) промышленность не в состоянии, а некоторые из них и вовсе получаются не соответствующими изначально заявленным характеристикам. Плюс уже очевидно, что будет пересмотрена и программа льготного лизинга, но какой она в итоге станет, пока неизвестно…

В итоге, по данным наших источников, деньги за один самолет «Туполев» нефтяникам вернул, а со средствами за четвертый вышла задержка, и «Татнефть» была вынуждена обратиться в суд. Кстати, данный иск впервые официально указывает на реальную цену Ту-214 для авиакомпаний — 5,6 млрд рублей.

«ЮВТ Аэро» уже переучила на Ту-214 6 пилотов: пока их готовность поддерживают тренажерной подготовкой, а весной 2025 года начнется летная практика «ЮВТ Аэро» уже переучила на Ту-214 6 пилотов: пока их готовность поддерживают тренажерной подготовкой, а весной 2025 года начнется летная практика Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

Бюрократическая формальность?

Словом, есть основания смотреть на ситуацию в самых мрачных тонах: «Туполев» рассчитывается с «Татнефтью» и о контракте на Ту-214 для ЮВТ можно забыть, положение не спасло даже то, что в обеих компаниях один председатель совета директоров — Минниханов. В ЮВТ ситуацию не комментируют.

Но, как заверяют источники «БИЗНЕС Online» в ОАК, контракт не аннулируется, а процедура возврата денег суть формальность, которая необходима «для юридического оформления статуса взаимоотношений, то есть сдвига сроков вправо». Наши собеседники в ОАК подчеркнули, что ЮВТ сильно заинтересована в получении Ту-214 и продолжает рассматриваться как «приоритетный эксплуатант». Здесь напомним, что после отказа «Аэрофлота» от Ту-214 ЮВТ оставалась единственной коммерческой авиакомпанией, заключившей твердый контракт на Ту-214: договоренности с «Якутией», S7, «ИрАэро» и Государственной транспортной лизинговой компанией — это пока только соглашения о намерениях.

Час икс для «ЮВТ Аэро»: «Аэрофлот» все-таки отказался от Ту-214

Что касается «заинтересована», то действительно, с Bombardier CRJ200 канадского производства (их у перевозчика 7) в существующих политических условиях строить планы на будущее невозможно. Прежде всего речь идет о техническом обслуживании и ремонте, которые сегодня по понятным причинам серьезно усложнились. Добавим, что бугульминские CRJ200 весьма возрастные. По известной информации, на крыле они будут еще максимум 5–6 лет.

Более того, «ЮВТ Аэро» уже переучила на Ту-214 6 пилотов: пока их готовность поддерживают тренажерной подготовкой, а весной 2025 года начнется летная практика. Подобраны кандидаты на должности бортинженеров. Некоторые претенденты уже прошли медкомиссию. Всего потребуется по четыре экипажа на борт.

Тем временем, как сообщают источники «БИЗНЕС Online», КАЗ готовит к выкатке на летно-испытательную станцию вышеупомянутый Ту-214 для минпромторга. Будем надеяться, что первый полет этого борта затмит текущие неурядицы и станет новой точкой отсчета в жизни КАЗа.